ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Курдский вопрос: в поисках недостающих переменных

10:46 01.06.2025 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

Насыщенный по своей информационной повестке май подарил немало новостных поводов для размышлений. В их числе объявление Рабочей партии Курдистана (РПК) о своем разоружении и роспуске, которое было воспринято в экспертном сообществе по-разному. Кто-то отметил данное событие как одно из наиболее прорывных за последние десятилетия в турецкой политике, выражая надежду на завершение поистине исторического противостояния турецкого правительства с курдами и старт новому примирительному процессу, который, впрочем, не обещает быть скорым. Кто-то полагает, что это не начало нормализации, а перегруппировка, которая повлечет смену названий и политических одежд курдских групп, «идеологическая начинка» которых все равно останется прежней. Слишком пестра разнородность мнений и настроений в курдских рядах и слишком велики ставки в команде президента Р.Т. Эрдогана.

Не вставая на ту или иную сторону, попробуем дополнить картину некоторыми штрихами. Как известно, в нынешнем столетии попытки запустить процесс турецко-курдского сближения уже предпринимались. Так в 2009 году Эрдоган объявил о намерении прекратить конфликт, подкрепив это планами по расширению использования курдского языка в СМИ и политических кампаниях, возвращению курдских названий городам на востоке и др.[1], однако наметившаяся инициатива погрязла в продолжении военных действий. В 2013 года лидер РПК А. Оджалан обратился к своим соратникам с призывом о том, что «оружие должно замолчать, а идеи — заговорить». На некоторое время сторонам удалось достигнуть перемирия, которое, впрочем, вновь было сорвано два года спустя.[2] Нынешний шаг также вызывает у отдельных обозревателей определенное недоумение своей «растянутостью во времени»: практический отклик февральское обращение А. Оджалана получило лишь пару недель назад. При этом проправительственная турецкая сторона всячески подчеркивает, что дополнительных раундов переговоров не было. Оппозиционные эксперты, в свою очередь, склонны полагать, что за почти квартальный срок наверняка имели место некие консультации, которые дали дополнительную «подпитку» для размышлений.

Почему бы не предположить, что такой «подпиткой» могло бы стать, например, предложение об «обкатке» сценария курдской автономии в Сирии в обмен на поддержку политических курдских сил Турции эрдогановской инициативы по разработке нового проекта Конституции?

В этой связи обращает на себя внимание прошедшая 26 апреля с.г. в Рожаве «Конференция курдского единства», нацеленная на «выработку единой курдской позиции по строительству новой Сирии, обеспечению участия курдов в формировании ее будущего и справедливому решению курдского вопроса»[3]. В мероприятии приняли участие деятели курдских политических партий и организаций, функционирующих на территории Турции, Ирака, Сирии (или, как отметили курдские СМИ, «из всех четырех частей Курдистана»), а также представители США, Франции и Бельгии. По итогам встречи был принят проект совместного соглашения «по решению курдского вопроса в Сирии», в котором фигурируют положения, отчетливо перекликающиеся со стремлениями курдов в Турции. В частности, такие как «признание существования курдского народа в Сирии как коренного и конституционная гарантия его национальных прав», «конституционное признание курдского языка официальным», «гарантия представительства курдов в законодательных, судебных, исполнительных и силовых структурах государства» и ряд других. Учитывая прочность турецких связей с новой администрацией Сирии вариант реализации курдского сценария на сирийской земле (в качестве своеобразной «демоверсии» или полноценного переноса места действия) кажется не таким уж фантастическим. В ответ прокурдская Партия народного равенства и демократии (турецкая аббревиатура DEM) могла бы внести свой вклад в поддержку правящих сил как по вопросу конституционного реформаторства, так и в ходе электоральной президентской гонки, что позволило бы Р.Т. Эрдогану или его преемнику удержаться у власти на новый срок, в очередной раз победив оппозицию. И хотя многие представители эрдогановской команды отрицают стремление их лидера баллотироваться в очередной раз в результате конституционных изменений, отдельные шаги турецкого президента говорят об обратном. Так, на днях в турецком парламенте был представлен законопроект, наделяющий руководителя страны обширнейшими полномочиями в области реорганизации Вооружённых сил Турции, включая право на повышение в должности, увольнение и назначение в военной иерархии[4]. Фактически это карт-бланш на проведение кадровых зачисток и еще большее упрочение личной власти. Едва ли человек, не помышляющий о продлении президентского срока, стал бы соглашаться на инициирование подобных предложений.

Следует также отметить, что вопрос турецко-курдского клубка имеет и международное измерение. Вслед за объявлением о роспуске РПК последовали решения США и ЕС о снятии санкций против Дамаска с формулировкой о поддержке «сирийского народа в воссоединении и восстановлении новой, инклюзивной, плюралистической и мирной Сирии». Казалось бы, почему такие заявления не прозвучали, например, после т.н. Конференции национального диалога, прошедшей в Сирии в феврале с.г. и выведшей из состава участников курдских делегатов? Нельзя исключать, что наметившаяся нормализация курдского вопроса сыграла свою роль, так как длительный вакуум безопасности в регионе едва ли отвечает интересам западных столиц.

Наконец, что это может означать для России, исторически поддерживающей связи с курдами? После падения власти Б. Асада В.В. Путин и С.В. Лавров неоднократно подчеркивали, что курдский сюжет будет оставаться решающим для стабильности региона. Можно полагать, что происходящие процессы (по крайней мере, внешнего) сближения турецкой и курдской сторон в большей степени отвечают интересам Москвы, поскольку способствуют некоторому упорядочиванию сил на Ближнем Востоке. В то же время, специфика протекания таких процессов требует определенной нюансировки, что, видимо, отчасти и происходило в конце мая в Москве в ходе переговоров с турецким министром иностранных дел Х. Фиданом, а также в ходе встречи за закрытыми дверями с представителями Ирана и Ирака по вопросам безопасности. При этом в случае реальности сценария курдской автономии в Сирии возникает опасность появления еще более алармистских настроений в соседних странах. 28 мая Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана уже объявили о том, что намерены возобновить работу замороженного 7 лет назад Высшего комитета по референдуму о независимости Иракского Курдистана от Багдада.

В целом, конечно, «белых пятен» в курдском сюжете по-прежнему больше, чем светло-ясных. Данное досье определенно многосоставно и простирается не только за пределы турецких границ, но даже за рамки ближневосточного региона. Не все переменные доступны, но совершенно очевидно на данном этапе, что события растянутся как минимум до конца этого года, и сценарий развития едва ли обещает быть стремительным. Каждая из сторон имеет свои интересы и только ради тезисов «Турция без террора», «мирное решение» и «региональная стабилизация» смирять свой пыл едва ли намерены.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://regnum.ru/article/3964821

[2] https://www.kommersant.ru/doc/7549449

[3] https://t.me/rojavapostru

[4] http://www.iimes.ru/?p=119565

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати