ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Хусейин Дириоз: «Турция заинтересована в восстановлении стратегического партнерства с Россией»

15:09 15.03.2017 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в России Хусейин Дириоз. Фото: realnoevremya.ru.

Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган побывал с визитом в Москве. 9-10 марта 2017 года состоялись его переговоры с Президентом России Владимиром Путиным. На них обсуждались перспективы двустороннего сотрудничества на Ближнем Востоке, Кавказе и в Черноморском регионе, а также возможности партнерства с третьими странами и международными организациями. Подводя итоги состоявшихся переговоров, глава Российского государства В.Путин выразил по их поводу «осторожный оптимизм».

Итогам состоявшегося визита главы Турции был посвящен круглый стол в МИА «Россия сегодня». На нем известные российские ученые, а также представители дипломатического корпуса дали прогнозы развития торгово-экономических и политических отношений Москвы и Анкары, а также рассказали об энергетическом взаимодействии двух стран.

В рамках состоявшегося мероприятия был представлен доклад Российского совета по международным делам, посвященный российско-турецким экономическим отношениям[1], а также подготовленный РСМД и Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ) сборник по отношениям России и Турции в первые 15 лет XXIвека[2].

По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Турции в России Хусейина Дириоза, состоявшийся визит Реджепа Эрдогана и обсуждение наболевших проблем во взаимоотношениях двух стран показали, что такое понятие, как «нормализация отношений» между нашими странами, осталось далеко в прошлом. «Москва и Анкара настроены на восстановление стратегического партнерства по основным экономическим и политическим вопросам в полном объеме», - заявил турецкий дипломат.

По словам Посла Турции в России Х. Дириоза, в ходе состоявшегося в Москве Шестого заседания Совета сотрудничества высшего уровня было подписано восемь важных документов, определивших дальнейшее развитие отношений между нашими странами. Москва и Анкара продемонстрировали не только готовность к диалогу на высшем уровне, но и стремление к развитию контактов между нашими народами. Об этом свидетельствует прошедший накануне заседания Совета Российско-турецкий форум общественности. Задачами состоявшихся в Москве переговоров стало обеспечение полноценного взаимодействия обеих стран по всем основным вопросам, включая такие важные, как туризм, бизнес, развитие академических контактов.

Турецкий дипломат высоко оценил готовность политического руководства обеих стран к разрешению острых региональных конфликтов, особенно в Сирии. Благодаря тройственному формату «Россия-Турция-Иран», удалось обеспечить режим прекращения огня между сирийской армией и вооруженными формированиями оппозиции. Были предприняты необходимые меры по преодолению возникшей гуманитарной катастрофы и обеспечен вывод мирного населения с территорий, на которых еще продолжаются боевые действия. По словам Х.Дириоза, переговоры, состоявшиеся в Астане, ни в коей мере не направлены на то, чтобы  подменить Женевский формат, напротив, должны способствовать ему.

Чрезвычайный и Полномочный Посол, член Российского совета по международным делам (РСМД) Петр Стегний считает, что визит турецкого лидера подвел своеобразную черту под кризисным этапом отношений Москвы и Анкары, последовавшим после событий ноября 2015 года, связанных со трагедией российского бомбардировщика в небе Сирии. Не менее важно и то, что в рамках состоявшегося визита был задействован традиционный двусторонний механизм взаимоотношений Москвы и Анкары – Совет сотрудничества высшего уровня, шестое заседание которого состоялось в российской столице. Переговоры велись по всему спектру направлений сотрудничества: от совместных проектов в области энергетики до образовательных и культурных контактов. П.Стегний подчеркнул, что состоявшийся политический диалог показал значительный и во многом неисчерпанный потенциал наших отношений. России и Турции удалось договориться и по вопросу регионального сотрудничества, касающегося, в частности, политического урегулирования в Сирии.

По словам П.Стегния, наши страны представляют собой две крупнейшие евразийские державы. В условиях меняющегося мира они стремятся найти новые точки соприкосновения и понимания, и неудивительно, что подобная деятельность сопровождается ростом противоречий и взаимных претензий. По образному выражению российского дипломата, Россия могла бы в этих условиях выступить своеобразным «интерфейсом», или мостом, между Западом и Востоком. Особую актуальность этот подход приобретает в условиях формирования новых контуров международной торговли, и, в частности, роста интереса к концепции «Экономического пояса Шелкового пути», продвигаемой Китаем.

Эксперты и аналитики до сих пор ведут споры о том, чем стала для человечества череда переворотов и восстаний, начавшаяся в 2011 году и получившая с легкой руки зарубежных и отечественных публицистов определение «арабской весны». Однако уже сейчас можно сказать, что эти события привели к масштабным изменениям мирового порядка, существовавшего до начала 2010-х годов. Петр Стегний считает, что у России и Турции есть все возможности для адекватной оценки внешних угроз и ответа на них. Основной площадкой для внешнеполитического сотрудничества по-прежнему остается Ближний Восток и в особенности Сирия, где происходят судьбоносные для всего региона события. Большое значение имеет компромисс, достигнутый между Москвой, Анкарой и Тегераном, по поводу проведения межсирийских переговоров в Астане. К Астанинскому формату присоединяются и другие государства, например, Иордания, уже заявившая о своем желании получить статус наблюдателя. Большое значение имеют попытки установить контакты и обеспечить координацию действий с антитеррористической коалицией, действующей в Сирии под общим руководством США. В частности, Вашингтон мог бы сыграть позитивную роль в разрешении ситуации, сложившейся вокруг Манбиджа – города на севере Сирии, с июня 2016 года осажденного «Сирийскими демократическими силами» (SDF) и курдскими подразделениями. Как известно, общее руководство осадой осуществляют военные советники США.

«Иордания заявила о своем желании получить статус наблюдателя на переговорах в Астане» (Петр Стегний)

Петр Стегний особо отметил, что в ходе состоявшихся в Москве переговоров глав государств России и Турции была провозглашена приверженность принципам территориальной целостности Сирии и особо подчеркнут приоритет борьбы с международным терроризмом.

Заместитель директора по науке Института энергетических исследований РАН, эксперт РСМД Владимир Лихачев рассказал о специфике энергетического сотрудничества Москвы и Анкары. По его словам, двустороннее сотрудничество России и Турции должно носить комплексный характер. В настоящее время обе стороны возвращаются к прежним экономическим проектам, которые были «заморожены» после инцидента в ноябре 2015 года. Сейчас Турция - страна с самым высоким уровнем энергопотребления среди всех стран европейского региона и обеспечивает свою энергетическую безопасность путем диверсификации импортных поставок. В частности, официальная Анкара имеет возможность получать природный газ с территории Азербайджана и Ирана и ведет по этому поводу переговоры с Ираком. Кроме того, Турецкая Республика занимает лидирующие позиции по использованию возобновляемых источников энергии. Россия вызывает интерес у турецких политиков как транзитная страна, как источник инвестиций и партнер при реализации совместных проектов.

Для России приоритетное значение сохраняет проект «Турецкий поток». Однако с его реализацией есть некоторые сложности: пока принято решение о начале строительства первой нити газопровода. Строительство второй нити под вопросом, поскольку в настоящее время нет гарантии того, что Европа будет готова осуществлять закупки российского газа. Перспективное значение имеет и сотрудничество обеих стран в области атомной энергетики. В.Лихачев напомнил, что начало строительство первого блока АЭС «Аккую» запланировано на 2016 год.

Заместитель декана факультета журналистики МГИМО(У) МИД России, эксперт РСМД Нигяр Масумова отметила, что, несмотря на определенные позитивные результаты прошедших в Москве переговоров, отношения России и Турции переживают не лучшие времена. С начала 1990-х годов шло поступательное развитие российско-турецких экономических связей. В 2008 году (накануне мирового экономического и финансового кризиса) товарооборот наших стран составлял 38 млрд. долларов. Несмотря на все возникшие трудности, сальдо взаимной торговли остается резко положительным в основном за счет экспорта энергоресурсов. В свою очередь, импортирует Россия в основном готовую продукцию: машины и механизмы, включая средства наземного транспорта, изделия черной металлургии, пластмассы. Ограничительные меры, введенные Москвой после 24 ноября 2015 года, коснулись только турецкой сельскохозяйственной продукции, которая составляет 15% российского импорта. Однако сельское хозяйство остается чувствительной областью для Турции, поскольку на него приходится 9,5% ВВП страны. 

Крайне неоднозначная ситуация сложилась и в туристической сфере. Разумеется, она понесла ущерб из-за сокращения почти на 2 млн. человек потока из России, однако отрасль сильно пострадала в целом. По данным на 2016 год в финансовом измерении общий урон туристического бизнеса Турции составил 31 млрд. долларов.

«По данным на 2016 год, общий урон туристического бизнеса Турции составил 31 млрд. долларов» (Нигяр Масумова)

Своеобразное резюме состоявшегося круглого стола подвел Посол Турции в России Х.Дириоз. Дипломат отметил, что подписание соглашения о строительстве «Турецкого потока» стало важным достижением в отношениях двух стран. «Первая ветка трубопровода рассчитана на обеспечение внутренних потребностей страны в природном газе», - заявил он. Г-н Дириоз напомнил, что российско-турецкому сотрудничеству в области энергетики присвоен стратегический статус, и сообщил, что первая очередь АЭС «Аккую» будет введена в эксплуатацию в 2023 году. В заключение он выразил надежду на скорейшую отмену секторальных ограничений и подчеркнул значимость развития отношений Москвы и Анкары.



[1] С текстом доклада РСМД можно ознакомиться по ссылке: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8537#top-content

[2] Российско-турецкие отношения: Первые 15 лет XXI столетия/ Отв. ред. А.Д.Васильев. – М.: РГГУ, 2016.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати