Участники первого заседания Временной комиссии СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России под председательством сенатора Андрея Климова. Фото сайта Совета Федерации.
В Совете Федерации 27 июня состоялось первое заседание Временной комиссии палаты регионов по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. Комиссия была создана по инициативе Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Временная комиссия (далее Комиссия) создана в преддверие парламентских выборов, которые состоятся в России 10.09.2017 г., и президентских выборов в 2018 году. Такое решение обусловлено многими факторами, и, прежде всего, многочисленными попытками влиять на внутреннюю жизнь стран извне, в том числе и России, используя несовершенство национального законодательства. Недавний пример: 3 мая 2017 года Палатой представителей США был одобрен «Акт о финансировании разведывательного сообщества на 2017 год». Но это лишь внешняя сторона медали. В документе есть положения о создании и функционировании в структуре исполнительной власти США межведомственного комитета. Его прямое назначение – противодействовать «скрытому влиянию», якобы осуществляемому Россией в отношении суверенных государств. По этому поводу в Совете Федерации в начале июня (7.07.2017) состоялись парламентские слушания на тему: «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика».
Но и у этой ситуации есть своя история. Начиналась она на 136 Ассамблее Межпарламентского союза (МПС) в Дакке (Бангладеш) в начале апреля с.г., когда к рассмотрению была принята российская резолюция о роли парламентов в предотвращении внешнего вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Ключевой пункт документа – призыв к парламентам сформировать нормативно-правовую базу, которая может обеспечить противодействие внешнему вмешательству в суверенитет государства. Вместе с тем резолюция предлагает создать наблюдательный орган МПС, работающий на основе международного права и Устава ООН, чтобы оперативно реагировать и предотвращать внешнее вмешательство во внутренние дела суверенных государств. «За» рассмотрение данной резолюции проголосовали тогда представители 22 стран, а 20 - «против». Присутствовавший в российской делегации от Государственной Думы, заместитель Председателя ГД РФ Пётр Толстой так прокомментировал такое голосование: «Парламенты всего мира дали отпор англосаксам и их союзникам, продолжающим по инерции нести бремя «белого человека».
Комиссия в Совете Федерации создана, её председатель – сенатор Андрей Климов, заместитель председателя Комитета СФ по международным делам. В состав Комиссии также вошли 10 сенаторов - Б.А.Невзоров (заместитель председателя Комиссии), В.А.Богданов, Л.Н.Бокова, О.Ф.Ковитиди, А.В.Кондратьев, О.В.Морозов, В.В.Полетаев, О.Л.Тимофеева, И.К.Чернышенко. Основные цели Комиссии - подготовка предложений по совершенствованию российского законодательства в сфере защиты государственного суверенитета и предотвращения вмешательства во внутренние дела страны; а также – проведение мониторинга деятельности иностранных государств, международных объединений и международных организаций, направленной на осуществление вмешательства во внутриполитические процессы в Российской Федерации.
Итак, почему необходимо проведение мониторинга, хорошо объяснил Константин Косачёв, председатель Комитета СФ по международным делам, который был приглашен к участию в первом заседании Комиссии. «Мы имеем дело с системным, широкомасштабным, хорошо организованным, щедро финансируемым и долгосрочным явлением вмешательства в суверенные дела Российской Федерации, - сказал сенатор. - Это не тактика, предназначенная под определённую задачу, это стратегия наших геополитических оппонентов, которая требует такого же стратегического ответа». Как подчеркнул К.Косачёв, стратегия эта не скрывается, а напротив, она прописана в огромном количестве публичных актов. Сенатор убеждён, что «это стратегия сдерживания России». Она реализуется различными методами – военное сдерживание через укрепление блока НАТО и приближение его инфраструктуры к российским границам; экономическое сдерживание – политикой антироссийских санкций в отношении нашей страны, а политическая линия направлена на подрыв государства изнутри. Константин Косачёв напомнил, как 100 лет назад, в 1917 году геополитические оппоненты России стремились предвосхитить исход Первой мировой войны, активным образом влияя на внутриполитические процессы в России. И отчасти им это удалось. Спустя 100 лет цели остаются теми же, но меняются методы. Работа ведётся под очень благовидными предлогами – «содействие развитию демократии» в нашей стране или «поддержки деятельности гражданского общества».
По данным, которые привёл К.Косачёв, в 2013 году аккредитованных в России иностранных организаций, включая российские с зарубежным финансированием, было 2000, а финансирование их из-за рубежа составляло 36 миллиардов рублей. В 2014 году их стало уже 4000 с финансированием в 70 миллиардов рублей. В 2015 году число их превысило более 4,5 тысяч, а финансирование – 90 миллиардов рублей. При этом многие суммы не подлежат учёту, поскольку деньги проходят и наличными, и различными другими способами. Сенатор рассказал, что по результатам проверок Генпрокуратуры РФ в Реестр иностранных агентов включено 95 организаций, изначально их было 160. По линии закона «О нежелательных организациях» Прокуратурой РФ проверены 73 иностранные и международные неправительственные организации. В итоге деятельность 10 из них признана нежелательной на территории РФ, и ещё по 22-ум организациям проверки продолжаются. «Российское законодательство однозначно не рассматривает вмешательство во внутренние дела других государств в качестве инструмента нашей внешней политики», - подчеркнул Константин Косачёв.
В других же странах напротив - соответствующая деятельность поставлена на прочную законодательную базу. Так Конгресс США с начала 70-х годов в общей сложности принял более 10 тысяч законодательных актов, связанных, так или иначе, с нарушением суверенитета других государств, в первую очередь под лозунгом «продвижения демократии». По оценкам экспертов, 135 действующих американских законов касаются защиты прав человека в других странах и предусматривают прямое вмешательство в этих целях в суверенные дела других государств. Ещё более 500 законов предусматривают применение санкций – политических, экономических и финансовых в отношении других государств с целью оказания давления на механизм принятия решений в этих странах.
Константин Косачёв напомнил, что в послевоенный период, с 1946 года США не менее 80 раз вмешивались в избирательный процесс в других странах. В эту цифру не входят военные операции по свержению режимов, неугодных американцам, как это было в Иране, Конго, Гватемале, Чили – речь идёт о скрытых формах воздействия на избирателей и избирательные процедуры. Формы воздействия запускаются на операции прикрытия, активно муссируется версия российского вмешательства в соответствующие внутриполитические процессы, в частности, выборы в других странах. При этом оппоненты даже не утруждают себя поиском аргументов, фактов, доказательств. К.Косачёв привёл такой пример: с российской территории в отношении американских компьютеров исходит не более 2% атак из общего объема кибератак на американские компьютеры. На российскую электронную инфраструктуру из всего объема кибератак 28 - 29% исходит с американской территории. По информации Эдварда Сноудена, именно Агентство национальной безопасности (АНБ) США взламывало систему бронирования «Аэрофлота», внутреннюю конференц-связь ООН, базу данных Аль-Джазиры и прослушивало даже союзников Вашингтона, включая первых лиц государств.
Тем не менее, инсинуация насчёт неких хакерских атак из России стала поводом для конкретных решений США. В начале статьи упоминалось, как 3 мая Конгресс США одобрил закон, частью которого является создание комитета по противодействию «активным мероприятиям РФ с целью влияния на народы и государства». Соответствующие институты создаются и в Евросоюзе, и в НАТО. Везде под предлогом «противодействия российскому вмешательству» речь идёт об отнюдь не оборонительных, а именно о наступательных доктринах. Два американских конгрессмена выступили с инициативой об очередном изменении законодательства, регулирующего деятельность Министерства юстиции, которая позволяет без возбуждения каких-либо юридических процедур и разбирательств на административном уровне принимать решения о закрытии зарубежных представительств СМИ на территории США. Понятно, что речь идёт о вызывающей раздражение деятельности российского телеканала RT. По мнению К.Косачёва, «в этих условиях создание Временной комиссии выглядит обоснованным и давно назревшим шагом, выстроить эту работу следует на системной основе».
Константин Косачёв предложил в рамках Комиссии на внутреннем треке собирать и распространять информацию о действиях наших оппонентов, чтобы она была известна и доступна каждому гражданину РФ. «Важно, чтобы люди поняли, что речь идёт не о посягательстве на гражданские свободы, а о защите конституционных прав и свобод каждого гражданина России», - пояснил сенатор. На внешнеполитическом треке парламентариям необходимо изучать опыт по защите своего суверенитета в других странах. К.Косачёв обратился к опыту Израиля. Там в 2011 году был принят закон о прозрачности финансирования НКО, согласно которому «незаявленное финансирование пропагандистской деятельности неправительственных организаций правительствами зарубежных стран рассматривается государством Израиль как нарушение норм и практик между суверенными демократическими странами». То же относится и к финансовой поддержке даже гуманитарных неправительственных организаций, если речь идёт о поддержке терроризма. Все НКО обязаны ежеквартально отчитываться о суммах, полученных из-за рубежа. Собранная информация публикуется в открытом реестре, брошюрах, листовках, рекламных роликах, публичных выступлениях. Организации обязаны информировать об этом аудиторию. В Израиле ведётся дискуссия о существенном ужесточении законодательства. Предлагается налагать крупный штраф, а в отдельных случаях приостанавливать деятельность НКО, которые получают зарубежное финансирование и должным образом не отчитываются. Отдельные организации будут облагаться повышенным налогом до 45% от суммы финансирования. И такой законопроект прошёл стадию правительственного голосования и находится на очереди для рассмотрения в Кнессете Государства Израиль.
Константин Косачёв предупредил Временную комиссию СФ: «Важно постараться перехватить международную инициативу в обсуждении этой темы, способствовать восприятию за рубежом тех решений, которые принимаются в Российской Федерации на законодательном уровне исполнительной власти как решений демократических, легитимных, соответствующих национальному и международному праву».
Ещё одно существенное дополнение внёс сенатор: необходим мониторинг действующего российского законодательства на предмет его эффективности в противодействии внешним угрозам. На первом заседании Временной комиссии выступали и другие сенаторы, вошедшие в её состав. Но выступление К.Косачёва содержало квинтэссенцию общей концепции работы Комиссии в качестве временного органа Совета Федерации. Председатель Комиссии Андрей Климов предложил открыть «Чёрную книгу», в которую должно вносить все факты нарушения национального суверенитета независимых государств.
Сенаторы условились проводить заседания Комиссии не реже одного раза в квартал.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs