ФОТО: Печский монастырь
Название Косово происходит от слова «кос», сербского названия дрозда, а Метохия от слова «метох», то есть собственности, принадлежащей православному монастырю.
Сербы с давних времен жили в Косово и Метохии, а в средние века там был политический, культурный и духовный центр государства Сербии, с сотнями церквей, монастырей и «задужбинами» дворянства - зданиями построенным во спасение души.
Город Призрен являлся сербской средневековой столицей, а в непосредственной близости от города Печ находится один их главных центров сербского православия – Печский монастырь. На Соборе, созванном королём Сербии Стефаном Душаном в Скопье в 1346 году, Печская архиепископия получила статус Патриархата с резиденцией Патриарха в городе Печ, из-за чего получила наименование Печской, что было признано Константинополем в 1375 году.
В 1389 году войска сербских князей потерпели поражение в битве на Косовом поле, что привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году и на протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи. В это же время произошел исход сербов с территории Косово и Метохии, а на покинутые территории шло активное проникновение исламизированных албанцев, которые в итоге составили большинство населения.
После нескольких веков турецкого владычества сербская и черногорская армии в 1912 году освободили Косово и Метохию. Тогда территория Косово возвращается в состав Сербии, и большая часть Метохии становится частью Черногории.
Новая ситуация не нравилась местным албанцам, которые во время Первой мировой войны открыто выступали на стороне оккупационных сил Австрии, Германии и Болгарии, стремясь создать так называемую Великую Албанию.
После Первой мировой войны новообразованное Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года Королевство Югославия) начало планируемое возвращение сербов в Косово и Метохию, на их родину, но албанцев такое положение вещей не устраивало. Они организуют открытое вооруженное восстание против нового правительства, и король Александр был вынужден использовать армию, чтобы подавить выступление.
Недовольная созданием Югославии, албанцам из Косово и Метохии поддержку в распространению ненависти к сербам, дает фашистская Италия, которая в начале Второй мировой войны аннексирует большую часть Косово и Метохии и присоединяет к так называемой Большой Албании.
При помощи итальянцев, а потом и немцев, местные албанцы формируют силы квислингов, так называемых балистов, которые уничтожали дома и имущество сербов, убивали православных верующих.
После образования коммунистической Югославии под руководством Тито, в большей части Косово происходит широкомасштабное восстание албанцев против Народно-освободительной армии Югославии. Привлекая значительные части вооруженных сил, которые тогда были крайне необходимы в борьбе против нацистов и квислингов в Хорватии и Словении, только в марте 1945 года Тито частично сумел остановить албанское восстание в Косово.
В то же время новое правительство Тито, чтобы успокоить местных албанцев, запретило возвращение изгнанных сербов и черногорцев на территорию Косово, но это не помогло урегулировать ситуацию. На территории региона группировки квислингов действовали еще несколько лет, совершая кровавые нападения и террористические вылазки против местных сербов.
После Второй мировой войны Косово и Метохия стали автономной областью в составе Сербии.
В середине 1960-х годов, после смерти премьер-министра Слободана Пенезича Крцуна и смещения заместителя Тито Александара Ранковича, Сербия практически осталась обезглавленной, а главную роль в руководстве Югославией взяли на себя политические деятели из Хорватии и Словении.
Этой ситуацией решили воспользоваться албанцы, которые снова начали активно работать над отделением Косово от Сербии и Югославии, и присоединению к Албании. В ноябре 1968 года из названия Автономный край Косово и Метохия, слово Метохия было вычеркнуто как нежелательное свидетельство многовекового сербского и православного существования монастырей на этой территории.
Благодаря изменениям федеральной Конституции в 1974 году Косово почти получило статус федерального субъекта СФРЮ. Тем не менее, краевое албанское руководство пошло на обострении ситуации, организовав протесты по всему Косово в 1968 и 1981 годах, сначала с требованием присоединения к Албании, а потом и созданием независимой Республики Косово. Югославские власти в обоих случаях прибегли к проверенному способу - против мятежных албанцев использовалась армия.
Новые албанские протесты вспыхнули в 1989 году, которые были поддержаны руководством Словении, что, как полагают некоторые исследователи, стало прологом к распаду Югославии, до которого оставалось два года. Любопытно, что и на этот раз власти СФРЮ одобрили использование армии против мятежных албанцев и ввели чрезвычайное положение в Косово. 28 июня 1989 года, в годовщину битвы на Косовом поле, во время митинга президент Югославии Слободан Милошевич заявил в связи с конфликтом сербов и албанцев в Косово: «Я хочу вам сказать, товарищи, что вы должны оставаться здесь. Это ваша земля, это ваши домашние очаги, ваши поля и сады, это ваша история. Вы не должны оставлять эту землю только потому, что жизнь здесь трудна, потому, что вы подвергаетесь унижениям. Сербы и черногорцы никогда не пасовали перед трудностями, никогда не отступали в часы сражений. Вы должны оставаться здесь — во имя ваших предков и ваших потомков. Югославия не существует без Косова!».
После принятия новой Конституции Сербии в 1990 году, Косово потеряло практический статус федерального субъекта Югославии, и с тех пор оно существует под названием Автономный край Косово и Метохия, занимающим 10. 887 км², примерно 1/8 территории Сербии (для сравнения, по площади Косово превосходит такую страну, как Ливан). Согласно результатам переписи 1991 года, в крае проживало почти два миллиона человек (82% албанцев, 11% сербов, и 7% других национальностей).
25 июня 1991 года Словения и Хорватия объявили о своей независимости. Против выхода из состава Югославии выступили хорватские сербы, после чего начались вооружённые столкновения между хорватами и сербами, быстро переросшие в гражданскую войну, которая быстро перекинулась в Боснию и Герцеговину. В течение этого времени албанские сепаратисты за рубежом организуют и готовят террористические акции в Косово и Метохии. Как считает ряд исследователей этих событий, сепаратистам активно помогали Соединенные Штаты, Германия, Великобритания, Турция и Албания, а финансовые потоки были организованы за счет денег албанской мафии, «зарабатывавшей» на торговле наркотиками. Не признавая государство Сербию, на территории Косово и Метохии местные албанцы организуют свои параллельные гражданские органы власти, финансируемые из-за рубежа.
С 1996 года с территории Албании в Косово и Метохии перебрасываются многочисленные террористические группы и отряды. Под названием Освободительная армия Косово (ОАК) они совершают террористические нападения на представителей государственной сербской администрации, а также на тех албанцев, которые не хотели их поддерживать.
Среди так называемых полевых командиров уже тогда «отличились» нынешние лидеры Косово Хашим Тачи и Рамуш Харадинай, ответственные за многочисленные преступления. Сам Харадинай в автобиографической книге «Исповедь о войне и свободе» позже признавался: «Первую партию оружия для Косова я приобрел в 1991 году в Албании: ручные гранаты, пистолеты... Многие военные тренировки мы проводили в Албании... намечалась переброска в Косово 50 тысяч бойцов (…) Мы постоянно нападали на сербские силы. В любом месте. Днем и ночью. Не скрываясь. Каждый день мы убивали сербских полицейских...». По данным сербских источников, за два года его командования в Метохии были убиты более 300 человек, не менее 400 — похищены и пропали без вести. Тогда же он получил свое прозвище — Улыбка. Убивая, он улыбался.
ФОТО: 1998, май, Граница с Албанией, захваченные террористы
Автор: Владица Крстич
В течение 1998 года поток боевиков ОАК на территорию Косово резко усилился, группировки начали практически открытую войну с сербскими силами безопасности. В силу этого обстоятельства в августе того же года сербские полицейские силы с помощью армии начали крупное наступление против ОАК, в результате которого террористы были полностью уничтожены и разгромлены.
ФОТО: 1998, август, село Рогово у границы с Албанией, вооружение террористов
Автор: Владица Крстич
И именно тогда слово взял Запад. США и ЕС начали оказывать дипломатическое давление на руководство СР Югославии, требуя от Белграда вывести силы из края и предоставить местным албанцам больше автономии. В октябре 1998 года президент СРЮ Слободан Милошевич достиг соглашения с эмиссаром США Ричардом Холбруком о размещении миссии наблюдателей ОБСЕ (верификатории) в Косово и Метохии и выводе части военных и полицейских сил из края.
Главой верификаторов стал Уильям Вокер, который, по некоторым данным был кадровым офицером ЦРУ. Его сотрудники приступили к осмотру сербских военных и полицейских объектов и подразделений, где , как выяснилось позже устанавливали радиомаяки: через несколько месяцев именно по этим сигналам будут на цели будут наводиться боевые самолеты ракеты НАТО.
Несмотря на присутствие так называемых международных наблюдателей, террористы продолжали проникать с территории Албании и совершают новые нападения на полицию, армию и гражданское население.
В январе 1999 года сербские силы уничтожают крупную террористическую группу в деревне Рачак. Эти события, как выяснилось позже, и стали катализатором натовской агрессии против СРЮ. Согласно сербским источникам, 8-10 января 1999 года в окрестностях Рачака произошли несколько нападений боевиков ОАК на югославских полицейских, в результате чего погибли 4 сотрудника МВД Югославии. По данным МВД, при попытке полицейских подразделений войти в село по ним был открыт огонь из стрелкового оружия и миномётов, а сепаратисты ОАК укрывались в окопах и импровизированных бункерах. После прорыва обороны сепаратисты отступили в горы к югу от села. По сообщениям югославской полиции, в бою были убиты несколько десятков сепаратистов, большая часть которых была одета в униформу ОАК.
Утром 16 января в самом селе и его окрестностях, которое вновь было под контролем боевиков, тела погибших были предъявлены журналистам. По их описаниям некоторые люди были убиты выстрелом в голову с близкого расстояния, одно из тел было обезглавлено. АОК признала, что 8 убитых были её боевиками. Так как югославские эксперты отказались заходить в село без сопровождения полиции, 18 января был проведён новый штурм села. Около 60 полицейских при поддержке бронетехники вошли в село, что позволило судье Данице Маринкович в сопровождении трёх международных наблюдателей осмотреть трупы и забрать их в Приштину для дальнейшей экспертизы. Совместное исследование белорусских и сербских экспертов в присутствии двух представителей миссии ОБСЕ в крае началось 19 января. Вскрытие тел проводил профессор Вуядин Оташевич. Согласно озвученным экспертами выводам, найденные в селе 40 тел убитых, не были казнены, на их руках найдены следы пороха, что свидетельствовало о том, что убитые держали в руках оружие и об их принадлежности к албанским сепаратистам.
Как утверждает руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Елена Гуськова, после белорусских экспертов экспертизу провели специалисты из Финляндии. По их мнению, большинство убитых были албанскими военными, затем переодетыми в гражданскую одежду. На пальцах были найдены следы пороха, а пулевые отверстия были найдены на телах, но не на одежде. Однако их доклад не был опубликован. В свою очередь, Комиссия Европейского Союза под руководством Хелены Ранты, укомплектованная в основном финскими специалистами, опровергла выводы сербско-белорусских экспертов. Специалисты из ЕС в частности утверждали, что жертвы были безоружными гражданскими лицами, расстрелянными в упор. Любопытно, что директор Института судебной медицины Гамбурга Клаус Пюшель, который изучил заключение финских патологоанатомов, заявил, что экспертиза не показала никаких свидетельств того, что убитые были мирными жителями, и тем более того, что они были убиты сербскими военными. Согласно результатам исследований финских и белорусских экспертов из обнаруженных 45 жертв в Рачаке 39 были боевиками ОАК, убитыми в боях с сербской полицией и привезенными из других районов Косова. Клаус Пюшель поддержал эти выводы.
Забегая вперед скажем, что 10 июля 2006 года, Гаагский трибунал исключил из обвинительного списка, предъявленного сербским генералам, в том числе и пункт о массовом убийстве в Рачаке.
Так или иначе, но выводы финских экспертов о событиях в Рачаке стали новым поводом для давления на официальный Белград, представители которого поехали на переговоры с представителями косовских албанцев в феврале 1999 года в Рамбуйе в окрестностях Парижа. Но соглашения достичь не удалось. В середине марта США и Великобритания представили проект урегулирования, предусматривавший полную политическую автономию Косово, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии и сил МВД. Кроме того, в проект соглашения был включён пункт об утверждении окончательного статуса Косово спустя три года «волей народа», что для югославской делегации было неприемлемо. Также вывод югославских сил расценивался сербами как сдача края албанцам. Проект был принят албанской стороной, но отвергнут югославской и Россией. 23 марта югославская делегация согласилась принять политическую часть предложения, но отказалась позволить войскам НАТО занять Косово и Метохию.
После того, как Слободан Милошевич отказался принять такой ультиматум, 24 марта 1999 года, вопреки международному праву и без согласия Совета Безопасности ООН по территории Югославии силами НАТО были нанесены первые ракетно-бомбовые удары.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs