Именно так эксперты охарактеризовали встречу председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Трампа на полях саммита «двадцатки» в минувшую субботу. Ее результаты повсеместно оцениваются как «временное торговое перемирие». Дает ли это основание для оптимизма, пусть и весьма умеренного, и как выглядит встреча в общем контексте китайско-американских отношений?
Как водится, каждая из сторон дала свою интерпретацию результатов достигнутого. Дональд Трамп назвал свои отношения с Си Цзиньпинем "невероятными" и представил результаты беседы с ним как выполнение американских условий: Вашингтон не будет с 1 января 2019 г. повышать пошлины на китайский импорт в объеме $200 млрд., а Пекин «существенно нарастит» закупки различных американских товаров.
Со своей стороны, председатель КНР сообщил, что главы двух государств достигли консенсуса о прекращении введения новых пошлин и поручили экономическим группам активизировать консультации для достижения конкретного и взаимовыгодного соглашения, направленного на снятие всех пошлин. Он подчеркнул, что китайская сторона готова открыть рынок, расширить импорт и содействовать смягчению соответствующих торгово-экономических противоречий между КНР и Соединенными Штатами.
В частности, китайские власти согласились снизить или отменить пошлины на автомобили, которые ввозятся в Китай из США, которые достигают 40%. При этом официальный Пекин подчеркивает, что Китай в целом активно расширяет импорт (например, как результат проведения первой выставки «China International Import Expo») в целях удовлетворения внутреннего спроса населения. А в итоговых документах саммита G20 отмечается, что в течение 2018 г. за 4 раунда корректировок Китай снизил общий уровень тарифов с 9,8% до 7,5%.[1]
Из-за американо-китайской «торговой войны» продолжает лихорадить мировую экономику (по оценкам МВФ, из-за усиления торговой напряженности между двумя странами к 2020 г. мировой ВВП может снизиться на 0,75%). При этом по-прежнему неразрешенными остаются ключевые разногласия Вашингтона и Пекина о будущем мировой торгово-экономической системы: лозунг Трампа «America first» коренным образом противоречит представлениям Пекина, с его растущей экономической мощью, о состоянии и перспективах системы международной торговли, основанной на центральной роли ВТО.
Достаточно вспомнить недавний саммит АТЭС в Папуа-новой Гвинее, который не завершился подписанием традиционного итогового документа из-за того, что американская и китайская делегации не смогли согласовать соответствующие формулировки. Если американскую сторону не устроили слова о протекционизме, который разрушает мировую торговлю, то китайскую – о «несправедливых торговых практиках», которые якобы ведут к тому же результату.
Однако не стоит верить нарративу, который сформировали по этому поводу западные СМИ: мол, пока торгово-экономические гиганты выясняют свои отношения, остальные страны стоят в стороне и ждут, чем все закончится. Тезис о равной ответственности США и Китая за будущее мировой торговли не выдерживает критики: последний выступает за укрепление центральной роли ВТО, ее норм и принципов, которые как раз посвящены борьбе с протекционизмом. А вот что такое «несправедливые торговые практики», представителям Белого дома еще предстоит объяснить всем остальным.
Попытки американской администрации сдержать, в угоду американскому первенству, экономическое развитие Китая, в частности, путем торговых ограничений заблокировать реализацию китайской стратегии «Сделано в Китае-2025», наверняка будут продолжены. Однако при этом стоит обратить внимание на официальные китайские комментарии по поводу встречи в Буэнос-Айресе, в которых говорится, что «развитие китайско-американских отношений требует разумного урегулирования разногласий»[2].
Думается, что в этом – ключ к пониманию того, как выглядят сейчас американо-китайские отношения, и что ждет их впереди. Регулирование разногласий – вот возможная и необходимая предпосылка оздоровления отношений двух мировых держав. Система разветвленного «стратегического диалога», которой так гордились стороны, и в формирование которой они вложили столько времени и сил, при Дональде Трампе дает серьезные сбои и нуждается в перезагрузке. Это понимают в Пекине, остается надежда, что в Вашингтоне поймут тоже.
Традиционные представления о том, что гигантский по объемам взаимный товарооборот и тесная торгово-экономическая взаимозависимость США и Китая служат своего рода страховкой от перерастания их отношений из диалога в конфликт, пока не оправдываются. И временное торговое перемирие – еще не конец «торговой войны». Если сторонам удастся отладить механизм управления разногласиями, добившись конкретной торговой «большой сделки», это серьезно оздоровит мировую экономику и политику в целом. Но, похоже, в период президентства Дональда Трампа, достичь этого будет крайне трудно.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs