ГЛАВНАЯ > Рецензии

Путешествие по Гороховскому в глубь истории

00:37 15.12.2016 • Ольга Ивлиева, редактор журнала «Международная жизнь»

Недавно вышедшую книгу О.А.Русецкой «Легенды и были Гороховского переулка»*  можно назвать путешествием во времени. А также путешествием-воспоминанием, исследованием, интригой. Она посвящена истории одного из множества переулков Москвы - Гороховского, протянувшегося  на расстоянии чуть более полукилометра в старом районе, издревле названном Немецкой слободой. Разнообразные фамилии, знаменитые и вовсе не известные, жизненные перипетии, знаковые даты – все  можно найти в этой работе. Автор, как гид, шаг за шагом будто ведя нас, читателей, от дома к дому по переулку, знакомит с новыми-старыми именами,  совершает экскурсы в далекие годы  и рассказывает подлинные  истории, в которые вкрапливаются увлекательные и познавательные притчи.

Одна из ранних дат – 1517 год - основание храма Никиты-великомученика, что расположился в самом начале переулка, на его пересечении со Старой Басманной улицей. «Под его сводами молились К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, Н.М.Языков, Н.А.Поленов, Ф.С.Рокотов… Прихожанами этого храма была семья Василия Львовича Пушкина… К любимому дядюшке часто приезжал Александр Сергеевич Пушкин. Здесь же в храме отпевали Василия Львовича в 1830 году – Александр Сергеевич не только присутствовал при этом, но и сам организовывал похороны» (с. 9-10).

Следующий дом, на котором останавливает наше  внимание автор, ранее был известен как Дворец Демидова – шедевр московского классицизма. Что интересно,  основателем династии тульских  оружейников Демидовых стал человек, которого звали Никита. Глава книги так и названа «Никита напротив  Никиты».  В ней и в следующей главах подробно, что не теряет их динамизма, описывается, каким  роскошным был этот дворец - с расписными потолками и золоченными дверями - и окружающее его пространство, где росли даже… ананасы и раздавались соловьиные трели.После Демидовых дом переходил от одних хозяев к другим, пока его не купило Межевое ведомство для организации там Школы межевых топографов. С этим учебным заведением связаны знаковые имена - Екатерина II, ее внук Константин Павлович и др.  Первым директором Школы стал С.Т.Аксаков, который  «незамедлительно ввел такие дисциплины, как танцы, уроки рисования, музыки, заявив, что мужей для России готовит институт отменных, а вот для жен – никудышных: деликатным обхождением они отнюдь не отличались» (с. 26).  Преподавать русский язык директор пригласил В.Г.Белинского.

В самом названии главы «Загадочный код» уже присутствует интрига. В ней подробно рассказывается о «загадочном архитектурном творении из красного кирпича под номером 17», напоминающем готический замок. «Раскопки», сделанные автором в Исторической библиотеке, поведали, что построили здание  по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера, немца,  родившегося и выросшего в России. Строительство было закончено в 1889 году, и эта дата обозначена на флюгере, который  до сей поры пребывает на крыше. Изначально в здании помещался  приют для сирот Евангелического попечительства. На открытие приехал генерал-губернатор Москвы князь В.А.Долгоруков, что, как подчеркивает автор книги, «означало особую важность устройства в городе подобного рода благотворительного заведения». Очень любопытен был режим дня более полутора сотен сирот, находившихся в приюте на полном содержании…

Потом в доме неоднократно менялись разные учреждения, одно из которых было особым в жизни автора книги. Сейчас там  Школа акварели  Сергея Андрияки.  Ее открытие состоялось в самом конце XX века,  что символично, т.к. в новом веке произошло как бы обновление дома - там опять зазвучали детские голоса.  

А соседний дом под №19 – творение выдающегося архитектора Эрихсона, по проекту которого в Москве построено более полусотни зданий. Отделяет дом от улицы решетка – изысканной красоты кружева из чугуна.

Напротив - дом  №14, где  вот уже более шести десятков лет располагается редакция журнала «Международная жизнь». Где-то в начале XX века особняк был построен по заказу богатого крестьянина С.К.Морозова, который и жил в нем, но затем, воспылав страстной любовью к балерине Большого театра, подарил ей этот особняк, а вдобавок к нему - карету. Вернее, карета была первой.  История взаимоотношений столь разных людей  - крестьянина и балерины –  подробно,  увлекательно и  романтично описана в главе «Роковая любовь мужика Морозова». Вещественным доказательством, что эта, казалось бы, легенда  на самом деле была, служат два огромных венецианских зеркала, перед которыми балерина отрабатывала свои «па» и которые до сих пор украшают помещения редакции.

Собственно, особняк редакции завершает ряд старинных зданий, дальше, до конца переулка – уже новодел. Однако следует возвратиться чуть назад по четной стороне и указать на два дома, описанных в книге.

Буквально по соседству с редакцией радует глаз еще более «изысканный особняк с затейливой лепкой» по периметру. Сейчас там, в доме №12 – посольство Эквадора.  Но до того, как появиться на этом месте каменному дому, там стоял деревянный и жило в нем семейство Ивана Козы. Трагическая его история ярко описана в книге, и  еще сказано, что в память хозяина дома эту «конечную»  часть переулка стали называть Козьей слободкой.

А в солидном здании  №10 с конца XIX века располагалась женская гимназия фон Дервиз. Автор книги подробно описывает тоже трагическую семейную историю.

Отец семейства Павел Григорьевич фон Дервиз  - яркий, разносторонний, истинно русский человек, несмотря на звучную немецкую фамилию. Мало кто знает, что детская больница в Сокольниках образована  Дервизом и названа именем Святого Владимира – в память  о сыне, умершем в детстве. Начав принимать больных детей в 1876 году, больница через десять лет на выставке в Брюсселе была признана лучшей в Европе.  Не отстала от мужа в благотворительной деятельности и его жена - Вера Николаевна. В память об умершей дочери она устраивает гимназию. Вот как об этом сказано в книге: «Заведение стало едва ли не главным смыслом всей ее [Веры Николаевны] жизни – она сумела добиться того, что гимназия оказалась сильнейшей не только в Москве, но и в России» (с. 79). О ней газеты писали как о «выдающемся явлении в общественной жизни». Так же, как и в рассказе о Евангелическом приюте, приводятся интересные подробности жизни гимназисток. Кстати, в данном  заведении учились и жили  Марина Цветаева и ее сестра Анастасия…

Этот небольшой по протяженности и на первый взгляд довольно обычный переулок в книге предстает как мозаичное полотно, в каждый фрагмент которого можно не торопясь всматриваться, находя все новые и новые детали, любоваться им, не переставая удивляться. А ведь путешествие по Гороховскому происходит в описаниях всего лишь на 124 страницах небольшого формата, но сколько там информации, исчезнувших из жизни деталей быта, упоминаний людей, о которых  хочется и дальше узнать побольше.

К достоинствам книги, несомненно, надо отнести образный, легкий (но отнюдь  не примитивный) язык, подбор иллюстраций. Их немного, но они все к месту и ненавязчиво, а зримо дополняют текст. Интересна также стилизация книги под старинный альбом. Как будто листы пожелтели  от времени, что соответствует повествованию о былом. 

Всем, кому дорог город, в котором он живет, кто имеет уважение к минувшему и хочет знать свою историю, эта книга, несомненно, доставит истинное удовольствие.

 

Фото: Е.Родина

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати