Балканский кризис: говорят участники. Сборник воспоминаний/ Сост. и отв. ред. Е.Ю.Гуськова. – М.: Институт славяноведения РАН, 2016.
В МГИМО (У) МИД России состоялась презентация книги «Балканский кризис: говорят участники», в рамках которой коллектив авторов, участвовавших в 1990-2000-х годах в деятельности международных миротворческих организаций, рассказали новые и малоизвестные подробности кризиса на Балканском полуострове. В мероприятии, организованном Балканским клубом МГИМО, приняли участие представители дипломатического корпуса России, Сербии, Боснии и Герцеговины.
Доктор исторических наук, руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, член сената Республики Сербской Елена Гуськова пояснила, что вышедший труд стал продолжением работы по публикации свидетельств трагических событий, развернувшихся на Балканах в период распада Югославии. Первый подобный труд – «Наши миротворцы на Балканах»[1] - был выпущен в 2007 году, вызвал значительный интерес и был дважды издан на сербском языке. Благодаря поддержке, оказанной Российским общественным комитетом в защиту генерала Ратко Младича, Е.Гуськовой удалось четыре раза посетить в тюрьме бывшего командующего армией Республики Сербской и записать его воспоминания о малоизвестных аспектах переговоров по урегулированию боснийского конфликта. От генерала, в частности, добивались поддержки так называемого плана Вэнса-Оуэна, согласно которому Босния и Герцеговина делилась на 10 национальных кантонов, а столица Сараево демилитаризировалась. Однако Р.Младич отказался подписывать этот документ, поскольку в результате его принятия территория провозглашенной в 1992 году Республики Сербской[2] должна была быть разделена, а преимущества получали сторонники унитарного государства, объявившие о независимости в обход позиции местного сербского населения.
Значительный интерес представляют приведенные в сборнике мемуары министра иностранных дел Союзной Республики Югославия в 1998-2000 годах Живадина Йовановича, посвященные визиту президента СРЮ Слободана Милошевича в Москву и состоявшимся переговорам с Борисом Ельциным и главой российского внешнеполитического ведомства Андреем Козыревым. Немало места в воспоминаниях этого югославского политика отведено и обстоятельствам реализации Дейтонских соглашений 1995 года, которые, как показала дальнейшая практика, отнюдь не способствовали разрядке обстановки на Балканах, а, напротив, стали прологом к очередному этапу распада союзного государства, спровоцированному диктатом западных стран и операцией НАТО в марте 1999 года.
Специфика балканской политики США по отношению к народам, которые официальный Вашингтон не считает себе равными, нашла яркое отражение в воспоминаниях первого президента Черногории (1990-1998) Момира Булатовича. Наиболее яркие страницы его воспоминаний посвящены визиту в США, состоявшемуся в сентябре 1996 года. Здесь прошли переговоры с советниками по национальной безопасности президента Соединенных Штатов, на которых ему открыто намекнули на необходимость дистанцирования от лидера СРЮ С.Милошевича, а в обмен пообещали политическую и финансовую поддержку и имидж «самого перспективного демократического политика региона».
Когда черногорский политик потребовал объяснений, ему их предъявили с обезоруживающей прямотой: Сербия очень скоро столкнется с албанской проблемой, а в ответ на вооруженные столкновения Вашингтон намерен ввести в Косово 50-тысячный миротворческий контингент, который на останется здесь на долгосрочной основе по аналогии с Боснией и Герцеговиной. Возвращение солдат домой не рассматривается ни в каком варианте, поскольку оно означало бы крах всей политики Соединенных Штатов в Старом Свете и потерю их влияния на Европейский союз. А это означает, что Союзное государство Югославия должно быть ликвидировано.
Напомним, что этот разговор состоялся всего несколько месяцев после того, как лидеры Боснии и Герцеговины, Сербии и Хорватии подписали Дейтонские соглашения. Можно сказать, что президенту Черногории предложили нарушить международное право, за торжество которого на словах выступал официальный Вашингтон. Момир Булатович наотрез отказался участвовать в предлагаемой сделке, подчеркнув, что вся известная история Черногории представляет собой стремление к союзу с Сербией. Это факт, который не зависит ни от каких внешнеполитических обстоятельств. Разумеется, в США искали и нашли альтернативу строптивому политику. Ею, как известно, стал Мило Джуканович, который и стал вскоре исполнять роль «перспективного политика».
В книге опубликованы фрагменты дневника подполковника войск противовоздушной обороны Союзной Республики Югославии, заместителя командира 3-го дивизиона 250-й бригады ПВО Джордже Аничича, в которых повествуется об обстоятельствах, как в ночь с 23 на 24 марта 1999 года сербам удалось сбить американский стелс-бомбардировщик Lockheed F-117 Nighthawk.
Бомбардировки натовской авиацией территории Югославии и активная поддержка ведущими странами Запада албанских экстремистов из Армии освобождения Косова имели катастрофические последствия для христианского культурного наследия региона. Трагедии православного сербского населения Старой Сербии (края Косово и Метохия) посвящены заметки митрополита Черногорско-Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского Амфилохия (Радовича).
В презентации сборника приняли активное участие его российские авторы, участвовавшие в миротворческой деятельности под эгидой ООН. Своими воспоминаниями поделился исполнительный директор Делового совета «Россия-АСЕАН» подполковник запаса Виктор Тарусин, который был военным наблюдателем в Боснии и Хорватии в период с сентября 1994 по март 1996 года, а также возглавлял отдел военной информации штаба военных наблюдателей в Загребе, занимаясь сбором и обработкой сведений, поступавших из всех секторов миссии.
По воспоминаниям Виктора Тарусина, миссия располагалась на острове Превлака - объекте территориального спора между Черногорией и Хорватией, который является стратегическим ключом к бухте Которского залива, прежней базе югославского военно-морского флота. Это направление считалось менее напряженным, по сравнению с боснийским, однако и здесь приходилось сталкиваться с многочисленными сложностями, в том числе с фактором ведения информационной войны. В частности, в Дубровнике постоянно находились иностранные журналисты, и среди них знаменитая Кристиана Аманпур, тогда уже получившая известность своими многочисленными интервью из «горячих точек». На протяжении длительного периода она добивалась интервью у участника миссии, канадского офицера Стэна Виллоу, и, не получив желаемого, все же сделала репортаж для CNN, котором сообщалось о наступлении сербской армии и многочисленных обстрелах Дубровника. Так миротворцам пришлось столкнуться с практикой ложных, или «фейковых», новостей. Отметим, что в те же дни, когда западная пропаганда рассказывала о «зверствах сербов» в Далмации, хорватское руководство приняло решение о проведении операции «Буря», направленной против самопровозглашенной Республики Сербская Краина[3]. Излишне говорить, что после выхода на экраны вышеупомянутого сюжета, К.Аманпур пришлось срочно покинуть Дубровник: против нее выступили все сотрудники миссии, вне зависимости от этнической принадлежности.
Важнейшую и благородную задачу выполняли на Балканах и наши военные врачи, многие из которых прошли опыт предыдущих «горячих точек», в том числе в Чечне. Кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы Сергей Казаков рассказал о том, как функционировала в 2000-2001 годах миротворческая миссия в Косово и Метохии. Здесь, в населенном пункте Косово-Поле, был развернут госпиталь, получивший широкую известность во всем регионе. Сюда приходили за помощью не только российские военные, но и украинцы, а также участники сил KFOR из стран НАТО – чехи и поляки медики Российского воинского контингента (РВК) проделали огромную работу по оказанию гуманитарной помощи всем народам региона. В этом им помогали сербские коллеги, многие из которых прошли подготовку в Приштинском университете – одном из крупнейших в Югославии. Тесное взаимодействие было налажено с лабораторией сербской поликлиники, расположенной по соседству с местом дислокации наших миротворцев. Возглавлял ее Будимир Йованович, специалист с многолетним стажем работы.
Как рассказал кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы Сергей Игнатьев, вначале западные коллеги относились к деятельности русских с недоверием и даже подозрением. Однако ситуация начала меняться после того, как хирургическая помощь была оказана полицейскому из США, который получил травму височной области. Пациент настаивал на личном контроле за соблюдением персоналом санитарно-гигиенических норм при проведении необходимой операции. Результатом лечения американец остался доволен и рассказал о нем своим коллегам, что способствовало разрядке обстановки. Российский госпиталь посетил командующий силами KFOR генерал-майор Марсель Валентайн, что немало способствовало нормализации отношений с западными коллегами.
С.Игнатьев подчеркнул, что российские специалисты оказывали помощь всем, вне зависимости от социальной категории и этнической принадлежности. В отличие от них, американцы, например, почти не брали на лечение местных жителей, делая некоторое исключение для косовских албанцев, которых можно было использовать для пиаракций в СМИ.
Научно-техническую работу по подготовке сборника осуществила кандидат исторических наук, старший научный сотрудник и ученый секретарь Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Ирина Руднева. По ее словам, история югославского кризиса заслуживает самого пристального внимания и изучения. К настоящему времени изданы 11 томов документов, подробно освещающих этапы обретения независимости бывшими республиками Югославии, а также четырехтомник, посвященный роли албанского фактора в возникновении и развитии балканского кризиса. В этих условиях публикация воспоминаний непосредственных участников и очевидцев событий очень важна, поскольку дает яркую и живую картину происходящего, способствует пониманию мотивации поступков противоборствующих сторон.
Хорошо известно, что отечественные и зарубежные эксперты, анализирующие современные международные конфликты, и в особенности украинский, нередко находят в них аналогии с событиями 1990-2000-х годов на Балканах. Сходных черт действительно много – от информационной войны против России в европейских и американских СМИ и введения санкций против нашей страны, до поддержки Западом радикальных националистических движений, способствовавших развязыванию Киевом войны на Юго-востоке Украины. Поэтому драматические события на Балканах будут еще долго привлекать внимание всех, кто интересуется современной внешней политикой, и служить для них суровым и действенным уроком.
[1] Наши миротворцы на Балканах/Отв. ред. и сост. Е.Ю. Гуськова. – М.: Индрик, 2007. Полностью с содержанием сборника можно ознакомиться по ссылке: http://inslav.ru/publication/nashi-mirotvorcy-na-balkanah-m-2007
[2] Республика Сербская была провозглашена в январе 1992 года. в качестве федеративной единицы югославского государства Это событие стало ответом местных сербских общин на решение боснийских мусульман о выходе Боснии и Герцеговины (БиГ) из состава Югославии. В марте 1992 года была принята конституция новой республики и выдвинуто предложение реформировать Боснию и Герцеговину в конфедеративную республику трех равноправных народов (сербов, хорватов и мусульман-бошняков). В результате роста этнических и религиозных противоречий, осложненных ростом исламского фундаментализма, в Боснии и Герцеговине вспыхнула война, закончившаяся в 1995 году подписанием Дейтонских соглашений между лидерами Боснии и Герцеговины (А.Изетбеговичем), Хорватии (Ф.Туджманом) и Сербии (С.Милошевичем). В настоящее время Республика Сербская входит в состав БиГ как одно из двух образований (энтитет). Первый президент – Радован Караджич. Действующий глава – Милорад Додик.
[3] Республика Сербская Краина – бывшее самопровозглашенное сербское государство на территории Хорватии в Книнской Краине (у границы с Западной Боснией), в Западно-Славонской Краине (у границы с северной Боснией) и Подунайской (Восточно-Славонской и Баранской) Краине (у границы с Воеводиной). Создана в ответ на провозглашение независимости Хорватии ои объединяла сербов, стремившихся остаться в Югославии. Существовала с 1991 по 1995 годы. Столица – Книн. Крупнейшие города – Вуковар и Петринья. В ходе операций хорватской армии «Молния» и «Буря»в 1995 году потеряла большую часть территории. Оставшаяся часть интегрирована в Хорватию в 1998 году.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs