Фото: tvc.ru
19 декабря с.г. в Брюсселе, после почти двухлетнего перерыва, состоялось очередное заседание Совета Россия-НАТО. Чем закончилось заседание и к каким результатам пришли в ходе диалога Брюссель и Москва? Ответам на эти вопросы, а также анализу современной тактики и стратегии Североатлантического блока на восточном фланге и в отношениях с Россией, был посвящен видеомост «Москва-Брюссель», в котором принял участие Постоянный представитель России при НАТО, Чрезвычайный и Полномочный Посол Александр Грушко.
По словам дипломата, уходящий 2016 год не принес крупных изменений в отношения России и Североатлантического блока. Пока решения, принятые странами-участницами Североатлантического блока на Варшавском саммите, и направленные на усиление позиций альянса на восточном фланге, лишь обрастают конкретикой. Многие из них будут реализованы только в 2017 году. В условиях новой архитектуры международных отношений, формирующейся на наших глазах, НАТО пытается доказать свою востребованность.
Ранее задачи НАТО, по словам его первого генерального секретаря, барона Гастингса Исмея, сводились к своеобразной формуле: «не допускать СССР в Европу, обеспечивать в ней присутствие США и сдерживать Германию». Однако теперь ситуация несколько изменилась, последний пункт триады потерял свою актуальность и, судя по всему, Берлину придется взять на себя руководство в общеевропейских делах. Возрастание российской внешнеполитической активности привело к развязыванию против нашей страны информационной войны и активизации военного строительства.
Тем не менее, некоторых подвижек Москве удалось добиться. С марта 2014 года Совет Россия-НАТО практически не функционировал. Однако на этот раз его заседание прошло с открытой повесткой дня, в рамках которой постпредам была предоставлена возможность со всей откровенностью высказать соображения, волнующие всех участников альянса. Что касается России, то она считает, что усиление НАТО представляет собой потенциальную угрозу для многих государств, включая и те из них, которые объявили себя «прифронтовыми». Прежде всего, это относится к государствам Балтии, которые под предлогом возрастания русской угрозы требуют усиления натовских баз на своей территории. Обеспокоенность в Москве вызывает и украинский кризис, в котором, по мнению российского постпреда, серьезных изменений к лучшему не наблюдается. Вместо соблюдения Украиной основных пунктов соглашения, достигнутого в Минске, «коллективный Запад» предпочитает оказывать Киеву военную помощь. В результате усилия Контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины и «нормандский формат» оказываются по существу невостребованными.
В то же время, по словам А.Грушко, Россия готова к восстановлению контактов с НАТО по военной линии. Особого внимания заслуживают состоявшиеся в ходе Совета два брифинга – представителей Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и Группы по проекту Балтийского моря, действующей под ее эгидой. На них обсуждались неурегулированные вопросы международного сообщения – как коммерческого, так и государственного. Известно, что Президент России Владимир Путин поддержал предложение Президента Финляндии Саули Ниистё о включении транспондеров при полетах военных самолетов над Балтикой. Правда, обсуждение всех этих вопросов не мешает подбрасывать в топку русофобии многие темы, уходя от их обсуждения по существу.
На прошедшем заседании тема сирийского урегулирования напрямую не поднималась, однако был сделан акцент на борьбе с терроризмом. Российский дипломат напомнил, что в рамках Совета Россия-НАТО был реализован один из самых крупных проектов, в рамках которого было подготовлено более 4 тыс. кадров для антинаркотических структур Афганистана, Пакистана, стран Центральной Азии. Россия и НАТО совместно занимались подготовкой техников для обслуживания вертолетов Ми-17 и Ми-35 в рамках проводимой операции «Решительная поддержка». Все эти проекты, осуществлявшиеся с участием России, в настоящее время заморожены.
А.Грушко отметил, что на международной арене наблюдается усталость натовского опыта интервенций в Ливии и Югославии. Особняком стоит Афганистан, в делах которого Североатлантический блок не принимал участия, однако основные акторы блока приняли участие в военных действиях и миротворческой операции. За пресечение каналов нелегального проникновения беженцев из стран Азии и Африки в Европу отвечает «Морской страж» - натовская компонента операции ЕС «София», проводимая усилиями Североатлантического блока в Эгейском море. Активное участие в осуществлении противодействия незаконной перевозке людей принимает единая европейская пограничная служба Frontex. Расширены программы подготовки иракских офицеров в Иордании и проекты военного сотрудничества с Тунисом.
В то же время в странах Европы и Америки сделаны ряд примирительных заявлений. Например, заместитель генерального секретаря НАТО, и.о. заместителя госсекретаря США Роуз Гетемюллер предложила возобновить диалог с Россией по вопросам контроля над вооружениями, и прежде всего ракетами средней и малой дальности. С инициативой переговоров с Москвой по договору о контроле над обычными вооружениями выступил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Эта инициатива была поддержана на Совете министров иностранных дел ОБСЕ, состоявшемся в Гамбурге. В то же время встречные мирные предложения России, основанные на транспарентности и открытости, отвергаются европейскими политиками с порога, как якобы не отвечающие интересам НАТО. С этой точки зрения у Москвы вызывают особое опасение страны Балтии, представляющие «серую зону» в плане контроля над вооружениями.
Балтийский регион на наших глазах перестает быть зоной мира и нейтралитета. На днях США и Польша подписали соглашение о приобретении Варшавой ракет дальнего действия, предназначенных для поражения наземных целей в радиусе тысячи километров. В дополнение к уже размещенным в странах Балтии и Польши 4 батальонам началось перебрасывание тяжелой техники на склады в Бельгии, Нидерландов и Германии.
Как известно, все члены альянса обязаны расходовать 2% ВНП на оборону. По предварительным подсчетам, такое увеличение военного бюджета европейских стран, предпринятое во исполнение решений Уэльского и Варшавского саммитов НАТО, приведет к новой гонке вооружений, аналогичной той, что имела место в годы холодной войны. Подобные расходы, по предварительным подсчетам, в 1,5-2 раза превзойдут аналогичные расходы России. Кроме того, А.Грушко выразил беспокойство по поводу намерений США модернизировать тактическое ядерное оружие в Европе.
Все эти факторы в своей совокупности представляют собой серьезный вызов региональной и международной безопасности. А.Грушко подчеркнул, что Россия всегда выступала за то, чтобы Балтийский регион оставался регионом мира, объединенным общими транспортными, энергетическими проектами. Москва прилагала усилия к разработке совместной с ЕС «балтийской стратегии». Однако эти предложения были проигнорированы.
Усиление нестабильности в Черном море и прежде всего попытки ряда стран оказать давление на режим конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы серьезно обостряют обстановку. Россия считает подобный подход контрпродуктивным и выступает против формирования группировки НАТО в Черноморском регионе, который должен стать районом экономического и политического взаимодействия, торгово-инвестиционного сотрудничества и использовать все возможности для этого. Негативно оценивает Москва и предложение официального Бухареста создать многонациональную бригаду на основе одной из румынских частей.
По мнению А.Грушко, НАТО не способно в новых условиях обеспечить безопасность Европы. Тем не менее, хотя этот альянс и называется оборонительным, в последние десятилетия он предпринимает активные наступательные действия и проводит линию на достижение военного превосходства.
Постпред России при НАТО прокомментировал также перспективы создания общеевропейской армии. По его словам, дискуссия на эту тему возобновилась после выхода из ЕС Великобритании, поскольку негативная позиция Лондона была в этом вопросе очевидным тормозом. Однако британская армия - одна из немногих в Европе, которая способна вести военные действия за пределами своей страны. Потеря Соединенного Королевства в результате Brexit должна быть восполнена Брюсселем. По всей видимости, это должно привести к усилению германской и французской составляющей в Европе. Тем не менее, максимум, что может возникнуть сейчас в Европе – это координационный штабной орган, отвечающий за планирование и командование всеми операциями в рамках ЕС. «Производство вооружений остается чрезвычайно конкурентной средой», - отметил дипломат. По его словам, формирование единой армии Европы – несбыточная мечта, а главным препятствием для ее создания выступает экономическое противоборство между компаниями, работающими в сфере военно-промышленного комплекса.
Видеомост проходил в день общероссийского траура, объявленного по погибшим в авиакатастрофе из-за крушения самолета Ту-154. Напомним, что на борту Министерства обороны, совершавшем рейс в Сирию, на базу Хмеймим, находились 92 человека, среди которых были артисты Ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.Александрова, три съемочные группы федеральных каналов, а также глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Российский дипломат принес по этому поводу соболезнования родственникам погибших и всем гражданам России. «В Бельгии хорошо помнят о выступлении ансамбля в Брюсселе и разделяют скорбь наших соотечественников», - добавил он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs