Фото:© Sputnik / Болат Шайхинов
На сегодняшний день главным приоритетом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) остается поддержание региональной стабильности и безопасности. К классическим видам угроз, с которыми борются государства–члены организации (экстремизм, терроризм, наркоторговля и т.д.), добавились преступления в ИКТ-среде.
В рамках ШОС вопрос информационной безопасности уже давно стоит на повестке дня. Во-первых, кибератаки могут нанести существенный вред критической инфраструктуре государств-членов, а во-вторых, посредством сети Интернет создается угроза криминальной и террористической активности, распространения экстремистской идеологии, вербовки террористов и наемников. Кроме того, участники объединения взяли курс на развитие цифровой экономики, что помимо очевидных выгод от синхронизации и интегрирования различных бизнес-проектов сопряжено с соответствующими рисками.
В этой связи ШОС взялась за выработку защитных мер. Если обратиться к хронологии: в 2007 году в рамках организации был утверждён Долгосрочный план действий по информационной безопасности, в котором прописаны необходимые меры для противодействия использования ИКТ в террористических целях, обеспечения безопасного, стабильного функционирования и интернационализации управления глобальной сетью Интернет[1]. В 2009 году между членами организации было подписано межправительственное соглашение, которое определило основные направления взаимодействия государств по противодействию киберугрозам. В декабре 2015 года на заседании глав правительств стран ШОС в городе Чжэнчжоу (Китай) было подписано соглашение "О выделении целевых денежных средств на создание защищенной информационно-телекоммуникационной системы связи между компетентными органами государств-членов ШОС». Данная мера предполагает борьбу с киберпреступностью и защиту информации, которой обмениваются ведомства. Этот проект будет осуществляться поэтапно, в течение трех лет. На эти цели выделено порядка $ 4 млн[2].
По мнению одного из ведущих российских экспертов в области информационной безопасности Наталии Ромашкиной, для того, чтобы улучшить государственное планирование в сфере ИКТ государствам-членам ШОС необходимо повысить уровень научного прогнозирования. По ее словам, этому может способствовать создание Ассоциации специалистов по информационной безопасности стран ШОС. «Целесообразно также создать в России Центр повышения квалификации специалистов в области информационной безопасности для граждан государств ШОС», – считает эксперт.
Надо отметить, что ШОС нацелена решать вопросы информационной безопасности не только в рамках организации, но и за ее пределами, то есть на глобальном уровне. Для всех участников мирового сообщества сегодня становится очевидно, что без выработки общемировых универсальных норм и правил поведения в ИКТ-среде нельзя обеспечить безопасность отдельной группы государств. В ноябре 2016 года на Шанхайском форуме общественных отношений заместитель Генерального секретаря ШОС Ван Кайвэн отметил, что один из приоритетов деятельности организации в области информационной безопасности – создание международной информационной среды, для которой характерны мир, сотрудничество и гармония[3].
Какие шаги организация предприняла в этом направлении? Специально созданная группа экспертов ШОС по международной информационной безопасности (МИБ) выработала «Правила поведения в области обеспечения МИБ», которые в 2015 году были внесены в качестве официального документа ООН. Как сообщается на сайте МИД России, ключевой особенностью инициативы ШОС является ее миротворческий характер: «В документе закреплено обязательство государств не применять ИКТ в целях нарушения международного мира и безопасности, а также для вмешательства во внутренние дела других государств и подрыва их политической, экономической и социальной стабильности. Кроме того, «Правила поведения» предусматривают обязательство государств воздерживаться от применения силы или угрозы силой в ходе разрешения международных споров, возникающих в цифровой сфере»[4]. На последнем саммите ШОС, прошедшем в Астане в июне текущего года, государства-члены выступили за разработку универсального кодекса правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве, рассматривая вышеупомянутые «Правила поведения» как важный шаг в этом направлении[5]. Надо отметить, что данные правила взяты на вооружение Группой правительственных экспертов ООН.
Однако процесс установления «правил игры» в киберпространстве, по которым могли бы действовать акторы международных отношений, идет довольно сложно, что связано с разностью подходов к этому вопросу со стороны различных государств. В частности, страны Запада, в первую очередь США, выступают за либеральный подход и, соответственно, минимальную фильтрацию контента «Всемирной паутины». Россия и Китай, напротив, выступают (в разной степени) за контроль над киберпространством и его адаптацию к суверенитету государств. Кроме того, Вашингтон стремится добиться применимости права вооруженного конфликта к ИКТ-среде, а Москва и Пекин выступают не за регулирование кибервойн, а за их недопущение.
Кроме того, ситуацию усложняет тот факт, что Запад на сегодняшний день доминирует в глобальном информационном пространстве. Директор Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества Денис Тюрин объясняет безусловное лидерство Запада в ИКТ-сфере, во-первых, тем, что Интернет – по-прежнему является безграничной областью практического доминирования США, а, во-вторых, монопольным положением западных ИТ-гигантов («Microsoft», «Apple», «Intel», «Google») на международных рынках. К этому добавляется господство английского языка как средства международных коммуникаций и латиницы как универсального символьного кода[6]. Статистика показывает, что из 10 крупнейших мировых компаний, производящих IT: 9 компаний из США и только 1 из стран БРИКС[7].
Тем не менее, на взгляд Тюрина, вероятность установления баланса сил на международной информационной арене существует. «Уже сейчас активно развивается сотрудничество российских и китайских компаний в области венчурных ИТ-проектов с потенциалом выхода на рынки третьих стран, в том числе США и Евросоюза. Очень заманчивыми выглядят и планы совместной деятельности с индийскими партнерами[8]», – отмечает эксперт.
Сегодня ШОС набирает вес и авторитет - с этого года полноправными членами организации стали Индия и Пакистан. Такие позитивные изменения можно использовать для установления некоторого баланс сил в системе информационного взаимодействия. Здесь важно, чтобы страны ШОС объединяли свои усилия, эффективно взаимодействовали и наращивали собственный технологический потенциал в ИКТ-сфере.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs