Фото: ru.wikipedia.org
В Ираке завершается формирование правительства. После разрушительной для многих регионов войны с «Исламским государством» (запрещено в РФ), новому руководству предстоит восстанавливать страну. Положение республики осложняют межконфессиональные противоречия и конфликт Багдада с Иракским Курдистаном. О первостепенных задачах, стоящих перед новым правительством, рассказал в ходе круглого стола МИА «Россия сегодня» эксперт НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов.
Главной задачей нового правительства эксперт НИУ ВШЭ Григорий Лукьянов назвал решение экономических проблем. Первые шаги, которые делает правительство Аделя Абдель Махди, связаны с внешнеэкономическим взаимодействием. Ираку необходимо привлечь иностранные ресурсы для восстановления разрушенных войной территорий. Сложность, по мнению эксперта, не только в создании инвестиционно привлекательного климата, но и в эффективном распределении ресурсов. «Больше всего пострадали одни районы, а считают себя наиболее важными для экономического развития государства другие», – подчеркнул Григорий Лукьянов. Кроме того, он считает, что в деятельность правительства, пусть даже технократического, неизбежно будут вмешиваться партии, стремясь выполнить свои социальные обязательства, чтобы сохранить электорат.
Иран в ближайшее время вряд ли сможет увеличить инвестиции в иракскую экономику. Поэтому, чтобы привлечь иностранные ресурсы, Ирак будет выстраивать отношения с Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива. Кроме того, Григорий Лукьянов видит перспективы участия Китая в развитии инфраструктуры и нефтяного сектора Ирака. Однако по-прежнему, по его словам, будет сохраняться зависимость от США и желание привлечь американские средства, благодаря их объему и технологической развитости. «Не менее привлекателен ЕС, но здесь возникают проблемы политических условий для этих инвестиций», – уверен эксперт.
Турция и Катар не станут, по мнению Григория Лукьянова, инвестировать в иракскую экономику, так как не смогут сейчас конвертировать это в политическое влияние. Во взаимодействии Ирака и Турции по-прежнему сохраняются конфликты. Об иракско-катарском сотрудничестве придется забыть, чтобы выстроить отношения с Саудовской Аравией. Эксперт уверен, что все это приведет к вовлечению Ирака в региональную политику, от которой последнее время он старался дистанцироваться.
Во внутренней политике правительству предстоит укрепить связи между центром и регионами. Григория Лукьянова напомнил, что из-за референдума в Иракском Курдистане в прошлом году они подверглись серьезным испытаниям. Чтобы развивать федерализм, правительству необходимо выстраивать отношения и между самими регионами. Еще одной задачей эксперт назвал борьбу с коррупцией и создание эффективной бюррократии: «Говоря о правительстве технократов на высшем уровне, нельзя забывать, что народ, в первую очередь хочет видеть эффективных чиновников на низшем уровне».
Во внешней политике, по мнению Григория Лукьянова, на первом месте будут стоять отношения с соседями, в частности с Сирией и Ираном, на втором – с региональными силами и на третьем – с глобальными игроками. Вероятность силового решения иранской проблемы не может не сказаться на ситуации в Ираке. Вызовом для руководства, по его словам, станет активное участие страны в формировании региональной повестки и решении региональных проблем. «Ирак с его численностью населения, с его ресурсами и возможностями, несмотря на комплекс внутренних проблем, беспрецедентно пассивен во внешней политике последние годы», – отмечает эксперт.
После победы над «Исламским государством» Ираку необходимо заявить о себе, чтобы улучшить инвестиционный образ и представление о стране как о самостоятельном субъекте международных отношений. Для этого, по мнению Григория Лукьянова, иракскому правительству нужно скоординировать свою политику в соответствии с соглашением ОПЕК+ по регулированию цен на нефть. Последние годы Ирак и Ливия, ссылаясь на внутренние конфликты, игнорировали эти соглашения и решали сами, сколько нефти и по какой цене продавать.
В завершение круглого стола на вопросы журнала «Международная жизнь» ответили представитель Коммунистической партии Ирака в Москве Хассан Наддави и президент Российского общества солидарности и сотрудничества с курдским народом Юрий Набиев.
«Международная жизнь»: Как будет развиваться ситуация, если новому правительству не удастся решить курдский вопрос? Что сейчас удерживает целостность республики?
Юрий Набиев: Сейчас мы отмечаем столетие Первой мировой войны. Я с точки зрения курда говорю, что во всех этих перипетиях пострадал как раз курдский народ, который, к сожалению, не обрел национального очага и поневоле оказался разделенным среди других государств. В течение всего времени нахождения в Ираке курдов убивали, резали, газом травили, деревни разрушали. После того, как свергли режим Саддама, первые курды были в Багдаде. Джаляль Талабани и Масуд Барзани фактически стали основателями нового Ирака. Напомню, что в 2003 году именно курдские отряды Пешмерга обеспечивали безопасность в Багдаде.
Курды надеялись, что в новом федеральном и демократическом Ираке они обретут свои естественные национальные права. К сожалению, мы видим, что произошло. Уже не газом душат, конечно, но вот бюджет перекрыли, осуждают Пешмерга, предъявляют права на спорные территории. На сегодняшний день половина статей иракской конституции не реализована. Сейчас такая страна – Ирак. Из-за этого в прошлом году курды вынуждены были провести референдум, чтобы выйти из состава республики. Это был абсолютно демократический шаг. Причем курдские лидеры заверили, что не объявят о независимости на второй день, а начнут переговоры между Эрбилем и Багдадом о том, как нам дальше жить по-соседски, по-братски. Но все, что произошло, было на наших глазах. Иракские власти применили армию, нарушили свою конституцию, перекрыли авиасообщение, устроили блокаду людям, которые большинством в 93% проголосовали за независимость. Сейчас, в том числе соседние страны надавили на курдов и вынудили их существовать в рамках иракского государства. Сейчас для курдов очень важно, чтобы после всех бойкотов, военных нападений как-то урегулировать внутреннюю ситуацию, чтобы население наконец-то задышало.
В этом отношении нынешние интересы курдского региона и нового премьер-министра совпадают. Нужно дать передышку населению, чтобы оно вышло из этого экономического кризиса. Если такое положение дел продолжится, не решаться вопросы спорных территорий, добычи нефти и газа, доли бюджета для региона, признания Пешмерга, не будет создана нормальная федеративная система. Не однобокая, когда шииты голосуют и принимаю решения, а чтобы был Совет провинций, конституционный орган. Если все эти вопросы будут решены, я думаю, курды не захотят никуда уходить. А если не будут – что остается? Столько проблем стоит перед новым правительством. Я не завидую новому премьер-министру. Он вообще справится с грузом, который на него навалился? Я считаю, что нынешнее правительство – это последний шанс для Ирака. У курдов-то альтернатива есть, а остальную часть Ирака, если проблемы не будут решены, ничего хорошего не ждет.
Хассан Наддави: Сейчас курды, возможно, опираются на поддержку американцев. Последний референдум был проведен не без их участия. Наша страна не может распасться в ближайшем будущем. Но курды имеют право на самоопределение в определенный момент. Мы понимаем важность укрепления демократического движения в Ираке. Приведу пример. Однажды шиитская делегация приехала в Эрбиль. Они заявили, что поддержат кандидата в президенты Фуада Хусейна, когда начались выборы, шииты не стали этого делать. Они сделали назло тому, с кем они вступили в одну коалицию. В этом есть определенная проблема. Мы не должны исходить из прошлого, когда определяем свою позицию сегодня. Понятно, что есть разные интересы, но сейчас очень важно уделить внимание внутренним политическим и социальным проблемам курдского народа. Пока, к сожалению, этого не происходит.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs