ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Защита коренных народов мира: мировая практика и российская специфика

13:23 08.08.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: uralpolit.ru

Человечество готовится отметить Международный день коренных народов мира. Эта дата установлена решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 году и отмечается ежегодно в день начала работы созданной Экономическим и Социальным Советом ООН Рабочей группы по коренному населению Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, которая впервые была созвана 9 августа 1982 года. Задачей группы стала разработка проекта Декларации ООН о правах коренных народов, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 2007 году.

В настоящее время среди характерных для коренных народов признаков называют историческую связь с территорией их настоящего проживания; наличие этнической идентификации, приверженности языку, культуре, традициям, а также социальным и экономическим институтам, регулирующим их жизнь; готовность защищать свою землю и этническую самобытность как гарантию дальнейшего существования народа.

Долгое время коренные народы принято было считать низшими, отсталыми и нуждающимися в покровительстве. Нередко решения, принимавшиеся развитыми странами с опорой на эти доводы и закрепленные на международном уровне, нарушали права этих людей.

Напомним, что в настоящее время численность коренных народов мира составляет примерно 370 млн. человек, которые живут более чем в 70 странах и представляют множество языков и культур. По данным ООН, на долю коренных народов, составляющих 5% от населения Земли, приходится 15% беднейшего населения планеты.

Повестка нынешнего Дня коренных народов мира будет посвящена защите их права на образование. Согласно Декларации ООН о правах коренных народов, их представители могут создавать и контролировать свои системы образования и учебные заведения, предполагающие обучение на родном языке, в соответствии со свойственными их культуре учебно-педагогическими методами. Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года также предусматривает в качестве одной из своих целей обеспечение для инвалидов, представителей коренных народов и детей, оказавшихся в уязвимой ситуации, равного доступа ко всем уровням образования и профессиональной подготовки.

На долю коренных народов, составляющих 5% от населения Земли, приходится 15% беднейшего населения планеты.

В России принято проводить разделение между собственно коренными (автохтонными) народами, многие из которых имеют свои национально-территориальные образования, и коренными малочисленными народами. К последней категории принято относить те из них, которые в целом сохраняют традиционный уклад жизни, хозяйства и промыслы, насчитывают на территории страны не более 50 тыс. человек и осознают себя как особые этнические общности. Такое разделение сложилось исторически и было предопределено спецификой национально-территориального устройства государства. Согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации, в нашей стране насчитывается 47 подобных этносов, среди которых особое место занимают малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Они проживают на территории 30 субъектов федерации, более 65% из них – сельские жители. Самым многочисленным среди коренных народов России в настоящее время считаются ненцы (41 тыс. человек), самым малочисленным – кереки (4 человека).

В сентябре 1993 года на Международной конференции по правам коренных народов регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока в Хабаровске было выдвинуто предложение о провозглашении Международного десятилетия коренных народов. В 1995 году оно было начато и позволило повысить внимание к проблемам коренных народов. Второе десятилетие (2005-2014) прошло под знаком темы «Десятилетие действий и достоинства». Его целью стало сосредоточение внимания не только на защите прав коренных народов, но и на решении проблем, связанных с доступом к образованию, здравоохранению, с защитой окружающей среды, социальным и экономическим развитием, обеспечением прав человека.

Защита прав коренных народов постоянно сталкивается с многочисленными трудностями. И дело не только в интересах транснациональных корпораций и в борьбе за освоение природных ресурсов лидерами мировой экономики, но и в проблемах чисто юридических, связанных с необходимостью обеспечить право людей на сохранение самобытной культуры и одновременно способствовать их социокультурной интеграции. Дело в том, что понятие «коренные народы» появилось в правовом лексиконе сравнительно недавно. Что же касается России, то в советскую эпоху этот термин не использовался: считалось, что он уместен лишь в колониальном контексте. Вместо этого использовалось выражение «малые (или малочисленные) народности». Кроме того, советскую и нынешнюю российскую политику в этой области определяла специфика национально-территориальной федерации, или федерации смешанного типа. 

Отчасти политические деятели СССР в своих возражениях были правы, поскольку понятие «коренные народы» было изначально связано с восстановлением исторической справедливости по отношению к тем народам, земли которых подверглись насильственной колонизации. За ними на международном уровне было признано право на ведение особого образа жизни, предполагающего отказ от интеграции в индустриальное общество и сохранения уклада, основанного на натуральном, присваивающем хозяйстве. Охрана образа жизни людей, включенных в подобные экономические отношения, неизбежно связана с охраной среды обитания тех растений и животных, которые составляют основу возобновляемых ресурсов региона. Поэтому, как считает ряд российских этнологов, специфические нормы защиты (предоставление территорий для традиционного природопользования, а также квот на вылов рыбы и отстрел дичи) должны касаться только тех представителей коренных народов, которые вовлечены в эти виды хозяйственной деятельности, и семьям, чье экономическое благосостояние зависит от тех же ресурсов. Языковые и культурные права остальных жителей региона должны защищаться на основе общих норм прав человека и меньшинств. В частности, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Соколовский убежден, что соответствующие формы поддержки должны быть строго адресными и экологически обоснованными[1]. В России эти принципы особенно актуальны по отношению к коренным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. Одновременно необходима  новая модель мониторинга правоприменительных практик, предполагающих усиление природоохранной деятельности и соответствующей компоненты в образовании. Как считает ученый, подобный подход позволит уйти от практики организации этнических корпораций, избежать излишней идеализации отношений между коренным населением и природой и добиться искомого баланса между экономической активностью и защитой самобытной культуры российских народов.

 


[1] Соколовский С. Коренные народы: между интеграцией и сохранением культур http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/document1261.pdf

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати