После стран АСЕАН российские художники нацелились на БРИКС

20:00 07.10.2016 Ольга Егорова, доктор исторических наук, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


В залах Государственного Дарвиновского музея в Москве проходит крупная выставка произведений российских художников, объединенных в Бюро творческих экспедиций под руководством самобытного живописца и опытного организатора Владимира Анисимова. Экспозиция «Все краски Азии», которая действует с августа по ноябрь, посвящена результатам творческих поездок наших художников по десяти странам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Экспедиции были приурочены к 20-летию сотрудничества России и АСЕАН. Талантливые российские творцы разных возрастов и профессиональных званий, и различных стилей и жанров побывали в Брунее, Вьетнаме, Камбодже, Индонезии, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Таиланде, на Филиппинах и в Мьянме. В ходе экспедиций они создали богатейшую художественную коллекцию, состоящую из живописных произведений, графики, скульптур, работ декоративно-прикладного искусства. Как отмечал в своем приветствии выставке Президент России Владимир Путин, известные российские мастера создали во время поездок в государства АСЕАН произведения, репродукции которых вошли в альбом. «Признанные мастера поделились своим видением Юго-Восточной Азии, которая, как и Россия, отличается богатой историей, самобытными народными традициями и уникальным природным разнообразием», подчеркнул Владимир Путин.

Хотели бы отметить, что в этом году и само анисимовское Бюро творческих экспедиций празднует четверть века своего существования – оно было создано в 1991 году. Поставив своей целью знакомить мир с российским искусством и рассказывать языком нашего искусства о мире, вошедшие в Бюро художники совершили множество поездок в Индию и Египет, побывали «экспедиционеры» и в Афганистане, и на Кубе. На кубинскую тему, скажем по секрету, Владимир Анисимов собирается выпустить отдельный художественный альбом. А заключительным этапом путешествия по странам АСЕАН стало посещение одного из самых загадочных государств этого региона - Республики Мьянма. А приурочено оно было также к 20-летнему юбилею диалогового партнерства России со странами АСЕАН.    

Экзотическое путешествие в Мьянму стало главной темой нашей беседы с президентом Бюро творческих экспедиций, художником Владимиром Николаевичем Анисимовым.

- Проект наш успешно завершен, - говорит наш собеседник. – Но это не означает, что прекращены наши связи со странами АСЕАН. И должен заметить, что наш проект не только художественный, но и дипломатический. И я хотел бы особо отметить вклад, который внесли в его успех послы России в странах Ассоциации. Внимание к проекту и заботу о его успехе активно проявляли также дипломатические миссии стран-участниц АСЕАН. Мы глубоко благодарны дипломатам за поддержку и помощь Бюро творческих экспедиций.

- Владимир Николаевич, расскажите о недавнем путешествии в Мьянму, которое ваш ближайший партнер, секретарь Союза писателей России, президент Культурно-просветительского центра «Орден» Александр Звягинцев назвал одним из «паломничеств в сказку Востока».

- Прежде всего, напомню читателям, что в странах АСЕАН живут более 650 миллионов человек. А совокупный ВВП десяти государств Ассоциации достигает 2,5 триллиона долларов. Объемы торговли региона только за последние десять лет выросли втрое. Активно торгуют страны АСЕАН и между собой. Но нас также интересовала и восхищала природа Мьянмы, ее люди, их традиции и быт. Добирались мы до столицы Мьянмы Рангуна более суток. Однако дальняя дорога стоила того. Прибыли туда глубокой ночью. А рано утром, не дожидаясь гостиничного завтрака, вышли в город и ахнули. Так вот она какая – сказочная, играющая солнечными зайчиками на золоченых ступах, Мьянма! Страна инопланетных ландшафтов, древних сокровищ, красочной культуры!

- Что же вы узнали об этом государстве, когда увидели его своими глазами?

- Нам в Рангуне рассказали, что в Мьянме живет около 60 миллионов человек более, чем 135 национальностей, со своими диалектами и обычаями. Потому и называется страна «Союз Мьянма». Когда-то это государство называлось Бирманским Союзом, Бирмой, а люди назывались бирманцами. Сейчас это – Мьянма, а ее жители – мьямма. Такое же название  носит и самое многочисленное национальное сообщество, которое составляет 68% населения страны. В Мьянме семь центральных административных областей – Иравади, Пегу, Магуэ, Мандалай, Сикайн, Такинтайи, Янгон. И семь национальных областей – Мон, Карен, Кайя, Шан, Качин, Чин и Аракан. Кажды этнос живет в своем штате. Карены, к примеру, - в нижней Бирме, шаны обитают возле границы с Таиландом, моны – около дельты реки, чины живут в горах на Северо-Западе, качины – на севере, рядом с китайской границей. Каждая народность делится еще на множество этнических групп.    

Нас поразило и то, что Новый год у мьямма и их соотечественников приходится примерно на 12 - 17 апреля. Точные даты устанавливает правительство. В городе шли праздничные приготовления, а мы с карандашами и кистями трудились над своими произведениями, расположив этюдники и мольберты в самых красочных местах. На улице жара под пятьдесят градусов. А мы творим от зари до зари, используя для этого каждую минутку. Здесь верят не в Деда Мороза, а в своих богов дождя, которые живут на далеких звездах и время от времени посылают на землю долгожданную влагу. И от этого зависят и природа, и урожаи, и сама жизнь обитателей Мьянмы. Вода – это жизнь. Поэтому Новый год здесь называют Праздником воды. В эти дни мьямма обильно обливают друг друга водой, чтобы послать богам сигналы и попросить таких де обильных дождей. Для таких «водных баталий» повсюду устанавливают большие бочки с водой, чтобы каждый мог набрать в свои емкости влаги и облить ею ближнего своего.   

Такой новый год застал нас в Мандалаи. Жара неимоверная. И тут на меня тоже обрушились водные потоки, Люди, обливавшие меня из ведер, были в восторге от моей реакцией – вид мой был таким, будто меня окунули в прорубь. «Вынырнув», я жадно глотал раскаленный воздух. А все вокруг хохотали. Преодолев шок, я тоже начал хохотать вместе со всеми. Ощущалась атмосфера какой-то космической связи со Вселенной. Мне было уже не до этюдов. Зато я вдруг духовно сблизился с окружавшими меня людьми. Почувствовал, что отношение местных жителей ко мне после водной процедуры стало другим, более душевным. В городе меня уже узнавали, подходили, здоровались и часами наблюдали, как и рисую пейзажи с пальмами или королевский дворец на берегу реки Ировади.    

- Что вам особенно запомнилось в путешествии по Мьянме?

- Незабываемо многое. Вот один из памятных эпизодов. Однажды вечером мы, все художники экспедиции, за ужином обменивались впечатлениями от увиденного. Ели вкусную мьянмскую пищу – кусочки рыбы и мяса со специями, завернутые в лист бетеля. Окунали листок с содержимым в соус, приготовленный на основе перца, куркумы, фиников, имбиря, чеснока и лука, побегов бамбука и кокосового молока. А в качестве первого блюда заказали жареных воробьев и копченые хвосты волов…

Обсуждали и такой феномен, как то, что все женское население Мьянмы красит щёки какой-то краской. Однако наш сопровождающий в поездке «абориген» Пепси пояснил, что это не краска, а древнее косметическое средство, которому же почти две тысячи лет. Называется оно – «танака». Это такое дерево, которое для жителей Мьянмы является лечебным и одновременно солнцезащитным средством. Готовится экзотический «крем» просто. У всех бирманок есть специальные серые камни, которые на пару минут кладут в горячую воду вместе с куском дерева. Затем мокрый кусочек дерева трут корой о камень. Получается желтовато-белая паста. Мы запомнили. А на следующий день достали каменную терку, кусок дерева танака и приготовили косметическую пасту. Намазали себе и лицо, и руки. Мечтали спастись от жаркого солнца. Помогло. Чудесное средство приятно холодит и освежает кожу и при высыхании не стягивает лицо. Потом мы узнали, что эту пасту танака местные мужчины используют в качестве крема после бритья…

В целом же нам было приятно, что мы познавали обычаи Мьянмы, а одновременно несли свою художественную дипломатию местному населению. И обе стороны испытывали от этого дружелюбие и восторг. На выставке наших работ «Все краски Азии» в Дарвинском музее мы постарались отразить свои впечатления о природе и людях этого края своими художественными методами.

Потом мы узнали, что многие студенты из Мьянмы учатся у нас в России, в том числе в Москве, в МГТУ имени Н.Э.Баумана. Они, в свою очередь, набираются у нас профессиональных знаний, познают обычаи и народные традиции России. А потом, по возвращении домой, будут рассказывать о них в Мьянме. В это-то, по-моему, и заключается самая важная суть нашей народной (культурной, художественной, научной и прочей) дипломатии.

- Какие дальнейшие планы у Бюро творческих экспедиций?

- Мы уже объявили, что собираемся организовать такие же художественные миссии в страны БРИКС – в Бразилию, Индию, Китай и Южную Африку. Уже начинаем подготовку. Ведем переговоры с дипломатами, ищем финансирование. Ну а к творчеству мы всегда готовы.

- Спасибо, Владимир Николаевич, за интересный разговор.

На снимке: Владимир Анисимов.

Фото авторов.

 

Справка

Россия сотрудничает с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) с июля 1996 года. В конце 2005 г. была принята Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. 13 августа 2005 г. в Куала-Лумпуре прошел первый саммит Россия-АСЕАН с участием Президента России Владимира Путина. С августа 2006 г. действует межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития.

Ключевые слова: БРИКС АСЕАН художники

Версия для печати