ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Новый формат для сирийского урегулирования

11:09 29.10.2018 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Фото пресс-службы Президента России

В Стамбуле состоялся новый формат для процесса урегулирования длящегося уже почти восемь лет военного конфликта в Сирии. И этот формат можно со всем основанием назвать «имперским», ведь в столице бывшей Османской империи собрались лидеры тех государств, где имперский дух и имперские гены дают о себе знать. Как бы кто не отрицал, история России, Германии, Франции и Турции свидетельствует о том, что они не могут, как какие-то лимитрофы, довольствоваться мелкими делами в рамках своих узких границ, а – эпоха за эпохой – окидывают взором окружающие пространства, что и побуждает их к действию.

Да, когда-то эти империи несли на себе бремя расширения и завоеваний. Потом они переживали времена распада и сокращения территорий. А в XXI веке, пожалуй, именно имперский дух их столиц побуждает принимать участие в урегулировании целого ряда международных кризисов. Так возник «Нормандский формат» в украинском кризисе, а теперь «Стамбульский формат» в кризисе сирийском. Усилиями Москвы и Анкары уже эффективно действует созданный ими совместно с Ираном «Астанинский формат», а ныне можно говорить о том, что России и Турции удалось привлечь к решению этого конфликта и Германию с Францией. И это – успех.

У Парижа, несмотря на то, что французы недовольные появлением российских военных советников и инструкторов в Центральноафриканской Республике, которую они с колониальных времен рассматривают, как «зону своих интересов», хватило политической воли на участие президента Макрона в переговорах в Стамбуле, ведь Сирия когда-то была также французской колониальной территорией, и интерес к ней в Париже до сих пор не пропал. Ноют фантомные раны…

А у Германии свои заботы – наплыв беженцев в 2015 году сотряс берлинский политикум. Сотряс до такой степени, что появилась на фоне массовой болезненной реакции на беженцев новая партия с национал-патриотическими взглядами – «Альтернатива для Германии», которая набирает силу и популярность (уже 2-я по некоторым опросам). Более того, эти настроения в обществе грозят канцлеру Ангеле Меркель сгущающими тучами возможного внутриполитического поражения и даже отставки.

И хотя среди этих толп беженцев, как выяснилось со временем, собственно сирийских граждан – лишь небольшая часть, а остальные рванулись в Европу из многих стран Азии и Африки, коренная проблема все же остается сирийской. Там хоть война и подходит к концу, но решение политических вопросов урегулирования только-только намечается. И Германии в этих условиях, конечно, интересно и важно быть в гуще событий.

Турция в лице Эрдогана, со своей стороны, не скрывает симпатий к неоосманизму, хотя именно эти имперские реминисценции – слышал это не раз – совершенно неприемлемы для арабских стран, которые когда-то находились под контролем Блестящей Порты. То же соперничество в регионе с Саудовской Аравией – пример того, что у Эрдогана немного шансов расширить свое влияние на сопредельные земли – современные арабские страны. Однако, его усилия в сирийском вопросе зиждутся, в частности, на продвижении своей мечты о «возрождении былого».

Как бы то ни было Россия, занимающаяся в Сирии – на дальних подступах к своим границам – усмирением военных эксцессов «арабской весны» (которая вспыхнула на Ближнем Востоке на рубеже 2010-х годов с подачи американцев и при молчаливом одобрении англичан, имеющих в регионе прекрасные позиции ещё с колониальных времен), получает ещё двух мощных союзников в лице Франции и Германии. Теперь, как представляется, нам удалось привлечь к процессу те мощные страны, без участия которых очень сложно будет запустить работу по восстановлению Сирии после разрушительной войны. Европа в лице Парижа и Берлина приглашена к этим планам, и здесь может сыграть свою весьма конструктивную роль.

Да, американцы будут тормозить «Стамбульский формат» также, как они вставляют палки в колеса «Нормандскому формату» по Украине, где Россия также присутствует вместе с Францией и Германией. Но! Надо же видеть, что украинское руководство совсем не похоже на руководство сирийское, и Асад в отличие от Порошенко в рот американцам не смотрит. А это означает, что «Стамбульский формат» в дополнение к «Астанинскому» может стать очень эффективным инструментам урегулирования.

При этом заметим – американцев даже близко нет. И в этом виноваты они сами, ведь попытки – без Европы (помните слова Виктории Нуланд «f..k EU»?) – добиться своего не привели янки к успеху в Киеве. Хотя… что считать их успехом? В деле провоцирования вражды к России там янки преуспели – 5 миллиардов долларов вашингтонских «серебряников» на подготовку Майдана свое дело сделали. Но в EU «осадочек остался»…

Поэтому вариантов затормозить «Стамбульский формат» у Трампа нет, а присоединяться к нему – это повторять уже забуксовавший и пройденный женевский этап, где солировала в свое время госпожа Клинтон в роли госсекретаря США. Владимир Путин на пресс-конференции в Стамбуле заметил по этому поводу: «Я хочу напомнить, что до начала «Астанинского процесса» стороны вообще не собирались в течение года. Этот процесс («Женева» – С.Ф.) просто забуксовал. Это очень сложный процесс, вообще ничего не происходило. Потом мы инициировали «Астанинский процесс» вместе с президентом Турции и президентом Ирана, и колесо завертелось, закрутилось, пошли предложения».

Да, времена изменились, и Женева сегодня может выглядеть совсем по-иному. В главном документе стамбульской встречи «Совместное заявление Президентов Турецкой Республики, Французской Республики, Российской Федерации и Канцлера Федеративной Республики Германия» четко сказано, чем сегодня полезна и важна Женева: «Президенты и Канцлер призвали к формированию и скорому созыву, с учетом обстоятельств, до конца года Конституционного комитета в Женеве, который обеспечит проведение конституционной реформы, подготавливая почву для свободных и справедливых выборов под надзором ООН».

Таким образом, Женева из формата «продавливания американского интереса» усилиями миссис Клинтон с клевретами (о чем мы подробно в свое время писали в материале «”Танцы с волками” вокруг Сирии в Женеве») будет превращена в формат «политического урегулирования», которое «обеспечит проведение конституционной реформы, подготавливая почву для свободных и справедливых выборов под надзором ООН и в соответствии с самыми высокими международными стандартами транспарентности и подотчетности, при предоставлении всем сирийцам, включая членов диаспоры, права принимать в них участие». А это уже – конкретные многосторонние усилия под эгидой ООН.

Теперь отметим другие позиции, зафиксированные в «Совместном заявлении». Заметим и то, что далеко не каждая встреча такого уровня завершается подобного рода совместными заявлениями, а это значит, что новый «стамбульский формат» сразу стал наполнен взаимными обязательствами. В общем, перед нами – демонстрация серьезных намерений.

 

Фото пресс-службы Президента России

О чем договорились? По каким позициям достигнуто взаимопонимание? Отметим, прежде всего, следующее: трудно припомнить, когда документы высшего уровня начинались с фразы, которая вынесена в первую строку «Совместного заявления» в Стамбуле. Обычно в таких случаях говорится так: «стороны» или «высокие договаривающиеся стороны». А здесь подчеркнуто личное участие – «Президенты и Канцлер».

Сказано следующее:

- Выразили общую озабоченность в связи с исходящими от него (конфликта в Сирии) угрозами и рисками, как для региональной, так и глобальной безопасности и стабильности;

- Подтвердили свою твердую приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики;

- Сирийский конфликт не имеет военного решения и может быть урегулирован только в ходе переговорного политического процесса в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН;

- Отметили важность большей координации между всеми международными инициативами, направленными на содействие достижению надежного и устойчивого урегулирования сирийского конфликта;

- Подтвердили свою решимость бороться с терроризмом в Сирии с целью окончательной ликвидации ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусры» и всех других лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочими террористическими группами, которых признал таковыми Совет Безопасности ООН (Франция и Германия подключаются к зачистке американской клиентуры, а монархиям Персидского залива, годами спонсировавшим «Аль-Каиду» и ИГИЛ, надо бы призадуматься... – С.Ф.);

- Выразили свою решимость отвергнуть сепаратистские планы, направленные на подрыв суверенитета и территориальной целостности Сирии (это – вызов попыткам США «отделить от Дамаска» районы Сирии на восточном берегу реки Евфрат – С.Ф.)

- Приветствовали «Меморандум о стабилизации обстановки в зоне деэскалации Идлиб», заключенный между Турецкой Республикой и Российской Федерацией в Сочи 17 сентября 2018 г. (Франция и Германия поддержали усилия России и Турции в Идлибе, что крайне важно, ведь США пытаются, со своей стороны, эти усилия торпедировать – С.Ф.).

Здесь уместно процитировать слова Владимира Путина на совместной пресс-конференции, когда была затронута тема Идлиба. Он сказал: «В случае если радикальные элементы будут совершать вооруженные провокации из идлибской зоны, Россия оставляет за собой право оказать действенную поддержку решительным действиям сирийского правительства по ликвидации этого очага террористической угрозы». И рассказал, какую опасность несет присутствие в Идлибе боевиков-исламистов: «Совсем недавно – я проинформировал об этом коллег – был осуществлён артиллерийский обстрел из этой Идлибской зоны в направлении Алеппо. За последние полтора-два месяца наши силы ПВО сбили возле нашей базы в Хмеймиме 50 летательных аппаратов».[i]

Итак, Россия готова к политическому урегулированию, но, в случае военных провокаций, готова и тому, чтобы помочь сирийцам очистить Идлиб от бандитов силою.

Больной вопрос для западников – «применение химического оружия в Сирии». Давно уже международные наблюдатели подтвердили, что у Асада такого оружия нет, но в Европе и Америке продолжаются информационные вбросы о том, что правительство Сирии, мол, вот-вот применит запрещенные виды ОМП в том же Идлибе. Поэтому важным пунктом «Совместного соглашения» стало то, что «Стамбульская четверка» подтвердила «свое категорическое неприятие применения химического оружия какой-либо из сторон в Сирии» (важный намек на провокации «Белых касок» и другой западной агентуры – С.Ф.) и призвала «все стороны к строгому соблюдению Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении».

Важным пунктом документа стал призыв «к формированию и скорому созыву, с учетом обстоятельств, до конца года Конституционного комитета в Женеве, который обеспечит проведение конституционной реформы, подготавливая почву для свободных и справедливых выборов под надзором ООН».

Также участники встречи уделили много внимания гуманитарным вопросам. Они «подчеркнули необходимость обеспечить гуманитарным организациям быстрый, безопасный и беспрепятственный доступ на всей территории Сирии и оказание неотложной гуманитарной помощи всем нуждающимся, чтобы облегчить страдания сирийского населения, и в этой связи призвали международное сообщество, особенно ООН и ее гуманитарные агентства, увеличить их содействие Сирии». Это важно с той точки зрения, что французское и германское участие, как лидеров Евросоюза, может способствовать организации конвоев от имени ЕС с гуманитарной помощью в самые разные районы Сирии. Сейчас для людей, проживающих там, это очень важно.

Поддержали и помощь беженцам, включая их возвращение в родные места – а это немалые средства. Важно, что подписи богатых государств Европы поставлены под этим обязательством.

Конечно, некоторые пункты «Совместного заявления», особенно, касающиеся материальных обязательств сторон, могут в Европе трактоваться по-своему. Однако, первый шаг сделан, и заинтересованность лидеров Евросоюза проявлена. Лондон и Вашингтон, наверняка, скажут по этому поводу свое неласковое слово, но, с другой стороны, это будет ещё одним предметом для дальнейшего расхождения интересов и политики континентальной Европы с англосаксами. Наследники европейских империй уже почувствовали необходимость перемен – взгляните на политику Вены и даже Будапешта, которые, памятуя о своем Австро-Венгерском прошлом, сегодня выстраивают совсем не «атлантические» отношения с окружающим их миром.

 

Фото пресс-службы Президента России

Обратим внимание и на ряд интересных высказываний, прозвучавших на совместной пресс-конференции по итогам переговоров «Стамбульской четверки».

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган – на эту деталь обратили внимание – одну из частей своего выступления начал со слов «Уважаемые товарищи». А, в целом, акцентировал он внимание на следующем (как переведено):

- Мы желаем, чтобы согласно требованиям сирийского народа, легальным требованиям сирийского народа политическое урегулирование в вопросах в Сирии было достигнуто.

- Сирийский конфликт превратился в глобальную проблему именно по той причине, что международное сообщество не считало эту проблему своей проблемой.

- Сотрудничество, которое было проведено в «Астанинском формате» (Россия – Турция – Иран – С.Ф.), стало образцом для международного сообщества. Сегодня с присоединением Франции и Германии нам удалось увидеть, что возможно усовершенствовать сотрудничество в «Астанинском формате». Чем больше стран будет присоединено к этому процессу, тем быстрее можно достичь решения этого вопроса.

- Другой вопрос, который мы обсуждали на нашей встрече, – это террористическая угроза, представляемая сирийскими террористами. В этом плане наши четыре страны пришли к выводу, что международное сообщество должно увеличивать сотрудничество. (Значит, Франция и Германия согласились принять участие в борьбе с «сирийскими террористами», а это – новый элемент ситуации – С.Ф.)

- На востоке от Евфрата мы продолжим свои операции, чтобы устранить угрозу нашей национальной безопасности. (Именно там, где сейчас размещены американские войска, сотрудничающие с местными курдами – С.Ф.)

- Турция приютила у себя 3,5 миллиона сирийских беженцев… В этом плане Евросоюз должен выполнить свои обещания относительно финансовой помощи.

 

Фото пресс-службы Президента России

Владимир Путин, выступавший после хозяина встречи, подчеркнул:

- Мы обсудили ситуацию в Сирии и провели серьезную работу по согласованию подходов по принципиальным вопросам сирийского урегулирования.

- Принятое «Совместное заявление» отражает настрой России, Турции, Федеративной Республики Германии и Франции на дальнейшее расширение взаимодействия в интересах нормализации обстановки в Сирийской Арабской Республике, запуска эффективного межсирийского диалога и проведения необходимых государственных реформ и преобразований.

- Все участники встречи согласны в главном: добиться долгосрочной стабильности в Сирии можно исключительно политико-дипломатическими средствами в полном соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН и при строгом соблюдении принципов единства, суверенитета и территориальной целостности арабской республики. (Иностранное вмешательство, от которого страдала Сирия все годы войны, сменяется на многосторонние усилия по урегулированию с участием лидеров Евросоюза – это стратегический перелом – С.Ф.).

- Сами сирийцы должны определять будущее своей страны. (Попытки манипулирования из-за рубежа, которыми были наполнены предыдущие годы «переговоров» Запада вокруг Сирии – подробно в нашем материале “Портрет сирийской оппозиции в интерьере кризиса“ – отвергнуты, и под этим поставлены подписи крупных и влиятельных западных государств, которые согласны с таким решением – С.Ф.)

- В первую очередь необходимо обеспечить запуск деятельности Конституционного комитета в Женеве, который призван рассмотреть основополагающие вопросы будущего государственного устройства Сирии… Такой комитет, бесспорно, должен быть признан легитимным всеми сирийскими сторонами и пользоваться их уважением. Только в этом случае эта структура будет дееспособной и эффективной, сможет подготовить и осуществить назревшую конституционную реформу, которая будет укреплять сирийскую государственность и объединит сирийское общество.

- При этом должны учитываться решения, принятые на сочинском Конгрессе сирийского национального диалога.

- Немаловажной задачей остается ликвидация (сказано однозначно (sic!): «ликвидация» – С.Ф.) всех скопившихся там радикальных элементов. Нельзя допустить, чтобы получившие боевой опыт бандиты продолжали преступную деятельность, создавали в наших странах «спящие ячейки», вербовали сторонников, проповедовали экстремистскую идеологию и террор.

- Вместе с господином Эрдоганом (совместно, как союзники – С.Ф.) подробно проинформировали наших европейских коллег о достигнутом прогрессе выполнения российско-турецких договоренностей по Идлибу. Исходим из того, что создание демилитаризованной зоны, равно как и самой зоны деэскалации в Идлибе, является временной мерой

- В случае если радикальные элементы будут препятствовать решению этой задачи, будут совершать вооруженные провокации из идлибской зоны, Россия оставляет за собой право оказать действенную поддержку решительным действиям сирийского правительства по ликвидации этого очага террористической угрозы. (Ещё раз повторено – «ликвидация» - С.Ф.)

- Большое внимание сегодня было уделено вопросам оказания гуманитарной помощи населению Сирии, содействию возвращению в страну беженцев. Россия многое делает в этом направлении, но чтобы радикально улучшить ситуацию в стране, снять острые социальные проблемы, восстановить экономику, нужны коллективные усилия всего мирового сообщества.

- Мы сегодня много об этом говорили, пришли к выводу, что нужно расширить само понятие «гуманитарная помощь» и иметь в виду при этом поставку медицинского оборудования, лекарств, восстановление инфраструктуры, водоснабжение. Предложили партнерам поддержать российскую инициативу созыва Международной конференции по сирийским беженцам.

- Если мы не будем работать совместно, то и результата не добьемся, - этими словами Владимир Путин завершил выступление.

Президент Франции Эммануэль Макрон высказал свою позицию, продемонстрировав, что даже, несмотря на «особое мнение» в части содержания будущей сирийской власти, Франция понимает важность подключения к процессу сирийского урегулирования уже вне бывшей «Женевы», а в новом формате, который может стать очень эффективным в конкретных обстоятельствах. В Париже решили, что «пора садиться в этот поезд, пока он не ушел без них».

Эммануэль Макрон, в частности, говорил (как переведено):

- Несомненно, еще раз было подчеркнуто, что имеется несколько форматов: это «малая группа», это «Астанинский формат». Нужно объединить эти усилия. Несколько месяцев назад мы уже говорили о том, что нужно эти усилия приблизить. Эти интересы совпадают… Может быть, этот саммит является другим подобным шагом. Несомненно, члены «Астанинского формата», Соединенные Штаты (француз не мог проигнорировать старшего по НАТО – С.Ф.), другие члены «малой группы», а также арабские страны действуют скоординировано.

- В Сирии военное решение не является приоритетом, но, с другой стороны, есть борьба с террористическими группами. В наших странах эти террористические группы совершили ужасные нападения. И продолжая борьбу с террористическими группами, необходимо отметить, что сегодня, если мы будем проводить военное решение этого конфликта, также [необходимо оказывать] гуманитарную помощь.

- Несомненно, военное нападение или военная операция со стороны Сирии будет неприемлемой относительно решения Идлибского вопроса (вот каким образом Макрон отреагировал на слова Путина о необходимости «ликвидации» бандитского анклава в Идлибе – С.Ф.), потому что здесь решается вопрос стабильности Турции, Евросоюза (sic!). Это приведет к новой волне беженцев и к тому, что эти террористы разбегутся в другие страны.

- Также мы надеемся, что будет оказано давление на сирийский режим… Политическое урегулирование этого вопроса имеет большое значение, чтобы эти беженцы сумели вернуться в свои родные края… А, с другой стороны, конструктивный подход со стороны режима имеет большое значение. Мы знаем, что сегодня сирийский режим считает, что эта военная интервенция (в Идлибе – С.Ф.) может привести к решению вопроса.

- В ходе сочинского саммита (Конгресс национального диалога Сирии – С.Ф.), точнее, спустя десять месяцев, Конституционный комитет еще не провел свое совещание. Здесь мы сказали, что до конца года призываем утвердить список… Имеет жизненное значение, чтобы до конца этого года Конституционный комитет был учрежден и провел свое первое заседание. В этом плане желания глав государств совпадают, потому что мы должны помочь народу Сирии.

- Несомненно, наша воля в этом плане прочная, но для масштабного решения вопроса необходимо осуществить это решение, потому что народ Сирии должен принять решение относительно своего будущего. Это должны быть прозрачные выборы под международным мониторингом… Асад останется во власти или же не останется – это не наше решение, конечно.

- С канцлером Германии мы также подняли вопрос, чтобы гуманитарные конвои достигли своей цели. В этом плане имеет также большое значение сотрудничество с гражданским обществом – мы видим, что они подвергаются блокаде. Это неприемлемо. Гуманитарная колонна должна достичь совей цели. Мы должны вместе работать в этом вопросе. (Известно, что гумконвои не пропускают боевики, значит, Макрон видит участие Франции в решении этой проблемы – С.Ф.).

- Другой вопрос, которого мы коснулись в итоговом заявлении, – это возвращение беженцев в свои родные края… Нужно откровенно говорить, для этих беженцев мы должны быть убедительными, что они должны вернуться в свои страны. Если не будет политического решения, эти беженцы не вернутся. Почему? Потому что они подвергались угнетению со стороны режима и покинули свои территории… Нужно подготовить необходимую почву для возвращения беженцев, это должно соответствовать нормальным стандартам. Я считаю, что необходимо создавать инфраструктуру. Имеется в виду электроснабжение и тому подобное. Это имеет большое значение.

- Нам необходимо сказать, что сирийский режим представляет не весь народ Сирии, потому что миллионы граждан Сирии покинули свою страну. Они нашли приют во Франции, Германии, Иордании. Поэтому в рамках конституционного процесса нам нужно создать условия, чтобы все сирийцы участвовали в этом процессе. И когда мы будем осуществлять этот процесс, у нас есть одно требование. Народ должен свободно выразить свое мнение. Мы должны это обеспечить.

- Считаю, что сегодняшний саммит имеет очень продуктивное значение.

По поводу злоупотребления термином «сирийский режим» Владимир Путин даже сделал замечание на этой пресс-конференции: «Кстати говоря, все употребляют выражение «сирийский режим», а, между прочим, в Резолюции Совета Безопасности ООН сказано «правительство Сирийской Арабской Республики».

Из слов канцлера Германии Ангелы Меркель ясно вырисовывается сегодняшняя позиция Запада с её нюансами, которые входят в прямое противоречие с позиций России. Однако, они там понимают, что, в конце концов, Сирию сломать не удалось, и лучше принять участие в политическом процессе, настаивая на своем, чем наблюдать за этим процессом со стороны. Пример «отодвинутых» США у них перед гладами. При этом, янки пока ничего не могут поделать с тем, что ситуация в Сирии развивается не по их сценарию.

Вот, что говорила Ангела Меркель (как переведено):

- В непривычном формате мы сегодня провели свои встречи. Это было наше общее решение. В скором времени нужно решить этот вопрос, потому что это интересует все наши страны. Это – необходимость. В этом плане политический процесс, особенно в нынешний период, имеет большое значение. Мы должны продолжить свои усилия в рамках мирного урегулирования процесса без каких-либо человеческих трагедий.

- Считаю, что это была действительно продуктивная встреча. Даже если у нас были разные подходы, итоговое заявление, «Совместное заявление» показывает, что у нас общие интересы. Два члена из «малой группы», два члена из «Астанинского формата» представлены здесь на этом саммите. В этом плане хочу отметить, что для итогового решения, для окончательного решения, конечно, этого недостаточно, но мы продвигаемся. Считаю, что это, с одной стороны, борьба с терроризмом, с другой – угнетение своих же граждан со стороны сирийского режима.

-Не только военная точка имеет большое значение, необходимо найти политическое решение вопроса, причем, в рамках принципов ООН, потому что в Сирии мы стали свидетелями большой человеческой трагедии. Больше половины населения стали либо внутренними беженцами, либо они вынуждены были покинуть свои родные края и искать приют либо в Турцию, либо в других европейских странах.

- В сентябре по Идлибскому вопросу между Россией и Турцией был подписан Меморандум о прекращении кровопролития, но нам также необходимо сделать все возможное по разоружению Идлибского региона. В этом плане необходимо отметить большой успех.

- Несомненно, неприемлемо применение химического оружия. В этом плане мы еще раз хотим подчеркнуть свою решительность.

- Образование Конституционного комитета необходимо, все группы населения Сирии должны быть представлены, должна быть подготовлена новая Конституция. Вслед за Конституцией будут проведены выборы… Считаю, что до конца этого года встреча членов Конституционного комитета имеет большое значение, и мы должны содействовать этому процессу. Военного решения этой проблемы нет – мы верим в это.

 

Какие можно сделать выводы из этой первой в своем роде встречи на высшем уровне «стамбульской четверки»?

Сирийский кризис подошел к той точке своего развития, что уже Франция и Германия почувствовали необходимость принять участие в новом эффективном формате, чтобы потом не остаться «вне игры».

Также проявились – в который ныне раз – новые настроения в европейских элитах. В эпоху перемен, связанных с переформатированием однополярного мира и увядания американской гегемонии, элиты Старого Света как будто пробуждаются от летаргического забытия, в котором в сытости и комфорте пребывали добрые 70 лет после прекращения кровопролитных войн ХХ века на европейской земле. Эти теневые персонажи и те партийные лидеры, которые выражают их интересы и проводят их политику в ведущих государствах ЕС, обращаются к своему имперскому прошлому. И обращаются туда не затем, чтобы посылать несуществующие у них сегодня войска за тридевять земель на новые колониальные захваты. Нет – они поняли, что именно там – в своем имперском прошлом – можно черпать силы и мотивы для собирания сил перед новыми вызовами.

Они видят, чувствуют и знают, что в мире штормит. «Идеальный шторм» «арабской весны», о котором мы писали в материале «Ближний Восток: “Идеальный шторм”» несколько лет назад, стал детищем «финансового кризиса» на американских и мировых площадках, который тушила ФРС через программу «количественного смягчения». Потом этот процесс мутировал в «политику санкций» и выяснилось, что «у этой палки два конца», ведь лучше на Западе не стало. А теперь кризисная волна вынесла на высокий гребень «торговые войны имени мистера Трампа».

И, самое главное, попытки перенести западные проблемы на Восток – попытки вытеснения кризиса из США и Евросоюза в Ливию, Сирию, Египет, Йемен, Ирак, Афганистан, Северную Корею, Украину, Россию, теперь уже и в Китай – не привели к искомому ими результату. Как бы не старались «янки и Ко» вытеснить последствия от своих «болячек» куда-то «на сторону», «незападный мир» гнется, но не ломается. Зато брошенный на Восток бумеранг вернулся на Запад и начал уже крушить и «атлантическое единство», и комплекс международных соглашений и договоренностей, учрежденных после II-й Мировой войны самим же Западом в главе с США.

Американское руководство недовольно тем, что оно уже не в силах являть в одном лице и судью, и адвоката, и палача в мировых делах и конфликтах. Даже пресловутый Гаагский трибунал перестал быть «любимой игрушкой» Вашингтона, когда поднял руку на «святое» – выдвинув обвинения в адрес американских солдат, натворивших массу гадостей в тех странах, куда посылал их Вашингтон на разбой. И теперь США сказали, что «этот трибунал нам не указ»… Только кто вернет Милошевича и его товарищей?

И в этих условиях «раскачивания лодки» европейские элиты приходят к осознанию того факта, что янки им «не товарищ», как минимум, а плыть-то по волнам «идеального шторма» придется. Хорошо, если не в одиночестве…

И полетели в Москву со всех сторон земного шара высокие гости – несколько лет назад с Ближнего Востока, где прежде далеко не каждая страна была нашим другом. А теперь город Сочи стал центром мировой политики, который каждый месяц принимает мировых лидеров. Но… без англосаксов. И это, как говорится, «маркер» сегодняшней мировой политики.

Ой, чует сердце, что расцветет старая нелюбовь бриттов к Франции и Германии, и станет явью «ночной кошмар Лондона», да и Вашингтона – новый союз Москвы, Берлина и Парижа. Вспомним, что в начале нынешнего века Владимир Путин, Герхард Шредер и Жак Ширак уже хотели установить «особые отношения», однако, французский президент и германский канцлер, да и российский лидер не могли тогда, в начале 2000-х, бросить серьезный вызов США, находившимся на вершине мирового могущества.

Но – «Sic transit gloria mundi…» («Так проходит мирская слава» - лат.), времена меняются, и сегодня Эммануэль Макрон и Ангела Меркель (несмотря на все «внутригерманские» для неё сложности) уже чувствуют себя по-иному виз-а-ви давления Трампа.

Переход двух американских близких союзников, как бы они не отрицали этого публично, на сторону России в сирийском урегулировании – политический акт. Похоже, с долгоиграющими последствиями.

И это тоже – «маркер» перемен в настроениях и оценках перспектив, которые проявляются в европейских имперских элитах.

…Уж и не будем здесь вспоминать, их каких «элитариев», изгнанных с земель Старого Света, были слеплены в свое время властные структуры Соединенных государств Америки. А генетику-то не изменишь…

 

Dixi!



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати