Участники заседания Правления Интеграционного клуба при Председателе СФ обсудили актуальные проблемы выработки и проведения согласованной политики в научно-образовательной сфере
Поступательное развитие евразийской интеграции в большой степени зависит от молодёжи, от ее знаний и профессиональной подготовки, от умения специалистов и управленцев понимать своих коллег из соседних стран, от отношения зарубежных элит к России. Поэтому формирование согласованной политики в научно-образовательной сфере – это безусловный императив интеграционного процесса.
Об этом заявила Валентина Матвиенко, открывая заседание Правления Интеграционного клуба при Председателе СФ. На заседании обсуждались вопросы развития сотрудничества в области науки и образования между государствами - участниками евразийского проекта. По словам Председателя СФ, создание единого образовательного пространства – ключевая интеграционная задача для государств Евразийского экономического союза и стран СНГ.
Валентина Матвиенко напомнила, что в Заявлении глав государств-участников СНГ по случаю 25-летия Содружества углубление гуманитарных связей признано ключевым фактором устойчивого развития. При этом чётко заявлено о намерении всемерно содействовать такому сотрудничеству и совершенствовать партнёрство в сфере образования, науки.
«Очевидно, что оно становится необходимым условием развития как отдельных стран, так и евразийского интеграционного процесса в целом. Принципиальное значение имеет повышение эффективности научных исследований. Одно из главных направлений этой работы - гармонизация законодательства в сфере науки, инновационной деятельности и подготовки кадров исследователей».
Председатель СФ отметила, что Договор о Евразийском экономическом союзе оставляет неурегулированными отдельные вопросы, в частности не определены механизмы координации научно-образовательной политики. Так же обстоит дело и в сфере защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, отметила Валентина Матвиенко, в структуре Евразийской экономической комиссии отсутствует орган, ответственный за сотрудничество в сфере образования, научно-технической деятельности.
«Считаю правильным вынести на обсуждение вопрос о создании профильного департамента ЕЭК по науке, образованию и интеллектуальной собственности. Целесообразно при этом рассмотреть предложение о расширении функций Евразийской экономической комиссии в сфере научно-технического взаимодействия и создании центра высоких технологий ЕАЭС. Давно пора приступить к созданию Межгосударственного фонда научных исследований государств-участников СНГ», - указала спикер СФ.
Одним из важнейших вопросов, который требует особого внимания, Валентина Матвиенко назвала повышение роли русского языка на евразийском пространстве. «Учитывая особую роль русского языка, необходимо принять неотложные меры по обновлению и расширению программ подготовки и переподготовки преподавателей. Нужна научная и учебно-методическая поддержка образовательных учреждений с преподаванием русского языка, и на русском языке». Председатель СФ предложила подумать о налаживании тесных контактов между педагогическими вузами, включая расширение студенческих обменов, создание профильных сетевых образовательных структур. «Одновременно необходимо увеличить поставки в страны ЕАЭС, СНГ учебников, обучающих аудио- и видеоматериалов, научной литературы на русском языке».
Кроме того спикер СФ считает целесообразным обсудить вопрос об увеличении количества бесплатных мест для студентов из стран ЕАЭС в российских вузах, введении системы грантов для поддержки наиболее талантливых из них.
Из конкретных проектов в сфере образования Валентина Матвиенко обратила внимание на Славянские университеты, филиалы российских вузов за рубежом и на сетевые университеты.
«Славянские университеты играют особую роль в развитии интеграции в сфере образования на евразийском пространстве. Созданные на основе двусторонних договоренностей, они успешно и эффективно реализуют образовательные программы по российским образовательным стандартам. Важную миссию выполняют филиалы ведущих российских вузов на евразийском пространстве. Заслуживает распространения опыт Московского государственного университета по созданию филиалов, успешно работающих в странах СНГ. Растет роль сетевых университетов. Уже довольно давно действует сетевой университет СНГ, создается сетевой университет БРИКС. Развивается проект Евразийского сетевого университета».
Председатель СФ призвала министерства и ведомства активно и инициативно участвовать в интеграционных процессах в культурно-образовательной и гуманитарной сферах, работать на опережение. «Считаю, что в органах власти необходимо сформировать профильные структуры, отвечающие за гуманитарное и технологическое сотрудничество, научно-образовательную интеграцию, культурные и научно-технические мероприятия в рамках Евразийского проекта. Важно выработать общие подходы к формированию профессиональных стандартов, а также к переносу требований профессиональных стандартов в образовательные стандарты. В этой работе должны участвовать не только министерства образования, но и министерства труда стран СНГ».
По словам Валентины Матвиенко, ключевой вопрос создания общего евразийского образовательного пространства - это повышение качества образования. «В России сегодня выработаны новые методы его оценки. В школах проводятся специальные мониторинговые исследования, вводятся всероссийские проверочные работы. А в вузах в экспериментальном режиме осуществляется независимая оценка достижений студентов. И если в прошлом году в эксперименте участвовало шесть вузов, то теперь к нему хотят присоединиться порядка ста. Предлагаю подумать о том, чтобы вовлечь в эту работу зарубежных коллег и пригласить к участию в проведении независимой оценки, например, славянские университеты».
Заместитель Министра образования и науки России Вениамин Каганов проинформировал о мероприятиях по продвижению русского языка. «Научно-образовательное сотрудничество государств-членов ЕАЭС осуществляется по разным направлениям. В 2017 году мы проводим съезд выпускников российских вузов, рассчитываем, что ЕАЭС займет там достойную позицию».
Вениамин Каганов поддержал предложение создать рабочую группу или комиссию из министров стран ЕАЭС, по вопросам образования.
Вице-президент РАН Сергей Алдошин остановился на сотрудничестве с Белоруссией в сфере создания единого научно-технологического пространства. «Работа продолжается очень активно, более пятнадцати лет существует межакадемический совет между РАН и Национальной Академией наук Белоруссии, на котором мы координируем научно- техническую программу, договариваемся о совместных проектах». Сергей Алдошин также рассказал об опыте работы с Китаем, в том числе, программах студенческого обмена.
Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал об опыте Московского университета по созданию филиалов МГУ в ближнем и дальнем зарубежье. Ректор МГИМО (У) МИД России Анатолий Торкунов подчеркнул, что сейчас в МГИМО обучается более 500 студентов из стран СНГ. «Мы должны продолжить усилия в направлении институциональной образовательной интеграции, это ставит перед государствами - членами ЕАЭС задачу по созданию единого образовательно-научного пространства», подчеркнул Анатолий Торкунов.
В заседании Правления Интеграционного клуба при Председателе СФ приняли участие заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов, председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев.
ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs