Председатель Комитета СФ по международным делам К.И. Косачев. Фото сайта СФ.
Комитет СФ по международным делам подвел предварительные итоги осенней сессии. По активной и плодотворной работе Комитет на пятом месте в десятке лучших.
Заседание Комитета СФ по международным делам началось с «минуты молчания» - сенаторы почтили память убитого в Анкаре Посла России в Турции Андрея Геннадьевича Карлова.
Председатель Комитета Константин Косачев предложил рассмотреть вопросы, связанные с утверждением законопроектов и соглашений между государствами, которые либо прошли чтения в Государственной Думе, либо требуют ратификации. Так, Законопроект об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации сейчас проходит второе чтение в Госдуме, сенаторы рассмотрели протокол к этому законопроекту и рекомендовали принять его к ратификации. Протокол №3 (так называется этот документ) подлежит ратификации на основании закона о международных договорах РФ. Ратификация этого договора – один из шагов по выстраиванию общей системы законодательного регулирования приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Напомним, что недавно была принята Концепция межрегионального приграничного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года и Конвенция о межрегиональном сотрудничестве государств- участников СНГ. Межведомственное согласование на данном этапе проходят проекты соглашения о финансировании программ приграничного сотрудничества России и стран ЕС. Среди них такие проекты, как Карелия – Кувардик (юго-восточная Финляндия), Россия – Эстония, Россия - Латвия, - они в 2017 году подлежат ратификации. Чем будут полезны эти законы? Они практически станут инструментами основ межмуниципального приграничного сотрудничества. Отметим, что есть практика такого сотрудничества России с азиатскими регионами. Теперь появляется возможность создавать инструменты приграничного сотрудничества с регионами азиатского направления в связи с «обкаткой» законодательства на европейском векторе. Этот протокол вводит единообразие в подходах к приграничному сотрудничеству между муниципалитетами соседних государств.
Интересным было обсуждение документа о ратификации соглашения с Ираном по защите капиталовложений и протокола к нему. У России и Иранской Исламской Республики - давнее и тесное экономическое сотрудничество. А буквально недавно, как известно, в связи со снятием экономических санкций с Ирана, были созданы внешние благоприятные условия для развития наших двусторонних отношений.
Активные шаги для работы на иранском рынке предпринимают крупные российские компании, такие как Интер-РАО, Зарубежнефть, РЖД, Силовые машины, Технопромэкспорт и другие. Так компания Технопромэкспорт заключила подрядный договор в прошлом году на строительство в Иране теплоэлектростанции на сумму почти один миллиард евро. РЖД завершает переговоры о заключении контракта на сумму больше 1 миллиарда евро по электрификации участка железной дороги в Иране. Потенциал инвестиций России в иранской рынок эксперты оценивают в 35-40 миллиардов. Эти деньги и должны быть, прежде всего, защищены с точки зрения законодательства. Тем более такие крупные компании, как Газпром, Роснефть, Россети, НОВАТЭК, Газпромнефть, РусГидро, РАО-Экспорт проявляют интерес к совместным проектам в Иране. Поэтому проработанный документ сенаторы приняли единогласно.
Вступление в силу российско-иранского межправительственного соглашения о взаимной защите капиталовложений и протокол к нему будут способствовать углублению и расширению российско-иранского сотрудничества. «Соглашение актуально, как никогда, - прокомментировал значение документа в контексте двустороннего сотрудничества Игорь Морозов, член профильного комитета. Сенатор принимал участие в работе межправительственной комиссии по связям с Ираном и сообщил, что обсуждены уже реальные производства – из Ленинградской области – Тихвинский вагоностроительный завод налаживает взаимодействие с ИРИ, а также - автомобильный завод по производству пожарного оборудования, который уже фактически является продвижением наших технологий с выходом на иранский рынок. Константин Косачев отметил, что «такой опыт надо поддерживать».
Еще один интересный и важный документ был обсужден в повестке дня заседания Комитета. Сенаторы обсудили ратификацию соглашения к федеральному закону о сотрудничестве по предотвращению последствий чрезвычайных ситуаций на Каспийском море. Соглашение подготовлено по распоряжению Правительства РФ от 2013 года по обеспечению стратегических интересов России в Каспийском регионе и подписано на саммите Прикаспийских государств в Астрахани 29 сентября 2014 года. Цель – урегулирование вопросов о порядке предоставления взаимопомощи для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море и его прибрежных зонах, оказание помощи группам, следующим по территории прикаспийских государств. Документ открывает возможности оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации на Каспии во взаимодействии со спасательными службами Прикаспийских государств. Формы сотрудничества – взаимодействие при прогнозировании ситуаций, обмене результатами научно-исследовательских работ, совместные учения и другие мероприятия.
В заключение Константин Косачев поднял вопрос о том, чтобы Комитет вынес предложение принять заявление СФ в связи с убийством А.Г Карлова. По сообщению К.Косачева, аналогичное заявление приняла Госудма РФ. Члены комитета обсудили текст заявления с последующей его доработкой.
Закрывая заседание, К.Косачев сообщил, что согласно проекту Плана межпарламентского сотрудничества на 2017 год, сенаторы «вышли на сбалансированный проект с точки зрения финансовых возможностей», т.е. бюджет будет не намного, но увеличен. «Этот ресурс будет употреблен на потенциал парламентской дипломатии», - подчеркнул председатель Комитета СФ по международным делам К.Косачев.
Добавим, что по итогам 2016 года Комитет СФ по международным делам занимает пятое место в десятке наиболее активных комитетов верхней палаты Российского парламента.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs