ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Куда пойти на праздники: «Бергман. Метаморфозы»

14:41 11.12.2018 • Екатерина Готта,

В 2018 году во всем мире отмечается 100 лет со дня рождения великого режиссера театра и кино, сценариста и писателя Ингмара Бергмана (1918-2007). Он создал около 60 документальных и художественных фильмов и 170 театральных постановок, стал многократным обладателем самых престижных наград, в том числе премий «Оскар», «Сезар» и призов Каннского, Берлинского, Венецианского и многих других международных кинофестивалей.

По количеству проведенных мероприятий и охвату юбилей Бергмана стал наиболее масштабной и значимой культурной инициативой из всех, посвященных великим кинематографистам мира. Торжества прошли не только на родине Бергмана, в Швеции, но и во многих других европейских странах, а также в США, Канаде, Аргентине, Австралии, Израиле, Турции, Японии, Таиланде, ЮАР, Марокко.

В России 100-летие Бергмана тоже отмечалось широко - во многих городах и в самых разнообразных форматах. И в этом есть определенная закономерность, потому что творчество Ингмара Бергмана уже несколько десятков лет неизменно привлекает российского зрителя своим пристальным вниманием к человеку, его внутреннему миру, переживаниям и взаимоотношениям с окружающими.    

На 40-ом Московском международном кинофестивале прошла состоявшая из двадцати одного фильма ретроспектива «Бергман. Известный и неизвестный», в ходе которой зрители имели возможность изучить его творческий путь, начиная с  первой снятой им в качестве кинорежиссера картины «Кризис» (1945 года) и заканчивая его самым грандиозным проектом «Фанни и Александр» (1982 года).  

В апреле этого года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась международная конференция «Грани таланта: к 100-летию Ингмара Бергмана», на которой с докладами выступили ученые, исследующие его творческое наследие.

Также в этом году к юбилею Бергмана в России, в первой стране вне Швеции, изданы его дневники «Рабочие тетради. 1955-1974», по которым можно проследить процесс создания культовых шедевров мирового кинематографа – от момента возникновения их замыслов и до их воплощения. Презентация книги состоялась в Москве на 20-й международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction.

Большая программа юбилейных мероприятий была подготовлена в Екатеринбурге. Кроме ретроспективы фильмов Бергмана и о Бергмане здесь состоялась премьера созданного режиссером Дмитрием Зиминым театрального эскиза по мотивам сценария к фильму «Стыд» 1968 года. В Уральском филиале Государственного центра современного искусства открылась выставка «Начало, конец и почти все между ними», на которой экспонировались как произведения современных художников, так и архивные материалы, предоставленные Шведским институтом, Фондом Ингмара Бергмана, Норвежским институтом кино и Посольством Норвегии. Также в Екатеринбурге с успехом прошла выставка «Бергман и его наследие в моде», которая до этого была показана во многих других странах.

В августе в российский прокат вышел полнометражный фильм «Бергман» режиссера-документалиста Яне Магнуссон. Громкая премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале в этом году. Фильм, который стал третьим по счету обращением шведки Магнуссон к фигуре ее гениального соотечественника, делает акцент на одном, самом продуктивном, годе его жизни. В 1957 году Бергман успевает снять два своих, возможно, самых известных фильма – «Седьмую печать» и «Земляничную поляну», поставить два спектакля – «Мизантроп» (по Мольеру) и «Пер Гюнт» (по Генрику Ибсену) – в Муниципальном театре Мальмё, создать две радиопьесы и телефильм. Он серьёзно болен. В его личной жизни в этот период кипят нешуточные страсти. Его жёны и музы не только осложняют его существование, но и способствуют невероятному творческому подъёму.  Поэтому именно 1957 год во многом определил дальнейшее развитие таланта мастера.

Самая масштабная программа к юбилею подготовлена Государственной галереей на Солянке. Проект «Бергман. Метаморфозы» придуман галереей совместно с Посольством Швеции в России и, по словам ее главного куратора Маргариты Осепян, «рассказывает о влиянии Ингмара Бергмана на современное искусство, но не концентрируется на нем, как на иконе, как на национальном герое, а изучает какие-то более тонкие психические стороны его творчества». Здесь представлены живописные работы и видеопроизведения, фотографии и инсталляции двух десятков российских и зарубежных художников - Наташи Данберг и Анники Ларссон (Швеция), Коринны Шнитт (Германия), Кристины Лукас (Испания), Виктора Алимпиева, Алены Терешко, Людмилы Горловой, арт-группы NEXTSTOP и других. Куратор Карина Караева, с одной стороны, привнесла своё понимание Бергмана, а с другой стороны, показала, как факты его биографии и его идеи понимаются другими деятелями искусства. В своих произведениях художники, принявшие участие в этом проекте, каждый в своем жанре и стиле, переосмысливают бергмановские темы (одиночество, страх, смерть, отчуждение, молчание и другие), используя придуманный им язык.

На открытии выставки выступил посол Швеции в Российской Федерации Петер Эриксон: «Как и любая великая личность, Ингмар Бергман оказал значительное влияние на всю мировую культуру. Для нас было важно уйти от традиционной демонстрации вклада Бергмана в кинематограф и показать, как его идеи интерпретируются и развиваются в современном искусстве, танце, театре и музыке».

Специально к этой выставке Галереей на Солянке была подготовлена обширная публичная программа, в которую вошли показы кинокартин Ингмара Бергмана, просмотры документальных фильмов о нем, лекции специалистов, изучающих его творчество, а также различные перформансы, концерты и многое другое.

В эту программу были также включены еще один фильм Яне Магнуссон о мэтре. Более тридцати лет жизни Бергман провел в своем доме на острове Форё. Здесь же снимались его фильмы «Час волка», «Страсть», «Стыд», «Сцены из супружеской жизни» и «Сквозь тусклое стекло». После смерти режиссера в 2007 году Яне Магнуссон обратила внимание на его коллекцию фильмов, находившуюся в доме и состоявшую из 1711 видеокассет. Именно об этой коллекции Яне рассказала в своем фильме «Вторжение к Бергману» (2013 г.) и затем во время своего публичного выступления в Галерее на Солянке.

Ингмар Бергман в своем доме в специальной видеокомнате каждый день на протяжении многих лет смотрел по три фильма в день. На видеокассетах он рисовал звездочки, от одной до пяти, таким образом, выставляя оценки работам коллег по цеху, в том числе самым именитым и культовым кинорежиссерам и актерам современности. По словам Яне Магнуссон, в коллекции Бергмана она обнаружила фильмы Андрея Тарковского, который был одним из его любимейших режиссеров, а также картины Никиты Михалкова и Андрея Звягинцева. Магнуссон каталогизировала этот архив, а потом решила связаться с режиссерами представленных в нем фильмов,  рассказать им о том, что Бергман смотрел их произведения, и выслушать их мнение по этому поводу.  «Я звонила авторам этих фильмов, режиссерам и говорила: «Представляете, ваши работы есть в коллекции Бергмана». И для них это было равносильно получению Нобелевской премии. И почти все соглашались приехать на остров, или мы к ним приезжали. В картине «Вторжение к Бергману» гении кино говорят о Бергмане.» 

В фильме к Бергману вторгаются Вуди Аллен, Уэс Андерсон, Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер, Фрэнсис Форд Коппола, Алехандро Иньярриту, Такеши Китано, Мартин Скорсезе, Ридли Скотт, Роберт Де Ниро, Изабелла Росселлини и другие деятели кинематографа первой величины. Оказалось, что Бергман для всех них был абсолютным авторитетом и знаковой фигурой, во многом их сформировавшей и определившей их творческую судьбу.  

Проект «Бергман. Метаморфозы» в Государственной галерее на Солянке в Москве стал логичным завершением года, который в России и во всем мире прошел, в том числе, и под именем гения кинематографа.  Каково же его влияние на современность?  На этот вопрос каждый, будь то художник, критик или простой зритель, дает свой собственный ответ.

Версия для печати