Экономические и геополитические достижения России накануне знакового саммита «Большой Двадцатки»

16:48 03.07.2017


Россия: «Разворот в Азию» начинает окупаться

Крис Вифер, bne IntelliNews (Великобритания)

Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии, эксперт журнала "Международная жизнь". 

Надежды на то, что Китай быстро заполнит вакуум, созданный санкциями США и ЕС, поначалу не оправдались. Но за последний год ситуация изменилась: китайские инвестиции в Россию неуклонно растут, и, что более важно, интерес расширяется, уходя исключительно «углеводородного» и «добывающего». Что еще более важно, оправившись от экономического кризиса, Россия сейчас находится в лучшем положении, чтобы выставить китайским инвесторам более жесткие коммерческие условия, чем в 2014 или 2015 гг., а также расширить круг с инвесторов.

Основной опасностью такому улучшению представляют более жесткие санкции США, которые могли бы запретить, некоторым крупным компаниям ЕС инвестировать в российские проекты, что снова поставило бы Китай в привилегированное положение в и заставило бы Москву продавать больше своих ценных активов на условиях Пекина. Действия Конгресса США, несомненно, нанесет ущерб более долгосрочным перспективам восстановления России, а также некоторым крупным корпорациям США и ЕС. Единственным победителем будет Китай.

В 2014 г., когда Европа и ряд других развитых стран вводили в отношении России отраслевые санкции и финансовые ограничения, националистические политики в Думе скандировали «Разворот в Азию». Идея заключается в том, чтобы заменить (как они видели) неудавшийся эксперимент по развитию взаимовыгодных и уважительных отношений с Западом, сделав резкий разворот в Азии – в частности в Китай. Предполагалось, даже Китай будет готов играть роль, освобожденную США и ЕС, поскольку, в конце концов, Россия является крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов и крупным экспортером промышленных материалов, в то время как Китай является крупнейшим в мире импортером большинства указанных товаров.

Это не было простым призывом политиков переориентироваться на Китай. Министры и госчиновники, пытаясь найти «спасательный финансовый круг» на фоне неопределенности, вызванной санкциями и обрушавшихся нефтяных доходов, пытались задействовать Китай. Но, за исключением интереса в современных системах вооружения и доступе к энергетическим проектам, она Китай, казалось, просто, что не заинтересован в в спасении своего соседа или в каких-либо стратегических отношениях. Глава Сбербанка Герман Греф после возвращения из поездки в Китай сказал ныне известную фразу: «Мы были в длинной очереди людей, которые ищут деньги, и никто не призывал нас продвинуться в этой очереди».

Ну так что, оказалась ли мифом надежда на высокие показатели торговли и более тесные  инвестиционные отношения с Китаем? … Очень трудно получить точные данные об инвестициях Китая в Россию, но факт заключается в том, что их объем сильно и достаточно вырос. Отчеты Центрального банка России показали, что одни только прямые инвестиции из Китая в 2015 и 2016 гг., составили 645 и 350 млн долл. соответственно. Но данные из Китая показывают, что общая сумма инвестиций в РФ составила 3 млрд долл. в 2015 г и 14 млрд долл. в 2016 г.

Причина такого спреда заключается в том, что ЦБ РФ учитывает только прямые переводы из банков, расположенных в Китае, в то время как китайские показатели принимают во внимание поступления китайских инвесторов из всех источников. Кроме того, показатель трансграничной торговли между двумя странами вырос с 16 млрд долл. в 2013 г. до почти 70 млрд долл. в 2016 г., а с учетом завершения новых проектов, реально предположить , что в начале в следующего десятилетия показатель трансграничной торговли достигнет 200 млрд долл..

Переработка с добавленной стоимостью

В центре внимания инвесторов в подавляющем большинстве находятся нефтегазовая и добывающая промышленности, но мы видим переход от прямых инвестиций в производство и трубопроводы, а также в перерабатывающие мощности. … китайские инвесторы предложили инвестировать 6 млрд юаней (880 млн долл.) в строительство нефтехимического комплекса на российской стороне границы и отправки продукции в Китай. Это новейший этап инвестиций из Китая и отражает более сильную переговорную позицию Москвы[1], поскольку ее экономика вернулась к росту, и стали приходить инвестиции из других стран; ей больше не нужно продавать сырье для переработки в Китае; она способна настоять на переработке и добавленной стоимости на своей территории, и только после этого экспортировать продукцию.

Недавно министр регионального развития сообщил, что китайские инвесторы предложили планы 13 отдельных проектов на Дальнем Востоке стоимостью 11 млрд. долл. Это и переработка полезных ископаемых, и с/х, и транспортные проекты.

Разумеется, что Москва стремится привлечь китайских инвесторов на Дальний Восток и предоставить им налоговые льготы и «административные преференции» для проектов в регионе, поддерживаемых Китаем особенно в сферах помимо добывающих отраслей. Наглядным примером является 3 млрд долл., которые китайские инвесторы вложили в транспортные коридоры «Приморье 1 и 2», что позволит использовать для китайского экспорта российскую портовую инфраструктуру на побережье Тихого океана.

Открытие инфраструктурной сети «Один пояс, один путь», которая в феврале этого года доставила 100-контейнерный грузовой поезд из Китая в Лондон, является переломным моментом. Официальные лица в Пекине заявили, что ожидают намного больше инвестиций в эту сеть маршрутов и хотят поощрить данную инициативу , чтобы воспользоваться более эффективными транспортными связями и местными ресурсами.

В 2016 г. китайские инвесторы создали десятки тысяч рабочих мест в таких секторах, как автомобилестроение, производство продуктов питания и табачных изделий, а также в других потребительских секторах. Количество индивидуальных проектов более 30 по сравнению с 21 в 2015 г. и 12 в 2014 г.

… Россия больше не заинтересована в таких тесных и уязвимых отношениях, какие когда-то поддерживала  с США и ЕС, и в которые она чуть не попала в случае с Китаем в 2014 г. Как говорится, плавали, знаем!

Сегодня вектором является диверсификация. Премьер-министр Индии, который недавно посетил Петербуржский международный экономический форум, а также премьер-министр Японии стали частыми гостями в России. Согласно FDi Monitor (агентству, занимающемуся мониторингом прямых иностранных инвестиций), в 2016 г. Россия стала третьим наиболее привлекательным местом для инвестиций из ЕС (заключила сделок на сумму 12,0 млрд долл., в основном с немецкими компаниями). Ноябрьское соглашение с нефтяным картелем ОПЕК значительно улучшило отношения с Саудовской Аравией и другими арабскими странами, а инвестиции из Ближнего Востока демонстрируют восходящий тренд.

Одним из примеров является проект по превращению бывшей Тушинской военной базы на северо-западе Москвы в один из крупнейших технологических парков в Европе. Инвесторами проекта являются инвестиционный фондом России и Китай по принципу 50-50) и некоторые арабские инвестиционные суверенные фонды.

Этот проект также показывает, как, с одной стороны, Москва диверсифицировала свою базу инвесторов и имеет более уверенную позицию, когда дело доходит до анатомии сделок, а с другой показывает, как Китай трансформировал свой подход. Тушинский парк станет домом для РОСТЭК – государственной компании, «сердца» ее военно-промышленного комплекса и владельца многих видов современного оружия, которые Пекин все еще хочет закупать у России. Теперь Китай и РФ будут соседями в пригороде Москвы. Кому-то следует шепнуть на ухо Конгрессу США, чтобы быть осторожным в своих желаниях.

 

Ссылка на оригиналhttp://www.intellinews.com/macro-adviser-russia-s-asian-pivot-starts-to-pay-off-123788/?source=russia

 

Публикацию и комментарий подготовил Михаил Бакалинский, кандидат филологических наук, доктор философии, эксперт журнала "Международная жизнь".

 

«Разорванная в клочья экономика России». Эта фраза за годы эскалации геополитической ситуации стала жупелом политико-журналистского пула, в основном в странах-сторонницах неолиберального экономического миропорядка. В своей исследовательской деятельности мы в основном работаем именно с такими материалами, поскольку исходим из постулата о том, что  идеологию врага необходимо знать. Особую важность такая идеология приобретает в случаях, когда враг/сложный партнер по диалогу вынужден (явно скрепя сердце) признавать успехи своего визави. Аналогичная ситуация имеет место и с материалом, предложенным вниманию читателей. Еще больший вес этому материалу добавляет авторитетность издания, которое по непонятным для нас причинам российским журналистско-политологическим пулом игнорируется.

А между тем данный материал де-факто стал логическим завершением целой серии статей об экономических достижениях РФ:

1) «Западные политики не простили Россию из-за Крыма, но это сделали западные рынки». Это была реакция одного международного трейдера облигаций на новость о том, что правительство России за выпуск еврооблигаций в октябре всего за десять часов привлекло 1,25 млрд долл., причем почти исключительно от международных инвесторов.

2) Россия: весь спектр котировок демонстрирует бычье ралли.

3) Американские банки во главе с Goldman Sachs выигрывают на возрождении российских рынков капитала

…Спрос на российские облигации продолжает расти, так как инвесторы получают максимальную отдачу от развивающегося рынка РФ.

Общая стоимость первичных и вторичных размещений акций, осуществленных в Москве, с начала 2017 г. составила 1,2 млрд долл., достигнув шестилетнего максимума.

Еще одним удручающим (на наш взгляд) моментом является общий подход российских или пророссийских экспертов к комментированию ситуации вокруг России на международной арене: почти все говорят исключительно о политике, причем рассматривают не юридический, а ее «коммуникативно-политический» аспект. Иными словами, они занимаются исследованиями не в традиционно научных рамках (тезис-анализ-синтез), а в рамках интерпретации вербальных интервенций политиков и интерпретацией интерпретаций политических комментаторов. Одновременно с этим регулярно упускается прописная истина: политика – это наиболее концентрированная форма выражения экономики. Объяснением этого (по нашему мнению) может быть апелляция к массовой целевой аудитории, не искушенной глубокими и системными знаниями в политологии, экономической науке и теории международных отношений. Иными словами, на алтарь рейтингов, цитируемости и «доли» информационного пространства приносится суть – глубинное и панорамное понимание происходящего мире.

Тем не менее, поскольку читатели данного материала не относятся к категории «массовой аудитории», автор данных строк к практике «коллег по цеху» прибегать не намерен.

В рамках данного комментария мы бы хотели дополнить предложенный материал достижениями РФ на противоположной части Евразии – на европейском «треке». Побед, действительно, много, однако полагаем, что наиболее значимой является победа в сфере газовой инфраструктуры – в сфере продвижения проекта газопровода «Северный поток-2».

Продвижение вопроса «Северного Потока-2» в ЕС
(последние данные)

Политики ЕС

Корпоративный сектор ЕС

Министры энергетики стран Евросоюза на заседании в понедельник, 26 июня, не предоставили Еврокомиссии мандат на переговоры с Россией о создании специальной юридической базы для работы «Северного потока-2». Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на собственные источники в ЕС.
Сообщается, что обсуждение документа продолжится в сентябре.

Глава немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен отказался принимать аргумент противников проекта "Северный поток-2", считающих, что он может оставить Украину без доходов от транзита российского газа. Об этом он заявил в комментарии Der Spiegel.

"Это не наша задача как компании - консолидировать бюджет Украины", - подчеркнул он.

 

Как стало известно Лайфу, операторы Евросоюза уже начали расширение газопроводов под крупный российский проект "Северный поток — 2". Что примечательно — до того, как Еврокомиссия официально дала "Газпрому" зеленый свет.


Развитие ситуации:

Корпоративный сектор идет в атаку

28.06.19 г.

6 газотранспортных операторов Европы предупреждают, что переговоры Европейской комиссии с Россией по предложенному газопроводу «Северный поток-2» могут  повлиять на будущие инвестиции в инфраструктуру.

В письме президенту ЕС Жан-Клоду Юнкеру от австрийской Gas Connect, чешской Net4Gas и немецких  FLUXYS, ONTRAS, Gascade и Gasunie, полученному агентством «Рейтер», говорится, что переговоры могут «вызвать существенное негативное воздействие».

«Поэтому предусмотренные переговоры несут риск создания других основных неопределенностей для инвестиций в газовую инфраструктуру», говорится в письме за подписью указанных компаний.

Если газопровод «Северный поток-2» будет рассматриваться в свете, отличном от других трубопроводных проектов, правовая неопределенность может поставить под угрозу будущие трубопроводы.

В марте операторы передающей системы стремились расширить потенциал трубопровода Eugal – запланированного немецкого транзитного газопровода-ответвления от «Северного Потока2» (от Балтийского моря до Чехии)посредством аукциона. По итогам торгов некоторые компании начали инвестировать в этот новый актив газовой инфраструктуры стоимостью 3-4 трлн евро (3,4-4,5 трлн евро), сообщает Reuters.

В письме также говорится, что задержки по «Северному потоку-2» могут привести к «значительному ущербу» компаний и отразиться негативно на будущих инвестициях.

28 июня компания Nord Stream AG 2, отвечающая за строительство трубопровода, заявила, что процесс консультаций с общественностью началась в Дании. Общественные слушания будут проводиться Датским энергетическим агентством в августе с целью принять решение о разрешении строительства трубопровода в датских водах.

29.06.17 г.

Проект «Северный поток-2» преодолел знаковый рубеж – для газопровода изготовлена ровно половина труб. Об этом заявил прессе технический директор Nord Stream 2 AG Сергей Сердюков, отметив, что в настоящее время идет процесс их обетонирования.

первая партия труб большого диаметра (ТБД) для «Северного потока-2» была отгружена «Объединенной металлургической компанией» еще в сентябре прошлого года. С завода в Выксе трубы отправляют по железной дороге в Финляндию, где они поступают для обетонирования на предприятие компании Dutch Wasco Coatings в Котке.

Следующим к поставке ТБД подключился «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ), а третий победитель тендера на поставку труб, предприятие Europipe в Мюльхайм-ан-дер-Руре (Германия), начал производство в октябре 2016 года.

Обетонирование выполняется на двух заводах голландской Dutch Wasco Coatings. Половина труб готовится в Котке, другая половина — на заводе компании в немецком Мукране. Всего нужно будет обетонировать 200 тысяч труб, каждая из которых длиной 12 метров и 48 дюймов в диаметре.

Результат: политики ЕС «корректируют» свой прогноз

29.06.17 г.

Политические органы ЕС рассмотрят возможность предоставления таких полномочий регулятору только 25 июля. Об этом сообщило 29 июня агентство Bloomberg со ссылкой на неназванного информатора в официальных кругах.

Резюме: несмотря на все заявления, «Северный Поток-2» нужен Старой Европе и Брюсселю не столько с экономической точки зрения (российский трубный газ в любом случае дешевле СПГ, что означает конкурентоспособность европейской продукции, особенно в свете усиления борьбы за международные рынки сбыта), сколько с политической. Поясним.

В интервью газете Interfax Natural Gas Daily, опубликованном 2 мая, Вацлав Бартуска (чешский посланник по вопросам энергетической безопасности) сказал: «Наш интерес – иметь как можно больше трубопроводов с нашими соседями и как можно больше источников газа. Мы уже покупаем газ из России, Норвегии и на немецкой бирже, а цена на протяжении многих лет определялась на северо-западном газовом узле.

Северо-западная Европа – это

1)      один из основных рынков нефти (по международной системе ценообразования нефти и нефтепродуктов Platts);

2)      основной потребитель энергетического угля в ЕС.

Следовательно, консолидация в этих странах еще и основного объема природного газа (как российского трубного, так и СПГ, который продолжает поступать в ФРГ и Францию, хотя и в объемах, меньших, чем трубный газ из РФ) будет означать, что «Старая Европа» и Брюссель получат полный контроль над ценообразованием на всех энергетических рынках ЕС:

Исследование «Влияние строительства газопровода «Северный поток-2» на цены на газ и конкуренция» было опубликовано венгерской консалтинговой компанией REKK в феврале 2017 г. В исследовании предполагалось, что проект будет иметь «вытесняющий» эффект [газовых] мощностей, позволяющих получить доступ на западноевропейские газовые рынки в связи с изменением точки поставки долгосрочных контрактов. Это препятствует интеграции рынка Западной и Восточной Европы, что приводит к более высокой разнице в ценах между этими двумя регионами» Следовательно, исследование предполагает, что в Венгрии и Словакии цены будут расти (по сравнению с эталонным сценарием 2020 г.) соответственно на 2,9 евро / МВтч и 1,7 евро / МВтч.

Таким образом, цель «Северного потока-2» с позиции «Старой Европы» и Брюсселя – взять под контроль энергетический рынок всего ЕС, увеличить поступления от Центральной Европы и усилить на них влияние в свете их регулярной «несговорчивости» по широкому спектру вопросов.

Поэтому все попытки евроатлантистов

Экс-премьер-министр Польши начал последнюю атаку на «Северный поток-2»

«Северный поток-2» несет выгоды Германии, а Европе – страдания

могут лишь временно отодвинуть принятие окончательного решения по «Северному Потоку-2», но не отметить его.

Одновременно с этим реализация проекта «Северный Поток-2» с учетом ценовой волатильности СПГ

Европа может быть вынуждена конкурировать с другими потребителями для СПГ, а потребители будут платить более высокую цену. Уже сейчас в Европе регионы с преобладанием СПГ, такие как южная Франция, подвержены резким скачкам цен в холодные зимние дни, в то время регионов, имеющих доступ как к СПГ, так и к газопроводу, это не касается лишит Европу пространства для маневра и заставит ее пересмотреть свою «российскую политику».

Кроме того, у появился еще один дополнительный «газовый» рычаг в отношении ЕС:

В «Газпроме» заявили, что поставки газа через китайский трубопровод могут начаться в ближайшие два года.

И все это накануне саммита Большой Двадцатки в Гамбурге, который в этом году будет носить не столько «пристрелочный» характер, как в 2016 г., сколько будет знаковым.

И пока западные партнеры испытывают друг друга на прочность, грозя торговыми войнами

Угрозы Трампа в отношении импорта стали заставляет ЕС предупредить о возмездии и, как результат, провалом самого саммита:

В преддверии саммита «Большой Двадцатки» в Гамбурге торговый конфликт ЕС с США это угрожает усугубиться: и Брюссель, и Вашингтон рассматривают возможность взаимных санкций, поэтому канцлер Меркель обеспокоена, что саммит потерпит фиаско[2].

…Меркель стоит перед трудным выбором: либо она отдает приоритет консенсусу, который несет с собой риск того, что итоговое коммюнике саммита будет «размытым» до бессмысленности. Либо она пытается изолировать Трампа, рискуя нанести еще больший ущерб уже и так хрупким трансатлантическим отношениям.

России же есть что предложить международным партнерам по Большой Евразии:

Помощник министра иностранных дел КНР заявил, что в ходе двухдневного визита лидера КНР в Москву 3-4 июля (перед саммитом «Большой Двадцатки») будут подписаны соглашения на сумму 10 млрд долл.

Компания Nord Stream 2 AG, которая занимается строительством газопровода «Северный поток-2», может привлечь финансирование проекта в Китае— по крайней мере, как пишет издание «Ведомости», предварительные консультации по этому вопросу с китайскими финансовыми учреждениями уже были проведены.

а также представить столь высокой аудитории как саммит «Большой Двадцатки»:

23 июня Директор международного сотрудничества при Департаменте природных ресурсов России Нуритдин Инамов заявил, что страны БРИКС привержены Парижскому соглашению по климату.

…В то же время правительство России заявило, что может ратифицировать международное соглашение о климате

Подводя итоги, можно сказать, что «Разворот в Азию» принес России не только экономические дивиденды, но и усилил ее геополитическую позицию на основных стратегических направлениях.

 

[1] Следует отметить, что нынешнее столкновение США и ЕС из-за поставок европейской стали не ново, однако имеет серьезное отличие. Так, 2013 г. американская ассоциация сталелитейных компаний направила письмо в адрес советника Президента США по вопросам торговли с требованием предпринять решительные дипломатические шаги по снижению импорта из Европы. В этом письме за подписью президентаассоциации Томаса Данчека также говорится о том, что правительства стран-членов ЕС должны предпринять шаги по снижению объемов производства стали, и что США не должны превращаться в «склад для излишков производства».

Однако тогда, во время президентства Обамы и нахождения у власти США либеральных экспансионистов, вопрос было решено «замять». Причина – либеральным экспансионистам США необходима была политическая лояльность ЕС. Нынешние власти в США не являются ставленниками либеральных экспансионистов, а стоят на позициях доминирования американских национальных (читаем экономических) интересов. В связи с этим полагаем, что нынешний виток «стальной войны» между ЕС и США будет намного жестче.



[1] …переговоры о строительстве западной газотранспортной магистрали «Сила Сибири-2» (ранее называлась «Алтай») зашли в тупик еще летом 2016 г., поскольку китайская компания выдвинула новое предложение по добыче и сбыту сырья, однако «Газпром» это предложение не очень устроило [здесь и далее прим. пер.].

[2] Следует отметить, что нынешнее столкновение США и ЕС из-за поставок европейской стали не ново, однако имеет серьезное отличие. Так, 2013 г. американская ассоциация сталелитейных компаний направила письмо в адрес советника Президента США по вопросам торговли с требованием предпринять решительные дипломатические шаги по снижению импорта из Европы. В этом письме за подписью президентаассоциации Томаса Данчека также говорится о том, что правительства стран-членов ЕС должны предпринять шаги по снижению объемов производства стали, и что США не должны превращаться в «склад для излишков производства».

Однако тогда, во время президентства Обамы и нахождения у власти США либеральных экспансионистов, вопрос было решено «замять». Причина – либеральным экспансионистам США необходима была политическая лояльность ЕС. Нынешние власти в США не являются ставленниками либеральных экспансионистов, а стоят на позициях доминирования американских национальных (читаем экономических) интересов. В связи с этим полагаем, что нынешний виток «стальной войны» между ЕС и США будет намного жестче.

Ключевые слова: Китай

Версия для печати