В 2018 году во всем мире отмечается 100 лет со дня рождения великого режиссера театра и кино, сценариста и писателя Ингмара Бергмана (1918-2007). Он создал около 60 документальных и художественных фильмов и 170 театральных постановок, стал многократным обладателем самых престижных наград, в том числе премий «Оскар», «Сезар» и призов Каннского, Берлинского, Венецианского и многих других международных кинофестивалей.
По количеству проведенных мероприятий и охвату юбилей Бергмана стал наиболее масштабной и значимой культурной инициативой из всех, посвященных великим кинематографистам мира. Торжества прошли не только на родине Бергмана, в Швеции, но и во многих других европейских странах, а также в США, Канаде, Аргентине, Австралии, Израиле, Турции, Японии, Таиланде, ЮАР, Марокко.
В России 100-летие Бергмана тоже отмечалось широко - во многих городах и в самых разнообразных форматах. И в этом есть определенная закономерность, потому что творчество Ингмара Бергмана уже несколько десятков лет неизменно привлекает российского зрителя своим пристальным вниманием к человеку, его внутреннему миру, переживаниям и взаимоотношениям с окружающими.
На 40-ом Московском международном кинофестивале прошла состоявшая из двадцати одного фильма ретроспектива «Бергман. Известный и неизвестный», в ходе которой зрители имели возможность изучить его творческий путь, начиная с первой снятой им в качестве кинорежиссера картины «Кризис» (1945 года) и заканчивая его самым грандиозным проектом «Фанни и Александр» (1982 года).
В апреле этого года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась международная конференция «Грани таланта: к 100-летию Ингмара Бергмана», на которой с докладами выступили ученые, исследующие его творческое наследие.
Также в этом году к юбилею Бергмана в России, в первой стране вне Швеции, изданы его дневники «Рабочие тетради. 1955-1974», по которым можно проследить процесс создания культовых шедевров мирового кинематографа – от момента возникновения их замыслов и до их воплощения. Презентация книги состоялась в Москве на 20-й международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction.
Большая программа юбилейных мероприятий была подготовлена в Екатеринбурге. Кроме ретроспективы фильмов Бергмана и о Бергмане здесь состоялась премьера созданного режиссером Дмитрием Зиминым театрального эскиза по мотивам сценария к фильму «Стыд» 1968 года. В Уральском филиале Государственного центра современного искусства открылась выставка «Начало, конец и почти все между ними», на которой экспонировались как произведения современных художников, так и архивные материалы, предоставленные Шведским институтом, Фондом Ингмара Бергмана, Норвежским институтом кино и Посольством Норвегии. Также в Екатеринбурге с успехом прошла выставка «Бергман и его наследие в моде», которая до этого была показана во многих других странах.
В августе в российский прокат вышел полнометражный фильм «Бергман» режиссера-документалиста Яне Магнуссон. Громкая премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале в этом году. Фильм, который стал третьим по счету обращением шведки Магнуссон к фигуре ее гениального соотечественника, делает акцент на одном, самом продуктивном, годе его жизни. В 1957 году Бергман успевает снять два своих, возможно, самых известных фильма – «Седьмую печать» и «Земляничную поляну», поставить два спектакля – «Мизантроп» (по Мольеру) и «Пер Гюнт» (по Генрику Ибсену) – в Муниципальном театре Мальмё, создать две радиопьесы и телефильм. Он серьёзно болен. В его личной жизни в этот период кипят нешуточные страсти. Его жёны и музы не только осложняют его существование, но и способствуют невероятному творческому подъёму. Поэтому именно 1957 год во многом определил дальнейшее развитие таланта мастера.
Самая масштабная программа к юбилею подготовлена Государственной галереей на Солянке. Проект «Бергман. Метаморфозы» придуман галереей совместно с Посольством Швеции в России и, по словам ее главного куратора Маргариты Осепян, «рассказывает о влиянии Ингмара Бергмана на современное искусство, но не концентрируется на нем, как на иконе, как на национальном герое, а изучает какие-то более тонкие психические стороны его творчества». Здесь представлены живописные работы и видеопроизведения, фотографии и инсталляции двух десятков российских и зарубежных художников - Наташи Данберг и Анники Ларссон (Швеция), Коринны Шнитт (Германия), Кристины Лукас (Испания), Виктора Алимпиева, Алены Терешко, Людмилы Горловой, арт-группы NEXTSTOP и других. Куратор Карина Караева, с одной стороны, привнесла своё понимание Бергмана, а с другой стороны, показала, как факты его биографии и его идеи понимаются другими деятелями искусства. В своих произведениях художники, принявшие участие в этом проекте, каждый в своем жанре и стиле, переосмысливают бергмановские темы (одиночество, страх, смерть, отчуждение, молчание и другие), используя придуманный им язык.
На открытии выставки выступил посол Швеции в Российской Федерации Петер Эриксон: «Как и любая великая личность, Ингмар Бергман оказал значительное влияние на всю мировую культуру. Для нас было важно уйти от традиционной демонстрации вклада Бергмана в кинематограф и показать, как его идеи интерпретируются и развиваются в современном искусстве, танце, театре и музыке».
Специально к этой выставке Галереей на Солянке была подготовлена обширная публичная программа, в которую вошли показы кинокартин Ингмара Бергмана, просмотры документальных фильмов о нем, лекции специалистов, изучающих его творчество, а также различные перформансы, концерты и многое другое.
В эту программу были также включены еще один фильм Яне Магнуссон о мэтре. Более тридцати лет жизни Бергман провел в своем доме на острове Форё. Здесь же снимались его фильмы «Час волка», «Страсть», «Стыд», «Сцены из супружеской жизни» и «Сквозь тусклое стекло». После смерти режиссера в 2007 году Яне Магнуссон обратила внимание на его коллекцию фильмов, находившуюся в доме и состоявшую из 1711 видеокассет. Именно об этой коллекции Яне рассказала в своем фильме «Вторжение к Бергману» (2013 г.) и затем во время своего публичного выступления в Галерее на Солянке.
Ингмар Бергман в своем доме в специальной видеокомнате каждый день на протяжении многих лет смотрел по три фильма в день. На видеокассетах он рисовал звездочки, от одной до пяти, таким образом, выставляя оценки работам коллег по цеху, в том числе самым именитым и культовым кинорежиссерам и актерам современности. По словам Яне Магнуссон, в коллекции Бергмана она обнаружила фильмы Андрея Тарковского, который был одним из его любимейших режиссеров, а также картины Никиты Михалкова и Андрея Звягинцева. Магнуссон каталогизировала этот архив, а потом решила связаться с режиссерами представленных в нем фильмов, рассказать им о том, что Бергман смотрел их произведения, и выслушать их мнение по этому поводу. «Я звонила авторам этих фильмов, режиссерам и говорила: «Представляете, ваши работы есть в коллекции Бергмана». И для них это было равносильно получению Нобелевской премии. И почти все соглашались приехать на остров, или мы к ним приезжали. В картине «Вторжение к Бергману» гении кино говорят о Бергмане.»
В фильме к Бергману вторгаются Вуди Аллен, Уэс Андерсон, Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер, Фрэнсис Форд Коппола, Алехандро Иньярриту, Такеши Китано, Мартин Скорсезе, Ридли Скотт, Роберт Де Ниро, Изабелла Росселлини и другие деятели кинематографа первой величины. Оказалось, что Бергман для всех них был абсолютным авторитетом и знаковой фигурой, во многом их сформировавшей и определившей их творческую судьбу.
Проект «Бергман. Метаморфозы» в Государственной галерее на Солянке в Москве стал логичным завершением года, который в России и во всем мире прошел, в том числе, и под именем гения кинематографа. Каково же его влияние на современность? На этот вопрос каждый, будь то художник, критик или простой зритель, дает свой собственный ответ.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs