Сенаторы Ильяс Умаханов, Константин Косачев, Владимир Джабраилов, Игорь Морозов.
В Совете Федерации состоялась дискуссия о перспективах формирования проекта Большого Евразийского партнерства через сопряжение строительства ЕАЭС и Экономического пояса «Шелковый путь». Её открыл заместитель Председателя верхней палаты Российского парламента Ильяс Умаханов. Провёл дискуссию глава Комитета Совета Федерации Константин Косачев.
Проблема собрала за общим столом сенаторов различных комитетов Совета Федерации – по международным делам, по безопасности, по экономической политике, - а также представителей различных министерств и ведомств Правительства Российской Федерации. Комитет по международным делам пригласил к дискуссии членов правления Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации, имеющих большой опыт подобных обсуждений. Тема встречи звучала так: «Возможности сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути и формирование Большого Евразийского партнерства». Важно было услышать оценки перспективного взаимодействия столь масштабных экономических проектов на пространстве Евразии, таких как ЕАЭС и китайского приоритетного проекта «Шелковый путь». Речь шла о возможностях сопряжения этих многоступенчатых, многолетних и многоцелевых проектов. Целесообразность подобного формата пояснил, открывая дискуссию, заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов: «Клубный формат обсуждения актуальных проблем интеграционных процессов помогает обеспечить открытый и конструктивный диалог, на который мы все рассчитываем», - сказал он. Поскольку регион Евразии стремительно набирает потенциал в качестве одного из основных мировых центров силы, то интересно было услышать мнение, оценки, реальные возможности, в данном случае, российской стороны, как представителя ЕАЭС, и китайского экономического проекта Шелкового пути. Квинтэссенцию дискуссии сформулировал Ильяс Умаханов: «От того, насколько эффективно будет выстраиваться сотрудничество между государствами Евразии в ближайшие годы, зависит наше будущее». Дискуссия была запланирована Комитетом по международным делам как исполнение одного из поручений Президента России, заложенных в ежегодном Послании главы Российского государства Федеральному Собранию.
В этой связи Ильяс Умаханов напомнил, что на 70-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2015 году Российский Президент Владимир Путин в своем выступлении подчеркивал, что Россия в противоположность политике эксклюзивности предлагает миру гармонизацию региональных экономических проектов, так называемую интеграцию интеграций, которая основана на универсальных, прозрачных принципах международной торговли. «Эта идея созвучна концепции Большого Евразийского партнерства, предполагающего интеграцию не только государств - участников СНГ, но и наших партнеров из Китая, Индии, Пакистана и Ирана и других стран», - отметил Ильяс Умаханов. Зампред Совета Федерации подчеркнул, что «единые рынки строятся медленно», поэтому высокая динамика интеграции требует своевременного осмысления и аналитики. В Москве, по сообщению И. Умаханова 21-22 декабря в Институте проблем рынка РАН под эгидой Интеграционного клуба состоится VI международный форум «Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития».
Основополагающим в дискуссии на площадке Совета Федерации стало выступление Вероники Никишиной – члена Коллегии – министра Евразийской экономической комиссии по торговле. По её словам, китайская концепция Экономического пояса «Шелковый путь» базируется на пяти ключевых элементах. Во-первых, это координация национальной политики, во-вторых, развитие инфраструктурного потенциала, в-третьих, либерализация и упрощение торговли и инвестиций, в-четвертых, финансовая кооперация и в-пятых – культурное сотрудничество. Главное условие сопряжения двух широкомасштабных проектов - ЕАЭС и «Шелковый Путь» - исключение взаимной конкуренции по принципу «кто главнее». Вероника Никишина акцентировала внимание на том, что именно «Россия выступила инициатором содружественного китайской концепции проекта сопряжения с Экономическим поясом «Шелковый путь».
Напомним, к обсуждению были также приглашены председатель Комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев, члены комитетов палаты регионов, заместитель Министра иностранных дел России Игорь Моргулов, заместитель Министра транспорта России Николай Асаул, заместитель Министра энергетики России Анатолий Яновский, заместитель Министра финансов России Сергей Сторчак, заместитель Министра сельского хозяйства Евгений Громыко, спецпредставитель Президента РФ по делам ШОС Бахтиер Хакимов, директор Института социально-политических исследований РАН Геннадий Осипов, вице-президент РСПП Александр Мурычев, представители российских банков, эксперты.
Замминистра транспорта Николай Асаул сообщил, что к 2025 году в ЕАЭС будут сняты ограничения на перевозки всеми видами транспорта. С Молдовой уже сегодня транзитные перевозки беспрепятственны. По его словам, взаимодействие по воздушному сообщению с Белоруссией значительно продвинуто, а Казахстан в этом отношении занимает сдержанную позицию. В 2017 году было завершено проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, движение по которой планируется открыть в 2020 году. Это значительно облегчит коридор Восток – Запад и скорость перевозки грузов. С сожалением Николай Асаул отметил, что в рамках ШОС странами было подписано соглашение «Транссиб за семь суток», однако из-за позиции Таджикистана намеченное заседание по этому соглашению не состоялось. Хотя, как полагает замминистра транспорта, «надежда остается».
Замминистра финансов Сергей Сторчак считает, что возможность сопряжения двух обсуждаемых проектов в большой степени зависит от источников финансирования. О каких деньгах идет речь? 36 млрд. долларов и 18 млрд. долларов дают два банка Китая соответственно. Что касается ЕАЭС, то такие вопросы не решаются на уровне министерств, поэтому многие из стран ЕАЭС не готовы реализовывать такие финансовые потоки. Замминистра МИД России Игорь Моргулов рассказал о реализации российской инициативы Большого Евразийского партнерства на принципах равноправия и учета взаимных интересов. «Ключевой идеей такого партнерства является состыковка и гармонизация национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных проектов с учетом интересов каждой экономики», - отметил Игорь Моргулов. По его словам, «сейчас речь идет о сложении интеграционных потенциалов ЕАЭС и китайского проекта «Один пояс, один путь» с подключением к данному процессу стран ШОС и АСЕАН». Как отметил Игорь Моргулов, Евросоюз проявляет большой интерес к интеграционному контуру ЕАЭС и «Один пояс, один путь». Обобщающей в контексте дискуссии стала идея, предложенная председателем Комитета СФ по экономической политике Дмитрием Мезенцевым о создании гуманитарного форума большого Евразийского пространства, поскольку евразийское партнерство невозможно без определенного формата взаимодействия в гуманитарной области. Таким образом, были соблюдены все пять ключевых позиций проекта ЕАЭС, соответствующих китайской концепции Экономического проекта «Шелкового пути». Дискуссия оказалась чрезвычайно своевременной в преддверие уже упомянутого VI международного форума «Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития». Соответственно заявленной тематике обсуждение было нацелено на формирование Большого Евразийского партнерства, перспективы которого уже просматриваются в виде контуров.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs