Фото: magspace.ru.
В Государственном музее современной истории России состоялась лекция преподавателя кафедры востоковедения МГИМО (У) МИД России, научного сотрудника Института востоковедения РАН, эксперта РСМД Владимира Нелидова «Россия и Япония: вечный мир или вечная неопределенность?». В ней он осветил истоки проблем, которые преследуют отношения между нашими странами. Мы приводим основные тезисы этого выступления.
22 января состоялась 25-я по счету встреча Президента России Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Однако визит японской стороны закончился, по сути дела, ничем. За нейтральной официальной риторикой скрывались разочаровывающие для Токио результаты. Почему так произошло? Для того, чтобы это понять, необходимо обратиться к истории российско-японских дипломатических отношений.
В середине XIX века Япония оставалась под властью наследственной династии сёгунов. Однако оставаться в стороне от изменений, которые затронули весь азиатский континент и привели к борьбе за его раздел между европейскими державами, островное государство больше не могло. В 1853 году к берегам Страны восходящего солнца приплыла американская эскадра под командованием Мэтью Перри. Он выдвинул ультиматум: либо японцы открывают порты для американских купцов, либо США объявят им войну. Так под давлением Вашингтона в 1854 году был подписан договор о мире и дружбе, первый в череде неравноправных договоров с западными державами – Канагавский договор. А уже в 1855 году Россия и Япония подписали Симодский трактат - документ, который впервые определил границу между двумя странами, которая разделила Курильские острова надвое: острова Итуруп и Уруп отошли Российской империи, а остальные остались в ведении Японии. Однако вслед за этим произошли драматические события, которые привели к изменению политической карты двух стран.
В 1875 году между нашими странами был подписан Санкт-Петербургский договор, по которому Россия получила остров Сахалин, однако в обмен на это вернула все Курильские острова Японии.
В ходе успешно осуществленных экономических и политических реформ Мэйдзи Япония начала борьбу за лидерство на Дальнем Востоке. По итогам Русско-японской войны и подписанного по ее итогам в 1905 году Портсмутского мира наша страна утратила южную часть Сахалина, а Токио получил возможность для аннексии Кореи. В Первой мировой войне наши страны, несмотря на существовавшие противоречия, воевали на стороне Антанты. Однако революция 1917 года и последовавший распад Российской империи, а также гражданская война на ее территории вызвали интервенцию Японии на Дальнем Востоке.
Мировой экономический кризис не мог не сказаться и на положении Японии, и уже к рубежу 1920-1930-х годов в стране наметилась тенденция ее дальнейшего скатывания к милитаризму и фашизму. Военные круги начинают экспансию на территории Китая, сначала аннексировав в 1931 году Маньчжурию, а затем в 1937 году развязав против своего сухопутного соседа полноценную войну. При этом в руководстве страны существовали определенные разногласия по вопросу определения основного вектора экспансии. Если армейские круги настаивали на продолжении экспансии на Дальнем Востоке, то командование флотом настаивало на развитии активности в Юго-Восточной Азии и Океании. Военные действия Японии на Дальнем Востоке привели к многочисленным провокациям у советских границ, делая неизбежными столкновения с СССР, самыми масштабными из которых стали боевые действия у озера Хасан в 1938 году и в Монголии у реки Халхин-Гол в 1939 году. В обоих случаях японские вооруженные силы потерпели серьезное военное поражение, что заставило их окончательно определиться с собственными приоритетами. В апреле 1941 года между Москвой и Токио был заключен договор о нейтралитете, а уже 7 декабря авиация Японии нанесла удар по военно-морским силам США, базировавшимся в Пёрл-Харборе (на Гавайских островах). Началась война на Тихом океане, где основные военные действия шли между Японией и США.
Будущее Курильских островов, как и остального Дальнего Востока, было определено участниками антигитлеровской коалиции на Ялтинской конференции, состоявшейся 4-11 февраля 1941 года. Согласно ее решениям, Советский Союз обязывался вступил в войну против Японии через два-три месяца после окончания военных действий в Европе. В обмен на это СССР получал Курильские острова и В феврале 1945 года состоялась Ялтинская конференция, участники которой определяли облик послевоенного мира, в том числе и Азии. Курильские острова в обмен на обязательство вступить в войну против Японии.
Согласно пункту 3 советско-японского пакта о нейтралитете 1941 года, сторона, принявшая решение о выходе из договора, должна была сделать заявление о его денонсации за год до окончания срока его действия. Однако документ был денонсирован советской стороной 5 апреля 1945 года, а 9 августа 1945 года СССР начал военные действия против Японии, что прекратило действие соглашения между двумя странами де-факто. Предпринимая эти действия, Москва исходила из двух основных предпосылок. Во-первых, несмотря на заключенный договор, японцы продолжали осуществлять провокации возле советских границ, захватывали и даже топили советские суда. Во-вторых, Токио, будучи союзником гитлеровской Германии, помогал ей в войне против СССР.
Вступление Советского Союза в войну коренным образом изменило ситуацию на Дальнем Востоке в ущерб Токио. 15 августа 1945 года император Японии Хирохито объявил о капитуляции. Но, несмотря на это, сопротивление продолжалось. 18 августа началась Курильская десантная операция, и к 1 сентября 1945 года все Курильские острова перешли под контроль СССР. 2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американском линкоре «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии.
На Японских островах союзными державами был установлен оккупационный режим, началось привлечение к ответственности военных преступников. Однако к 1951 году в Вашингтоне посчитали, что Япония готова к получению независимости. Была созвана Сан-Францисская конференция, на которой решался вопрос о подписании мирного договора между Токио и странами антигитлеровской коалиции. Но советская делегация во главе с Андреем Громыко отказалась подписать мирный договор, назвав его сепаратным. Для этого были определенные основания. В отдельном пункте документа указывалось, что Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года. Не была лишь указана страна, по отношению к которой эти претензии снимались. Кроме того, на конференцию не была допущена делегация Китайской Народной Республики и не был подтвержден ее суверенитет над островом Тайвань, Пескадорскими и Парасельскими островами.
Нормализация отношений между Москвой и Токио произошла только в 1956 году, когда была подписана советско-японская декларация. Согласно статье 9 этого документа, острова Малой Курильской гряды (Шикотан и Хабомаи) предполагалось передать Японии. Однако это должно было произойти в обмен на гарантию статуса нейтрального государства, который Москва ожидала от Токио. В то время союз Страны восходящего солнца с США еще не был настолько прочным, как впоследствии. Кроме того, в стране, в том числе в среде интеллектуалов, пользовались значительной поддержкой левые силы. По-видимому, идя на включение в документ возможности передачи двух островов, советский лидер Никита Хрущев надеялся, что Япония будет играть в Азии такую же роль, как Австрия и Швейцария.
Однако подобная перспектива совершенно не могла устроить Соединенные Штаты. Госсекретарь Джон Фостер Даллес дал понять японской стороне, что, если официальный Токио снимет претензии на острова Кунашир и Итуруп, то он никогда не получит обратно Окинаву, которая на основании статьи 3 Сан-Францисского мирного договора находилась тогда под управлением США.
19 января 1960 года был подписан Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией, согласно которому Вашингтон получил возможность пользоваться в течение последующих 10 лет военными базами на своей территории. Подпись под этим документом поставил подписал новый премьер-министр Японии Нобусукэ Киси. Интересно, что по окончании Второй мировой войны он, бывший соратник премьер-министра Хидэки Тодзио, министр торговли и промышленности, отвечавший за вывоз ресурсов из Маньчжурии, был признан военным преступником класса А. Однако уже к 1952 году все обвинения были с него сняты, и ему удалось вновь вернуться в политику.
В чем же камень преткновения между Японией и Россией? В Токио считают, что Ялтинские соглашения не имеют силы в вопросе принадлежности Курильских островов и обвиняют советскую сторону в нарушении пакта о нейтралитете 1941 года. Японская сторона также подчеркивает, что до 1945 Малая Курильская гряда (Хабомаи) никогда не входила в состав Российского государства. Официально эти острова считаются в Японии продолжением территории префектуры Хоккайдо.
Противоположной позиции придерживается российская сторона, которая не без основания считает, что признание территориальной принадлежности Курильских островов – это составная часть признания Японией итогов Второй мировой войны, в которой Токио потерпел поражение как союзник нацистской Германии. Пакт о нейтралитете неоднократно был нарушен сами японцами, а у их претензий на Курильские острова нет ни географических, ни исторических оснований.
В. Нелидов считает, что причина регулярно происходящей эскалации российско-японских споров из-за статуса Курил связана со внутренней политикой Страны восходящего солнца. В настоящее время Япония представляет собой конституционно-парламентскую монархию. Правящая Либерально-демократическая партия представляет собой довольно рыхлую коалицию фракций. Действующий премьер-министр одновременно и член парламента. Он находится у власти до тех пор, пока он поддерживает эту коалицию. Любой соперник может воспользоваться оплошностью, чтобы занять его место. Кроме того, на протяжении последних десятилетий вокруг вопроса о так называемых «северных территориях» сформировалось мощное лобби, с которым любому политику проще сотрудничать, чем противостоять. Это лобби опирается в своей деятельности на поддержку со стороны вынужденных переселенцев с островов и их потомков. По оценкам, приведенным В.Нелидовым, в настоящее время население Курил составляет примерно 17 тыс. человек – столько же, сколько до 1945 года здесь проживало японцев. Сейчас из этих вынужденных переселенцев в живых осталось 6 тыс. человек. Кроме того, активизация позиции Синдзо Абэ по этому вопросу объясняется и предстоящими выборами в верхнюю палату японского парламента – Палату советников.
По словам В. Нелидова, вопрос контроля над Курильскими островами – это прежде всего вопрос о контроле над морскими ресурсами в акватории Охотского моря В случае передачи Курил Японии экономическая ситуация для России на Дальнем Востоке значительно ухудшится. Кроме того, на острове Итуруп обнаружены залежи стратегически важного металла рения, используемого, в частности, при производстве высокооктанового бензина.
Преждевременны и надежды на активизацию инвестиционной активности Токио на Дальнем Востоке. По словам В.Нелидова, тот объем сотрудничества, который существует между нашими странами в настоящее время, является максимально возможным. Японский бизнес не видит возможности зарабатывать больше. Кроме того, территориальные претензии стран друг к другу не мешают им активно сотрудничать друг с другом в экономической сфере. Яркий примером может служить взаимодействие Японии и Китая, которые являются главными торговыми партнерами друг друга.
К тезису, что в обмен на острова японцы захотят поделиться с Россией высокими технологиями, также стоит относиться с осторожностью. Разумеется, Япония – технологически развитая страна, однако по многим показателям она отстает от своих западных партнеров. Например, по разработкам в области искусственного интеллекта они отстают от США и Китая.
Тем, кто пытается доказать, что передача Курил Японии поможет вбить клин между Токио и Вашингтоном, необходимо понять, что для Японии отношения с США – это основа их внешней политики. С этой позиции они никогда не сойдут. Если же касаться вопроса санкций против России, что основное значение имеют санкции США, введенные против ряда российских компаний. При всем желании они не смогут их отменить.
Подводя итог состоявшемуся обсуждению, эксперт отметил, что пространства для компромисса по Курилам между нашими странами нет, поэтому в двусторонних отношениях необходимо руководствоваться прагматичными соображениями и исходить из собственных национальных интересов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs