Юные художники России в Доме Пашкова и в ЮНЕСКО

13:07 18.11.2016 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Сергей Платонов, художник, руководитель дизайн-студии «Трехозерье», на вернисаже своих учеников, участников выставки в Доме Пашкова в Москве. Фото С.А. Платонова.

В Москве в Доме Пашкова открыта выставка юных художников из студии «Трехозерье», чьи творческие работы экспонируются на международных вернисажах, в том числе в штаб-квартире  ЮНЕСКО в Париже.

В самом красивом доме Москвы, так еще в прошлом веке называли Дом Пашкова  - белоснежное архитектурное творение на зеленом холме напротив Кремля, - открылась выставка юных художников из российской студии «Трехозерье». Она приурочена к 25-летию Международной ассоциации «Природа и творчество» - неправительственной организации при ООН, базирующейся в Москве. Филиалы Ассоциации открыты также в Праге и Дели. Вернисаж почтили своим вниманием представители Министерства иностранных дел России, посольства Египта в Москве, Федерации мира и согласия, Императорского Православного Палестинского общества, Комитета солидарности с народами Сирии и Ливии, Русского центра духовного наследия Иерусалима и других международных и общественных организаций. В чем же причина такой заинтересованности высокопоставленных людей и организаций в рядовой, казалось бы, выставке детских и юношеских рисунков. Дело в том, что выставленные картины – это творческое осмысление нашего мира, планеты, природы и человека в гармонии и теснейшей взаимосвязи тончайших нюансов юными художниками, возраст которых начинается от пяти лет и выше, но поверить в это, глядя на их работы, трудно даже маститым мастерам. Конечно, развивать свое творчество им помогает профессиональный художник – Сергей Александрович Платонов. О таких, как он, писал поэт:

 «…Я надеялся понять, как умеют эти руки эти звуки извлекать»?

 Сергей Александрович Платонов, помимо того, что он профессиональный художник, работает учителем изобразительного искусства и мировой художественной культуры в московском Центре образования. Он также руководит авторской мастерской-студией изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трёхозёрье» при ГБОУ школе №2127. Название студии дала малая родина художника – Ново-Косино на окраине Москвы, где раньше рдели земляничные поляны, росла дикая малина, а опушки густых перелесков украшали ромашки и заросли нежно-розового иван-чая – там стояли деревни среди трех озер – Белого, Черного и Святого. Трёхозёрьем звали местные жители свои края. В народе говорят: «Не место красит человека, а человек место». Это о Сергее Платонове. Сергей Александрович является кроме всего прочего лауреатом премии Президента Российской Федерации, Почетным работником общего образования РФ, двадцать лет ведет научную и просветительскую деятельность, он входит в состав Исполнительного комитета Международной ассоциации «Природа и творчество» при ООН. Вместе со своими учениками Сергей Платонов работает по программам Ассоциации, изучая и пропагандируя всемирное культурное и природное наследие. Вместе со своими подопечными участвует в международных проектах и программах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, является членом правления Ассоциации друзей Франции, членом Международного художественного фонда.

Остапенкова Анна, 5 лет – «Средне Волжский биосферный резерват». Фото С.Платонова.

Творчество учеников студии Платонова имеет широкий резонанс в мире. Они принимают участие в региональных и международных выставках, фестивалях, конкурсах, олимпиадах. Работы студийцев находятся в музеях России – в собрании картинной галереи им. В.А.Тропинина, Государственного военно-исторического музея-заповедника, Дворца конгрессов в Йоханесбурге (ЮАР), Детской литературно-художественной галереи «Жар-птица» в Москве, а также за пределами страны. С творчеством самого художника можно познакомиться в Русском музее Санкт-Петербурга, в Люберецком краеведческом музее, его работы есть в частных коллекциях России, Белоруссии, Украины, США, Франции. Сам художник мало говорит о себе и своем творчестве, он несказанно радуется достижениям своих учеников. Пожалуй, самой юной их них – Анне Остапенковой – всего пять лет, но она в пределах своего возраста смело и уверенно владеет кистью. 

Остапенкова Анна, 5 лет – «Кеназерский биосферный резерват». Фото С.Платонова.

Работая по программам ЮНЕСКО, ученики студии Платонова вместе с учителем и своими родителями выезжают в природные биосферные заповедники России - их в нашей стране сорок пять. Так студийцы побывали на Валааме, в Карелии, в Архангельске, на Байкале. О других природных оазисах они узнают из документальных фильмов, которые смотрят на занятиях, из художественных альбомов и на фотовыставках. Все это входит в программу обучения. Сергей Александрович рассказал «Международной жизни», что дети, выезжая на природу, сами выбирают для себя объекты для рисования. Пока родители помогают малышам справляться с этюдниками, дети осматриваются вокруг и зачастую от них можно услышать такие слова: «Как интересно освещено это поле…». Яркие впечатления от увиденных на воле диких животных, свободно обитающих в условиях охраняемых лесов, гор, полей, рек, ученики пытаются перенести на полотно. Насколько ярко проявляется их отношение к обитателям разных природных поясов страны, красноречиво говорят их картины – они выполнены акварелью, пастельными мелками, красками, гуашью, карандашом или тонким графическим пером. Разве во взрослом возрасте у этих детей поднимется рука на таких красавцев густых чащ, как пятнистые олени, белки, тигры, горные козлы, птицы. Несомненно, они будут оберегать эту красоту, увиденную в детстве, и пронесут это чувство через всю жизнь, передавая другим.

 

Президент Федерации Мира и Согласия Виктор Камышанов, президент Международной ассоциации «Природа и творчество» Любовь Милованова и художник Сергей Платонов. Фото из архива С.А.Платонова.

Устраивая выставку своих учеников, Сергей Платонов выставляет и свои картины, нисколько не умаляя достоинства юных любителей изобразительного творчества. Напротив, каждому успеху своих учеников он радуется вместе с ними. Вдохновенно рассказывает о них, таких разных, не похожих друг на друга юных пока художников. Творческая манера уже проявляется у каждого. Им он посвящает свое свободное время, не скупится разговаривать с ними о главном – о любви к земле, к родине, к природе, ко всему живому – от травинки до облаков, что плывут по небу. То предложит рассказать вслух сказку. «А зачем, спросит его кто-то из подопечных? Можно по мультфильму нарисовать сюжет»? – «Нет, - поясняет учитель, - ты сердцем расскажи, прочувствуй, вымолви, а потом изобрази, и увидишь, что получится намного сложнее того, что хотел высказать первоначально кисточкой и красками». О бескорыстии Сергея Александровича Платонова журналу «Международная жизнь» рассказала президент Международной ассоциации «Природа и творчество» Любовь Аркадьевна Милованова, охарактеризовав художника одним словом – бессеребренник. Бескорыстие Сергея Александровича уже стало притчей во языцех и среди коллег, и среди родителей его учеников, да и среди тех, кого он приобщает к художественному мастерству. Такие люди, как Сергей Платонов, редки, но они есть среди нас, они наши духовные маяки, которые светят, чтобы нам не сбиться в пути, где столько соблазнов - поменять честь на деньги, призвание - на материальное благополучие, совесть на безбедную старость. 

 

Примерами таких духовных столпов были учителя, которых мы теперь называем великими. Вспоминается тот же подход в преподавании любимого предмета Николаем Ивановичем Лобачевским, знаменитым русским математиком, одним из создателей неевклидовой геометрии. Будучи профессором Казанского университета в Российской империи, он особо ценил учеников смелых и дерзких в решениях сложных задач, идущих на риск, пытливых и вместе с тем ребячливых. Сам он, учась в университете, мог на глазах у профессора, сыграть в чехарду, немало удивляя ученых мужей. Своих же студентов Лобачевский поощрял в их научных поисках, радовался их достижениям. В поэме Евтушенко «Казанский университет» именно этой черте его педагогического таланта посвящены строки о последних минутах жизни большого учителя, умиравшего от холеры:

«Еще зеркало не занавесили,

Но лежит, барельефно суров,

Тот старик, что мальчишкой на лестнице

Перепрыгивал профессоров.

Есть у всех умирающих прихоти, 

И он шепчет, попа отстраня:

«Перепрыгивайте, перепрыгивайте,

Перепрыгивайте меня».

В этом проявляется большой мастер – в щедрости к таланту, в стремлении помочь развитию природного дара, способности видеть, создавать и отражать красоту. Где бы ни писал свои картины Сергей Платонов – в Ново-Косино, в Белоруссии, Хорватии, Зимбабве или в городах Франции – они о чистоте и нежности, величии и красоте, которая во всем, даже в воздухе, который дрожит над тропинкой, умытой дождем. «Ваши пейзажи великолепны. Они как живые», - написал в книге отзывов 13-летний посетитель выставки картин художника. Поэтому так притягателен тот вернисаж детских рисунков в Доме Пашкова, которые берут начало в творческой студии Сергея Платонова. Его выпускники, кажется, уже прикоснулись к тайне акварели и живописи, на самом же деле – к книге самой жизни, к красоте мироздания, величие которого не заслонит от них мягкую тишину Трёхозёрья.

 

Фотогалерея

Ключевые слова: ООН Вернисаж ЮНЕСКО Дом Пашкова Сергей Платонов Международная ассоциация «Природа и творчество»

Версия для печати