Вызов Пикассо: Москва, год Франции

00:00 25.02.2010 Мария Антошкина, редактор журнала «Международная жизнь»

Вызов Пикассо "Дайте мне музей, и я его заполню" сегодня как нельзя актуален - почти весь Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина заполнен произведениями великого художника. Открытие в Москве выставки работ Пабло Пикассо из собрания Национального музея Пикассо в Париже стало первым столь значительным событием этого года, провозглашенного годом Франции в России. 25 февраля в церемонии открытия выставки в ГМИИ имени Пушкина приняли участие министр культуры РФ Александр Авдеев и министр культуры и коммуникаций Франции Фредерик Миттеран, посол Франции Жан де Глиниасти и супруга президента России Светлана Медведева, вице-президент Академии художеств (НИИ РАХ) Таир Салахов, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, многочисленные представители российской культуры.

«Решение о проведении такого года (Франции в России) было достигнуто между двумя президентами — президентом Франции Никола Саркози и президентом России Дмитрием Медведевым. И цель этого года прозвучит, быть может, немного странно, а именно усилить дружбу, ускорить дружеские отношения между нашими странами. Некоторая странность в том, что исторически эти отношения столь значительны, столь велики, что, казалось бы, что же здесь можно еще улучшить?... Особенность французской культуры заключается в ее умении коммуницировать, обращать внимание на другие культуры, не утрачивая при этом своего картезианского стержня. Так было всегда. Мы очень хорошо впитываем в себя все происходящее вокруг. Вот, например, мы сейчас открыли в Москве выставку Пикассо, великого испанца, работавшего во Франции. Ведь Пикассо работал именно у нас! Для нас — это французская культура»- размышляет в одном из своих многочисленных интервью Министр культуры Франции Ф Миттеран.

Впервые по миру путешествует столь большая выставка П.Пикассо. В Москве, считая работы художника из фондов музея изобразительных искусств им. Пушкина, представлено 240 экспонатов: картины, скульптуры, картины-рельефы, рисунки, гравюры, иллюстрированные книги, фотографии.

Экспозиция достаточно полно представляет весь творческий путь художника, начиная с ранних работ «голубого» и «розового» периодов и заканчивая работами 70-ых гг. XX века.


 

В зале фотографий и архивных документов представлена переписка Пикассо и советского писателя Ильи Эренбурга. Они были друзьями. Эренбург помог устроить первую в Советском Союзе выставку художника в 1956 г., посвященную его семидесятилетию. Продвинуть выставку было непросто: пришлось преодолеть препятствия со стороны Союза художников и Министерства культуры, но та выставка стала одним из важнейших символов «оттепели». Очередь перед Пушкинским музеем, где должна была открыться выставка, выстроилась с вечера и простояла всю ночь. Охрана боялась, что начнется давка, никто не знал, как успокоить народ. Тогда Эренбург обратился к пришедшим со словами: «Вы ждали этой выставки двадцать пять лет, подождите теперь спокойно двадцать пять минут». Порядок сразу был восстановлен.

Илья Эренбург также уговорил Пикассо принять Ленинскую премию, присужденную художнику в 1965 году «За укрепление мира».

Эренбург характеризует Пикассо как «большого человека», творчество которого не ограничивается каким-то одним стилем или направлением, как человека, «быстро меняющегося и вместе с тем настолько постоянного, верного себе», человека, пребывающего в постоянном поиске и в непрерывной работе.

Пикассо любил осваивать новые техники. Это были и театральные декорации, и скульптура, и керамика. По мнению А.Н.Бенуа, почвой для этого была «хамелеонность» его натуры, способность менять образ, перевоплощаться, «представать перед изумленными глазами его поклонников то в одном виде, то в другом», им владело «импровизационное начало», которое и питало его творчество. Так возникает эта «певучесть красок, лад композиции», которые и дают в конечном счете «безобразную приятность».

Названия отделов выставки позволяют представить себе всю разноплановость интересов художника: «Голубой период», «От розового периода к кубизму», «Кубизм», «Русские балеты», «Классический», «Сюрреализм», «Авангардная живопись», «Живопись военного времени», «Метаморфозы». Причем по времени это деление весьма условно. Одновременно художник мог работать в разных направлениях.

Однажды Пикассо признался, «что иногда, садясь писать, не знает, будет ли холст кубистическим или сугубо реалистическим – это диктуется и моделью, и душевным состоянием художника».

Говоря о Пабло Пикассо возникает вопрос, как же правильно ставить ударение в его фамилии? Считать ли Пикассо испанцем, ведь родился он в Малаге, городе на юге Испании, или французом, потому что во Франции он провел большую часть жизни? Наверное, однозначного ответа нет. И.Эренбург в свое время написал так: «Меня иногда спрашивают, как правильно произносить «Пикассо» - с ударением на последнем слоге или на предпоследнем, то есть кто он: испанец или француз? Конечно, испанец – и по внешности и по характеру, по жестокости реализма, по страстности, по глубокой, опасной иронии. Гражданская война в Испании его потрясла; может быть, «Герника» останется самой значительной картиной нашего времени. В мастерской Пикассо на улице Сент-Огюстен я всегда встречал испанских эмигрантов. Испанцам Пабло никогда ни в чем не отказывает. Все это так, но стоит задуматься и над другим. Почему всю свою жизнь он добровольно прожил во Франции? Почему для него был и остался великим Сезанн? Почему его лучшими друзьями были три французских поэта - Гийом Аполлинер, Макс Жакоб, Поль Элюар? Нет, от Франции Пикассо не оторвешь».

Зрелые годы творчества Пикассо совпали с гражданской войной в Испании и Второй мировой войной. Ужас войны, ее бессмысленность Пикассо выразил в картине «Герника» (1937 г.), ставшей «самой большой и самой трагичной картиной XX века». На выставке представлены фотографии картины.


 

Итак, каким же сейчас видится Пикассо?

-Какое воображение надо иметь!? – удивляются зрители у полотен периода кубизма: «Мужчина с мандолиной», «Мужчина с гитарой», «Гитара»…

-Разгадываешь картину, как загадку!

Или про серию купальщиц 1928 года:

-В таких странных формах и столько движения! А какое небо!

Большой интерес у зрителей вызывают залы, посвященные русским балетам (1916-1924гг.). Здесь представлены эскизы декораций, рисунки костюмов, карандашные портреты и зарисовки танцовщиц. Пикассо сотрудничал с С.Дягилевым в 1916-1924 гг. вместе с Кокто и Эриком Сати. По замыслу Дягилева соединение танца и художественного искусства должно было превратить балет в произведение синтеза искусств. Таким и предстал перед зрителями балет «Парад», не вызвавший, правда, большого энтузиазма у публики того времени. Но этот балет, по словам Гийома Апполинера, знаменовал собой начало «сюрреализма».

Первой женой художника становится русская танцовщица Ольга Хохлова, дочь русского генерала. Перед «Портретом Ольги в кресле» (1917 г.) останавливаются, любуются. Она была красавицей! Притягивает сосредоточенно-внимательный, грустный взгляд Ольги. В этом портрете Пикассо отходит от принципов кубизма, возвращается к реалистической живописи.

Очень интересны сборные скульптуры Пикассо, сделанные из разных предметов, подобранных буквально на свалках. Вот например «Коза» (1950 г.): ее образ наверняка подсказан домашней козочкой Эсмеральдой, которая жила у Пикассо.


 

В бронзовой скульптуре хорошо проглядывают вещи, из которых она первоначально собиралась: спина – из пальмового листа, живот – из ивовой корзины, из кусков дерева и железного лома – ноги, из виноградной лозы – рога и бородка, уши – из картона, грудная клетка – из консервной банки, вымя – из двух керамических горшков.

В такой же манере сделаны «Женщина с коляской (1950 г.), «Беременная женщина» (1949 г.).

Не все его работы понятны сразу, неискушенному взгляду:

-Надо же было так изобразить любимых женщин! – слышатся разговоры у портретов Доры Маар и Мари-Терез периода авангарда.

Сам Пикассо не считал свое творчество простым для понимания. А.А.Фадеев на Вроцлавской конференции спросил художника, зачем он выбирает в своих произведениях форму, непонятную для людей. В ответ Пикассо заметил, что понимать живопись надо учиться постепенно, как учатся в детстве читать: по буквам, по слогам6.

Известный русский коллекционер С.И. Щукин, когда друзья уговорили его купить хоть одно полотно Пикассо, просто для полноты коллекции, был в замешательстве. Непонятно было даже куда его вешать, оно вносило диссонанс во все собрание. Место было найдено в пустом, полутемном коридоре. Щукин изо дня в день проходил мимо этой картины на обед. Сначала бросал на нее только взгляд, потом начал вглядываться… и вдруг, можно сказать, «распробовал» Пикассо: «И вот в один день я ужаснулся, я почувствовал в картине, несмотря на то, что она была бессюжетна, железный стержень, твердость, силу. Я ужаснулся, так как все остальные картины моей галереи вдруг стали мне казаться без стержня, точно сделанными из ваты, и, что самое страшное, мне не хотелось более видеть их, они стали для меня неинтересными и бессмысленными».

Таким образом, в галерее коллекционера оказалось 51 полотно Пикассо, что во много раз больше, чем произведений любого другого художника.

По воспоминаниям современников, на выставках Пикассо люди часто спорили: одних его работы восхищали, у других вызывали возмущение, но, главное, никого не оставляли равнодушными.

Вот и сегодня перед московским музеем изобразительных искусств им. Пушкина скопление народа. Очередь от ворот идет по Волхонке и сворачивает в Знаменский переулок.

-Москва пришла смотреть Пикассо! - радостно восклицает один из прохожих.

-Давно ли стоите? – спрашивают тех, кто уже почти достиг цели. - Час? Это ничего, можно попробовать… Все-таки Пикассо привезли!

-А что, вам нравятся его работы?

-Ну! Пикассо – талант!

Только за три первых  дня работы выставку «Пикассо. Москва» посетили 10 тысяч человек…

Версия для печати