Своим экспертным мнением по этому поводу с журналом «Международная жизнь» поделился эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
На парламентских выборах в Венгрии уверенную победу одержала правящая партия Fidesz во главе с премьер-министром Виктором Орбаном. ОБСЕ опубликовала отчёт, в котором говорилось об отсутствии справедливой конкуренции и предвзятости СМИ во время выборов.
Восточная Европа тоже пыталась примкнуть к тому, к кому она считала победителем в холодной войне, кого считала мировым экономическим и политическим лидером, кого считала неким «локомотивом» в свое удачное будущее.
Что из этого получилось, мы видим и сейчас фактически со всеми странами восточной Европы. У западной Европы есть проблемы, где больше, где меньше, где удастся форматировать местную элиту под свои нужды, а где не удается. О том, как это происходит в Черногории, Македонии, можно рассказывать политические анекдоты. О том, что делают в Сербии уже, наверное, не хватает и анекдотов и Венгрия здесь тоже не исключение.
После 15 лет более или менее предсказуемого поведения, к власти в Венгрии, опять-таки предсказуемо, пришла партия, которая смогла сфокусировать и сформулировать национальный интерес. И естественно, что на Западе это вызывает и недоверие и, мягко говоря, отторжение. Какая-то Венгрия, на которую вообще никто не рассчитывал сформулировала национальный интерес. Более того, этот национальный интерес поддерживает и согласно ему, еще и живет. Это вообще никуда не годится. А вдруг они сейчас договорятся с Австрией, которая тоже сформулировала национальный интерес и создадут опять Австро-Венгрию и тогда, что в Европе опять появится новый центр силы?
Все центры силы уже расписаны. Вена и Будапешт, не смотря на свое историческое имперское прошлое не имеют право претендовать на них, потому что для этого существует Вашингтон. А в качестве финансовых столиц еще и Нью-Йорк и Лондон. А причем тут Будапешт?
И вся эта нехитрая арифметика перетекает в отношение к этим странам. Где, опять-таки, больше, потому что Венгрия страна маленькая.
Например, к Польше, которую приходится немножко побаиваться. Во-первых, из-за размеров, а во-вторых, из-за все-таки еще более восточноевропейской непредсказуемости и склонности просто срываться в местный национализм, который в Венгрии тоже имеет место, но он более предсказуемый и более системный.
После этого, естественно полагается лидеров такой страны дискредитировать. Что происходит с Земаном и другими, мы много раз уже видели. И как западноевропейская пресса этих людей представляет, этих людей характеризует. С Орбаном было немножко тяжелее, потому что его уровень поддержки выше и ситуация в Венгрии была все это время стабильная.
Очевидно, что после выборов придется браться теперь за Орбана. Потому что, не дай Бог он еще поддержит в чем-то Россию, он еще с кем-то создаст какую-то пророссийскую коалицию. Тогда что? Тогда Меркель не будет говорить больше своих, никому непонятных вещей, из которых с одной стороны ничего не следует, а и с другой стороны следует, что «Северный поток-2» это уже политический проект. В результате мы получаем то, чего меньше всего хотелось получить от Евросоюза.
Мы получаем его делегитимацию, частичную дискредитацию и совершенно неопределенное будущее объединение, которое само за себя не может постоять, которое занимается постоянно самоедством внутри себя.
Таким образом, можно предположить, что будущее Венгрии в Европейском союзе будет далеко не радужным, что перспективы Орбана достаточно сложны, хотя бы потому, что с одной стороны его, конечно, будут терпеть, а с другой стороны будут ждать и пытаться приблизить тот момент, когда он вынужден будет уйти, третьей стороны совершенно понятно, что Орбан не застрахован от судьбы других, которому могут приплести все, что угодно, включая отравление в детском садике и не законный переход границы с набором фармакологических препаратов из России, к которым он никогда не имел отношения. Могут так же приплести и защиту прав венгерского меньшинства в Украине. А мы помним, как госпожа Могерини высказывалась по этому поводу. Могут приплести давление на оппозицию, где на оппозицию не давят.
Можем посмотреть, как давят на оппозицию в Каталонии, чтобы говорить о том, что в Венгрии очевидно ничего такого и не происходило. Все участники выборов получили свои шансы, вопрос в том, как они ими воспользовались. И на этом будет построен очередной раунд, который должен будет оказать на Орбана такое давление, чтобы он вел либо себя правильно, либо, если он не поймет намеков, быстренько, быстренько ушел.
Что из этого получится пока говорить преждевременно, но можно предположить, что следующий срок Орбана совсем простым уже не будет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs