Фото: Е.Педанов
Одной из причин нарушений перемирия на востоке Украины Константин Косачев назвал недостаточное воздействие Германии на украинские власти. Гернот Эрлер заявил, что без соблюдения режима прекращения огня невозможно ни политическое урегулирование на Украине, ни снятие антироссийских санкций.
В Совете Федерации 16 июня председатель Комитета по международным делам Константин Косачев встретился с членом Комитета по иностранным делам Бундестага ФРГ Гернотом Эрлером. Парламентарии в двустороннем формате, который уже стал регулярным, изложили свои позиции по проблеме непрекращающегося конфликта на востоке Украины и на антироссийские санкции.
Гернот Эрлер отметил спад активности в «нормандском формате» переговоров и связал это с выборами во Франции. Он рассчитывает, что Эмманюэль Макрон будет играть в переговорах большую роль, чем Франсуа Олланд. «Все, что происходит сейчас – это дискредитация наших усилий, направленных на урегулирование», – такую оценку текущей ситуации дал немецкий парламентарий.
Гернот Эрлер подверг критике:
-
экономическую блокаду Донбасса, введенную Украиной,
-
введение рубля в качестве основной валюты в ДНР и ЛНР,
-
признание Россией документов самопровозглашенных республик,
-
национализацию предприятий на территории ДНР и ЛНР.
Однако наибольшие опасения у немецкой стороны вызывает не политическая ситуация на Украине, а гибель наблюдателя ОБСЕ 23 апреля. Этот инцидент привел к существенному ограничению действий специальной мониторинговой миссии, а восстановление режима прекращения огня стало еще более приоритетной задачей для Германии. «Несмотря на непрекращающуюся работу в «нормандском формате» и подписанные на высшем уровне договоренности, ничего так и не сделано», – утверждает немецкий парламентарий. По его мнению, это может играть на руку украинским властям, так как несоблюдение первого пункта минских договоренностей может оправдывать отсутствие прогресса в политической части соглашений (касающейся автономии ЛНР и ДНР).
Константин Косачев привел данные ОБСЕ, согласно которым за эту неделю было зафиксировано 4 тысячи нарушений. В тех случаях, когда удалось установить ответственную сторону, 837 были совершены украинской армией, 485 ополченцами. Более того, сенатор обратил внимание, что, если на украинских базах наблюдатели зафиксировали отсутствие 140 единиц техники, то у ЛНР и ДНР – всего 28 (то есть их местонахождение неизвестно). Он подчеркнул также, что предприятия на территории ЛНР и ДНР не национализированы, а взяты под внешнее управление, и этот шаг стал ответом на экономическую блокаду со стороны Украины.
Ответственность за ситуацию на Донбассе Константин Косачев возложил на украинские власти и упрекнул Германию в недостаточном воздействии на руководство Украины: «Давление – это антироссийские санкции. Отмена визового режима для Украины – это одобрение всех их действий». Гернот Эрлер призвал использовать результаты наблюдений миссии ОБСЕ более осторожно, так как, во-первых, они колеблются от недели к неделе, а во-вторых, доступ наблюдателей во многие районы на востоке Украины сейчас ограничен. Немецкий парламентарий считает неконструктивным поиск виноватых в конфликте, так как ответственность, на его взгляд, несут все стороны. Кроме того, он предложил один из выходов из кризиса: «Отказ ополченцев от ведения боевых действий, несмотря на возможные провокации, показал бы украинскую сторону в негативном свете и стал бы важным сигналом для мирового сообщества». «Мы не командуем ДНР и ЛНР», – ответил на это Константин Косачев.
Участвовавший во встрече ведущий эксперт Секретариата Председателя Совета Федерации Александр Алексеев высказал мнение, что урегулирование невозможно до тех пор, пока снятие антироссийских санкций зависит от выполнения минских договоренностей. Он уверен, что украинские власти не стремятся соблюдать подписанные соглашения, так как для них важно сохранить санкции против России. «Условие для снятия санкций – это не выполнение минских договоренностей на 100%, самое главное – соблюдение первого пункта (режим прекращения огня)», – заметил Гернот Эрлер. В заключение обе стороны пришли к общей позиции по вопросу новых санкций США против России, так как они будут затрагивать не только российские интересы, но и компании третьих стран (в частности, участвующие в «Северном потоке – 2»). «Некоторые шаги США кажутся непредсказуемыми не только для России, но и для Германии», – заключил немецкий парламентарий.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs