Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать, как прошли недавние переговоры Президента Российской Федерации В.В.Путина с Федеральным канцлером Германии А.Меркель и Президентом Турции Р.Эрдоганом?
С.В.Лавров: В дополнение к тому, что было подробно сказано на пресс-конференциях лидеров, могу подтвердить, что всё прошло конструктивно. Результаты были несколько различными, поскольку речь идет о двух разных странах, наших различных партнёрах. Отношения с Турцией продвигаются сейчас более позитивными темпами, нежели с Германией. Тем не менее, необходимо отметить, что объём товарооборота с Федеративной Республикой Германия является, по-моему, вторым по величине после Китая. Также обе стороны проявляют большой интерес в совместной работе бизнес-сообществ наших стран. Германские компании не уходят из России. Это подтверждает наши оценки, что ненормальна нынешняя ситуация, в которой некоторые наши европейские и западные партнёры пытаются ставить политизированные и идеалогизированные подходы выше коренных экономических интересов своих стран и граждан. Укрепляется, на мой взгляд, тенденция к отказу от этой аномалии. Далеко не все в ЕС готовы с этим мириться. Т.н. «агрессивное меньшинство» пытается всячески сохранить общие позиции ЕС на уровне самого низкого знаменателя, тогда как принцип солидарности должен предполагать поиск компромисса между крайними позициями. Существуют те, кто категорически против нормализации отношений с Россией и те, кто выступает за то, чтобы уже сейчас начать выходить из этого санкционного тупика. Повторю, мы не хотим вмешиваться во внутренние дискуссии, но видим, как они развиваются в Европейском Союзе.
На этом фоне визит Федерального канцлера Германии А.Меркель был весьма показательным. Это был её первый визит за несколько лет. Беседа прошла конструктивно и по-деловому, без каких-либо попыток читать нотации друг другу – это не наш принцип. Мы рассчитываем, что в Европе также поймут, что отношения «ученик-учитель» давным-давно канули в прошлое. Обсуждалось сотрудничество в сфере энергетики, научно-техническое сотрудничество, где связи основываются на очень серьезном взаимном интересе. Также были затронуты гуманитарные контакты, деятельность Форума «Петербургский диалог», завершающиеся годы молодежных обменов. В июне мы передаем эстафету новому двустороннему мероприятию – «перекрёстному» Году сотрудничества районов и муниципалитетов. Его открытие состоится в конце июня в Краснодаре. В этой церемонии я планирую принять участие вместе с Министром иностранных дел Федеративной Республики Германия З.Габриэлем.
Обсуждалось также внешнеполитическое взаимодействие, отношения России и Европейского Союза. Мы напомнили нашим немецким партнёрам о том, что почти год назад в Санкт-Петербурге Президент Российской Федерации В.В.Путин передал в неофициальном документе Председателю Европейской комиссии Ж.К.Юнкеру конкретные идеи о том, как нам инвентаризировать наше состояние контактов с ЕС, начать возвращаться к нормальному взаимодействию с пользой для всех. Ответа до сих пор нет, так же, как и ответа на предложение ЕЭК установить рабочие контакты с Европейской Комиссией в Брюсселе. Германия посылала нам сигналы, что такие технические и неофициальные контакты между двумя интеграционными структурами она бы приветствовала. Это прагматичный шаг, мы готовы идти так быстро и так далеко, как к этому будут готовы наши партнёры.
Из внешнеполитических тем была подробно затронута наша работа на сирийском направлении. Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно касался этого в своём выступлении. Недавно в Астане завершилась очередная встреча с участием сирийского правительства, вооружённой оппозиции, стран-гарантов (России, Ирана и Турции), и наблюдателей от ООН, Иордании и США. На встрече был одобрен документ о создании зон деэскалации, которые уже приветствуются многими столицами стран Запада и Ближнего Востока. Эта тема также была подробно затронута на переговорах с Федеральным канцлером Германии А.Меркель (мы рассказали о том, как эта инициатива готовилась и как она реализуется) и Президентом Турции Р.Эрдоганом (в части, касающейся международной повестки дня). Были согласованы подходы, касающиеся встречи в Астане.
По двусторонним делам у нас реализуются крупные проекты. Президенты рассмотрели как идёт процесс и что нужно сделать дополнительно, чтобы выдержать сроки и обеспечить качество. Это касается «Турецкого потока», атомной электростанции «Аккую» и подавляющего большинства направлений нашего торгово-экономического взаимодействия, подвешенного в результате известных событий. Президентами были даны соответствующие поручения, и проекты были разморожены. По оставшимся аспектам наших отношений, включая необходимость более эффективной двусторонней работы по выявлению боевиков и террористов, передвигающихся между нашими странами, а также вопросам безопасности, и вопросам, касающимся перспектив постепенного возвращения к упрощённому визовому режиму, работа продолжится.
Вопрос: Главной интригой последних месяцев является встреча президентов России и США. С момента выборов президента в США прошло более ста дней и пока нет никакой информации по поводу встречи Президента США Д.Трампа и Президента Российской Федерации В.В.Путина. Что Вы можете сказать на этот счёт и чего ожидает Москва от этой встречи, если она состоится?
С.В.Лавров: Несомненно, встреча руководителей очень важна для установления, в первую очередь, личного контакта. Это всегда помогает впоследствии работать над теми вопросами, которые президенты обсуждают. Но я бы не сказал, что в этом состоит главная интрига. Контакты, пусть не очные, а телефонные, уже установлены. Состоялись три телефонных разговора Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента США Д.Трампа. Они были очень насыщенными, конкретными и лишенными искусственности, нацеленными на то, чтобы развивать наши отношения в интересах двух стран и мирового сообщества в целом. В этой связи особое внимание уделяется сирийскому кризису. Президент США Д.Трамп накануне встречи в Астане был подробно проинформирован Президентом Российской Федерации В.В.Путиным о том, как нам видится дальнейшее движение вперёд. Это перекликается с инициативами, которые предлагали Соединённые Штаты в начале этого года с целью формирования условий для того, чтобы обезопасить гражданское население, прекратить насилие в тех районах, где ведутся ожесточённые боевые действия между Правительством САР и вооруженной оппозицией. Неслучайно Соединённые Штаты приветствовали встречи в Астане и подготовку документа о создании зон деэскалации.
Нам и США встреча нужна не для того, чтобы произвести внешний эффект на кого-то, не для того, чтобы говорить о сенсации. Россия и США убеждены, что когда лидеры встречаются, это важно не только для рукопожатий, а для понимания того, кто что думает об отношениях друг с другом и международных проблемах. Наши страны настолько сильно влияют на международную стабильность и безопасность, что от такой встречи будут ждать конкретных результатов. И для этого мы сейчас ведём активную работу по её подготовке.
Вопрос: После авиаудара по базе Шайрат мы прекратили все контакты с американской стороной, в том числе и по военной линии. Можно ли сказать, что мы вернулись к тому положению, которое было до удара?
С.В.Лавров: На днях Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу высказался по этому поводу. Мне не очень этично было бы вторгаться в эту сферу. Он сказал, что контакты между нашими странами никогда не прерывались по сути дела, а если и прерывались, то не по нашей инициативе.
Вопрос: После визита Госсекретаря США Р.Тиллерсона в Москву, его переговоров с Президентом России В.В.Путиным и Вами он сказал, что по сути в Москве ничего не решили. По прошествии ста дней президентства Д.Трампа было сказано, что главной задачей была изоляция России в ООН, и она де реализована. Как Вы думаете, что это означает? Так ли это на самом деле? Почему они делают такие заявления?
С.В.Лавров: Очень трудно отвечать на вопрос, почему настолько диаметрально противоположные заявления звучат из уст различных представителей администрации. Может быть, они еще пока не «притерлись» друг к другу? Нужно ориентироваться на главное действующее лицо, в данном случае это Президент США Д.Трамп, который дал очень высокую оценку визиту Госсекретаря США Р.Тиллерсона в Москву и недавнему телефонному разговору с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Он выразил настрой на продолжение развития наших усилий по продвижению отношений в общих интересах. Мы на это и ориентируемся.
Вопрос: Как Вы оцениваете деятельность ОДКБ в направлении борьбы с терроризмом? В этом году организация ОДКБ отмечает двадцатипятилетие своего существования. Насколько эффективна её работа?
С.В.Лавров: Эффективность борьбы с терроризмом, прежде всего, определяется тем, насколько удаётся объединить усилия всех, кто способен внести вклад в эту борьбу. Полтора года назад, выступая на 70-ой сессии ГА ООН Президент России В.В.Путин предложил сформировать универсальный и подлинно общечеловеческий фронт борьбы с террором. Эта инициатива остаётся в силе. Подлинно единая коалиция пока не сформировалась, но принимаются конкретные усилия в самых разных регионах, в том числе на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где мы бьемся за то, чтобы не дать террористам захватить власть на обширных территориях. Параллельно с этим большое внимание уделяется пресечению террористической угрозы вблизи наших рубежей, на территории соседних государств – центральноазиатских стран. Такая организация как ОДКБ, рассматривает борьбу с террором как приоритетное направление своей деятельности. Особенно нужно учитывать то, что ИГИЛ не только освоился на Ближнем Востоке и Севере Африки (и не хочет сдаваться, хотя мы обязательно ее добьем), но на данном этапе ИГИЛ начал активизировать свои действия в Афганистане, особенно в его северных районах, которые непосредственно граничат с нашими соседями и союзниками. В рамках ОДКБ приняты соответствующие доктрины, стратегии, нацеленные на развитие четких и конкретных механизмов в борьбе с терроризмом. Существуют также Коллективные силы быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе, Коллективные силы оперативного реагирования и миротворческие силы. Большинство задач, стоящие перед ОДКБ (за исключением миротворческих сил) направлены на борьбу с террором. Соответствующие подразделения, которые страны-члены ОДКБ выделили в состав этих сил, находятся в постоянной готовности к действию, как и российские базы, расположенные в Таджикистане, Киргизии и Армении. Это приоритет, который был подтверждён во всех документах саммитов последних лет. Пока эта зараза не будет уничтожена, такие приоритеты будут сохраняться в полной мере.
Вопрос: ОДКБ – это военно-политический альянс. Его достаточно часто пытаются сравнить с НАТО. Скажите, насколько корректно это сравнение?
С.В.Лавров: Оно не вполне корректно. В Стратегии развития ОДКБ нет никаких упоминаний о том, что какая-либо страна, государство или организация являются нашими противниками. Натовцы наоборот воспринимают Россию как страну, которая является противником и угрозой. Они всячески стараются принизить статусы и значения того, что делает ОДКБ. Очень робко и нехотя они идут на контакт. Чувствуется, что им сложно понять, что ОДКБ – это такая же международная организация, которая признана в ООН, является наблюдателем ГА ООН, признана в ОБСЕ, участвует в ее заседаниях. Думаю, что этот свойственный натовцам гонор делу не помогает. Мы не раз предлагали объединить усилия нашей Организации и Североатлантического Альянса с тем, чтобы более эффективно бороться с терроризмом, в том числе с терроризмом, развивающимся на территории Афганистана. В значительной степени он подпитывается наркобизнесом, масштабы которого в разы увеличились за период проведения там натовской операции после известных событий 2001 года.
У нас были совместные проекты с НАТО, в том числе по развитию методов антитеррористической борьбы, по созданию специальных устройств дистанционного обнаружения взрывчатых веществ, что крайне важно для того, чтобы обезопасить общественные места, где проводятся крупные мероприятия, а также метрополитен. Существовали развёрнутые программы по пресечению наркоугрозы из Афганистана, подготовке кадров, предоставлению услуг для поддержания в рабочем состоянии вертолетов, которые Россия поставила и продолжала поставлять в Афганистан, и многое другое. От всего этого натовцы отказались. Они «встали в позу» после того, как поддержали государственный переворот на Украине. Мы же, в свою очередь, оказали поддержку жителям Юго-Востока Украины и Крыма, которые отказались принять результаты государственного переворота. После того, как они отказались принять акт переворота, новые власти, путчисты, организовали против них, собственного народа, войну. Когда мы осудили и приняли те наши вынужденные решения, натовцы «обиделись», что провалился их проект по полному поглощению Украины в свою зону влияния Альянса, и потерпела фиаско затея по включению Крыма в свои планы военного окружения России. Из-за обиды на объективный исторический факт они заморозили всё то, что нас объединяло, в том числе в антитеррористической борьбе. Теперь с огромным скрипом преодолевая сопротивления «агрессивного меньшинства» в ЕС, они пытаются возобновить разговор с нами. Но мы готовы говорить с ними только на основе равноправия, на основе взаимного уважения интересов и поиска баланса этих интересов. Мы будем говорить по общеприемлемым вопросам повестки дня, а не по тем, которые иногда нужны НАТО более, чем кому бы то ни было.
Вопрос: Хотела бы задать вопрос по поводу «минского формата». Не создается ли ощущение некой стадии примороженности этого процесса?
С.В.Лавров: На этот вопрос очень подробно ответил Президент России В.В.Путин на пресс-конференции с Федеральным канцлером ФРГ А.Меркель. У нас вызывает большую озабоченность то, что происходит с выполнением Минских договорённостей, прежде всего в результате саботажа со стороны киевских властей. Примеров тому множество. Это касается полного саботирования политического процесса и организации на регулярной основе вооружённых провокаций на линии соприкосновения, чтобы иметь предлог не выполнять политическую часть «Комплекса мер», который был одобрен в Минске. Фактов на этот счёт предостаточно, в том числе в отчётах СММ ОБСЕ. Вместе с тем, Президент России В.В.Путин, как и Федеральный канцлер ФРГ А.Меркель, подчеркнул, что несмотря на это, альтернативы Минским договорённостям мы сейчас не видим. Ничего более конструктивного разработать не удастся, поэтому наша общая линия заключается в том, чтобы продолжать работать в рамках «нормандского формата» на уровне лидеров, министров и экспертов и в рамках Контактной группы, где за одним столом представлены киевские власти, представители Донецка и Луганска вместе с представителем Российской Федерации и ОБСЕ. Мы всячески поддерживаем деятельность СММ ОБСЕ, которая играет очень важную роль. Будем добиваться обеспечения её полной безопасности, особенно после трагического инцидента – подрыва на мине патруля, из-за чего погиб сотрудник Миссии, несколько было ранено. Это не очень приятная ситуация, поскольку Минские соглашения должны были давно быть выполнены, но, повторю, мы не будем давать повода тем, кто хотел бы их сорвать и списать вину за это на нас или ополченцев.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs