ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Стратегические беспилотные летательные аппараты - новая угроза безопасности Российской Федерации в Балтийско-Скандинавском макрорегионе и в Арктической зоне

10:57 27.03.2025 • Сергей Гриняев, д.т.н., с.н.с., главный научный сотрудник Центра арктических исследований, Отдела страновых исследований Института Европы РАН, генеральный директор АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов»

В фундаментальном труде «Справочник по беспилотным летательным аппаратам» [1], описывающим несколько сотен аппаратов из разных стран, особенности их применения отмечается, что бывшие еще совсем недавно новинкой, беспилотники сегодня стали стандартной военной техникой, породив глобальную сеть подразделений, баз и испытательных полигонов. Поля сражений на Украине, в Сирии, Йемене, а также зоны геополитических конфликтов, такие как Персидский залив и Восточно-Китайское море, все больше заполняются беспилотниками различного размера и сложности. Независимо от того, используются ли они для сбора разведданных, нанесения воздушных ударов или ведения радиоэлектронной борьбы, дроны сегодня играют ведущую роль в изменении характера современной войны.

В книге Грегуара Шамаю «Теория дрона» так описывается ключевое преимущество этого технического средства: «Настоящим преимуществом этих беспилотных летательных аппаратов является то, что они позволяют проецировать власть, не проецируя уязвимости» [2]. Способность аппаратов длительное время находиться в воздухе, осуществляя патрулирование заданного района, высококлассная бортовая система разведки и наблюдения, которая позволяет осуществлять миссию как в оптическом, так и радиолокационном, инфракрасном и иных диапазонах, а также высокоточные средства поражения, делают эти боевые платформы одним из наиболее современных видов вооружения.

Как отмечают западные эксперты [3], в настоящее время более 100 стран активно развивают национальные программы беспилотных летательных аппаратов в интересах силовых ведомств своих стран.

Особые условия Арктической зоны (протяженные пространства, покрытые малопроходимыми льдами, сложные климатические условия и пр.), а также существенное расширение зоны ответственности НАТО после вступления в Альянс Финляндии и Швеции, делают беспилотные летательные аппараты наиболее привлекательными платформами для реализации стратегической концепции НАТО, направленной на совершенствование возможностей по осведомленности и контролю. Это стало стимулом к формированию фактически новой инфраструктуры НАТО – инфраструктуры применения беспилотных летательных аппаратов, которая включает в себя не только разработку специализированных платформ, но также создание специализированной инфраструктуры базирования и технического обслуживания, управления и, что важно, подготовки кадров соответствующей квалификации [5].

Принятые на сегодняшний день общие принципы применения беспилотных летательных аппаратов, принятые в НАТО, отражены в руководящих документах Альянса, в частности в «Стратегической концепция применения беспилотных авиационных систем в НАТО» [4]. В документе изложено видение НАТО в отношении функционирования, интеграции и оперативной совместимости беспилотных авиационных систем до 2025 года.

Одной из особенностей применения беспилотных авиационных систем в северных и северо-восточных регионах зоны ответственности Альянса является не подготовленность соответствующей инфраструктуры. В настоящее время, как показывает анализ доступных источников, НАТО не имеет на севере Альянса достаточного числа точек, пригодных для базирования современных беспилотных авиационных платформ. До последнего времени, основная масса разведывательных БПЛА[1], выполняющих свои миссии над северными районами, базировалась на базе итальянских военно-воздушных сил Сигонелла в Италии.

О формировании странами НАТО единого пространства контроля воздушной, наземной и морской обстановки в Балтийско-Скандинавском макрорегионе и Северной Атлантике

В последние годы страны НАТО активно развивают комплексную систему мониторинга воздушного, наземного и морского пространства в Балтийско-Скандинавском макрорегионе и Северной Атлантике за счет масштабного использования беспилотных аппаратов, наращивая число точек их базирования и интенсивность патрулирования в том числе и вдоль границы Российской Федерации.

Так, еще в 2021 году Лондон одним из первых среди стран НАТО объявил о глубокой модернизации авиабазы Королевских ВВС Уоддингтон, графство Линкольншир, и формировании на ее основе центра беспилотных авиационных систем[2].

С октября 2023 года на авиабазе началось развертывание новых беспилотных аппаратов дальнего радиуса действия MQ-9B Protector (из 16 заказанных)[3]. Одна из задач формируемого авиакрыла – контроль морских акваторий в Северной Атлантике. В отличие от других моделей БПЛА, MQ-9B использует спутники-ретрансляторы на низкой околоземной орбите для работы в высоких полярных широтах. С развертыванием нового поколения аппаратов к 2026 году MQ-9B будет иметь гарантированный доступ к широтам выше 78 градуса[4].

Важным шагом стало 20 июля 2024 года, когда Королевские военно-воздушные силы Великобритании учредили Партнерство по поддержке международного сотрудничества по адаптации MQ-9 Protector к национальным системам обороны и безопасности[5], сформированного в рамках Агентства НАТО по поддержке и закупкам (NSPA). Учреждение партнерства позволяет странам НАТО формировать единые бюджеты на закупку аппаратов, организовывать совместную подготовку летно-технического состава, а также обмениваться лучшими практиками применения аппаратов в ходе решения гражданских и военных задач, что в целом позволяет существенно нарастить темпы и эффективность внедрения БПЛА дальнего радиуса действия в оборонные программы стран НАТО.

Беспилотный аппарат RQ-4 Global Hawk военно-воздушных сил США, приписанный к авиабазе Сигонелла, Италия, впервые приземлился в Великобритании 22 августа 2024 года на базе Королевских ВВС Фэрфорд[6].

Американские военно-воздушные силы на этот визит беспилотного аппарат заявили, что развертывание этого типа БПЛА в Великобритании является частью усилий по диверсификации мест проведения операций и усилению интеграции с союзниками по НАТО в условиях роста международной напряженности[7].

С июня 2023 года в Норвегии на военно-воздушной базе Аннёйя создается операционный центр (хаб) для интенсивной, круглогодичной эксплуатации БПЛА дальнего радиуса действия типа RQ-4 Global Hawk. Предполагается, что он станет узлом системы мониторинга над акваторией Северной Атлантики и в Арктике[8].

В развитие этой части проекта в конце мая 2024 года Норвегия и Дания подписали протокол о намерениях, официально закрепив сотрудничество в рамках программы беспилотных летательных аппаратов дальнего действия[9]

В июне 2024 года стало известно, что представители шести стран НАТО, включая Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Финляндию и Норвегию, приняли решение о создании «стены против беспилотников» на своей восточной границе[10], как одного из средств противодействия потенциальной угрозе со стороны России. Это решение также предполагает формирование многонациональных объединенных сил применения беспилотных аппаратов, в состав которых войдут представители всех шести стран, подписавших соглашение. Инициатором этого проекта выступила Польша.

Первый полет тяжелого БПЛА RQ-4D Phoenix над территорией Финляндии был совершен 13 сентября 2023 года. Полет проводился в рамках программы НАТО по наземному наблюдению. Программа охватывает всю территорию Балтийского моря и Скандинавию. Аппарат также приписан к базе итальянских военно-воздушных сил Сигонелла в Италии[11].

Все перечисленные выше шаги однозначно указывают на то, что Альянс остро нуждается в региональной базе для беспилотников дальнего радиуса действия, которая бы обеспечила их поддержку в направлении Балтийского и Баренцева морей, а также акватории Северной Атлантики на путях выхода в открытый океан российских атомных подводных лодок с базы Северного флота в Североморске.

В этих условиях, в первых числах ноября 2024 года стало известно о том, что Финляндия инициативно предложила создать на своей территории базу для беспилотных летательных аппаратов дальнего радиуса действия. Власти Хельсинки предлагают использовать для этих целей базу финских ВВС в Пирккала[12]. Предполагается, что окончательное решение будет принято в начале 2025 года. Одновременно в финском городе Миккели будет размещена штаб-квартира сухопутных войск НАТО в Северной Европе.

Важно, что Финляндия также объявила о преобразовании трех ключевых узлов морского сообщения в восточной части Финского залива в «военные пограничные наблюдательные пункты» и планирует совместно с Эстонией создать подводный логистический маршрут через Балтийское море[13].

О стремлении США к доминированию в развитии беспилотной авиации НАТО

По итогам прошедшего в июле 2024 года в Вашингтоне очередного саммита НАТО, одним из важных решений стало содействие дальнейшему совершенствованию способностей блока в вопросах технической разведки и наблюдения с учетом осложнения оперативной обстановки в регионах ответственности блока (прежде всего, в Северной Атлантике, Балтийско-Скандинавском макрорегионе и в Арктическом районе), а также увеличения протяженности границ блока более, чем на 1000 км после вступления в Альянс Финляндии и Швеции[14]. Решение поставленной задачи будет достигаться путем всестороннего совершенствования применения беспилотных автономных систем, как в воздухе, так и на воде, и под водой.

Учитывая формирование нового высокотехнологичного и финансово ёмкого сегмента на рынке вооружений (беспилотные платформы связи, разведки и целеуказания), военно-промышленный комплекс США стремится удержать его за собой, обеспечив принятие странами НАТО на вооружение систем данного класса американского производства.

Так, для обеспечения осведомленности в воздушном пространстве наиболее актуальным сегодня, по мнению американских специалистов военно-промышленного комплекса, видится применение беспилотных летательных аппаратов MQ-9A Reaper (разработка компании General Atomics Aeronautical Systems), который уже состоит на вооружении армии США, Великобритании, Италии, Франции, Испании, Польши и Нидерландов[15].

Обновленные модели, такие как MQ-9B SkyGuardian и SeaGuardian уже поступают на вооружение, в том числе в Королевские военно-воздушные силы Великобритании, Канады, Бельгии и других стран.

Еще одна модель этого семейства БПЛА - MQ-9B STOL, за счёт изменения конструкции крыла и хвостового оперения имеет укороченный взлет и посадку, что дает возможность его эксплуатации с неподготовленных площадок, в том числе непосредственно в море, с кораблей, а также существенно снижает требования по эксплуатации на земле. Это позволяет, в частности, использовать такие аппараты непосредственно в составе авиакрыла авианосца для организации дополнительных возможностей противолодочной обороны[16].

По мнению экспертов[17], обладая большей продолжительностью полета и обновленным бортовым радиотехническим оборудованием, MQ-9B является на сегодняшний день оптимальной платформой для НАТО.

Этот беспилотный аппарат является пока единственным, созданным с учетом возможностей интеграции в национальные системы управления воздушным движением. Его бортовая система уклонения от столкновения в воздухе (TCAS/ADS-B), позволяет функционировать на гражданских воздушных трассах при этом операторы MQ-9B общаются с авиадиспетчерами в порядке, который установлен для пилотов обычных самолетов[18].

Благодаря способности оставаться в воздухе более 40 часов, MQ-9B может использоваться в качестве ретранслятора связи или нести другую специализированную полезную нагрузку в зависимости от потребностей миссии.

Модель MQ-9B SeaGuardian разработана с учетом специфичных долговременных миссий на морских и океанских акваториях. Технические характеристики аппарата позволяют использовать его в сложных погодно-климатических условиях вплоть до высоких арктических широт. Важной особенностью является возможность принимать на борт гидроакустические буи (40 гидроакустических буев типоразмера «A» или 80 более мелких буев типоразмера «G»). SeaGuardian может самостоятельно выполнять обработку информации с гидроакустических буев, а также передавать полученные данные для последующей обработки в наземный центр управления или на корабль сопровождения, в том числе и через спутник-ретранслятор[19].

Эксперты указывают, что оборудование MQ-9B SeaGuardian и SkyGuardian радаром EagleEye с активной антенной решеткой с электронным сканированием улучшает их возможности по радиотехнической разведке, что позволит обнаруживать цели на значительно больших расстояниях, а при оснащении стандартным тактическим каналом передачи данных Link16 даст возможность взаимодействовать с пилотируемыми самолетами[20].

Объединение возможностей группового полета беспилотных аппаратов (в составе роя) совместно с пилотируемыми самолетами открывает существенно иные возможности по осведомленности в контролируемом регионе. Более того, такие системы становятся элементами многодоменных разведывательно-ударных комплексов, включающих в себя пилотируемую авиацию, наземные средства, корабли и другие платформы, обеспечивая совершенно новую степень осведомленности и реакции на угрозу.

О продолжении борьбы компании Northrop Grumman за рынок БПЛА дальнего радиуса для решения практических задач в Арктике

В условиях продолжающейся конкуренции ряда стран за рынок БПЛА дальнего радиуса для решения практических задач в Арктике компания Northrop Grumman в сентябре 2024 года провела очередной испытательный полет БПЛА MQ-4C Triton в высоких широтах Арктики[21].

В ходе испытательного полета, трасса которого пролегала не далее 150 километров от Северного полюса, оценивались навигационные системы, разработанные самой Northrop Grumman, программное обеспечение и бортовой компьютер управления миссией, а также модернизированные оперативные программы полетов.

Испытательный полет доказал способность системы работать в сложных аэронавигационных условиях над Северным Ледовитым океаном. Высота полета БПЛА MQ-4C Triton (около 15000 м) существенно выше слоя арктических ветров (10000 м), что позволяет избежать значительных проблем борьбы со стихией, которые существенно ограничивают скорость и продолжительность миссии аппаратов иных типов. Противообледенительное оборудование, разработанное специально для арктической модификации БПЛА MQ-4C Triton, показало свою эффективность и обеспечивает выполнение миссий в сложных погодных условиях с высокой вероятностью образования наледи[22].

Кроме бортового оборудования, в ходе испытательного полета были проверены наземные процедуры инициализации и коррекции системы глобального позиционирования GPS, позволяющие выполнять операции по взлету и посадке на аэродромах, расположенных выше 70 градусов северной широты.

Результаты текущего испытательного полета дополняют лётные испытания, проведенные в июне 2023 года. Во время учений «Northern Edge 2023» бортовое радиолокационное оборудование Triton продемонстрировало способность обнаруживать, отслеживать и визуализировать цели с высокой точностью на приемлемой дальности в условиях неспокойного моря.

Выводы

Очевидно, что по мере развития описанных проектов военное присутствие НАТО на северном и восточном фланге будет еще больше усиливаться.

Создание унифицированной инфраструктуры применения беспилотных аппаратов дальнего радиуса действия в большинстве стран НАТО позволит поднять вопросы разведки, целеуказания и оперативности применения средств поражения на принципиально иной уровень - большое число развертываемых аппаратов с длительным временем патрулирования в заданном районе обеспечит осведомленность в изменениях обстановки практически в реальном времени.

Следует особо отметить значимость формирующейся обстановки для устойчивости российской стратегической обороны объектов Северного флота ВМФ России и наличие возможности вывода подводных стратегических ракетных крейсеров в открытый океан в случае резкого роста напряженности в отношениях Москвы и Запада. Завершение формирования странами НАТО единого многодоменного пространства контроля воздушной, наземной и морской обстановки в Балтийско-Скандинавском макрорегионе и Северной Атлантике существенно осложнит выполнение этой задачи.

Учитывая результаты, полученные в ходе серии испытательных полетов, скорее всего, американский БПЛА MQ-4C Triton будет фаворитом ряда конкурсов, организованных в последние годы странами НАТО и рядом других государств, на поставку высотного беспилотного летательного аппарата дальнего радиуса действия для обеспечения мониторинга обширных акваторий, в том числе и в сложных арктических условиях. В частности, Норвегия рассматривает данный тип аппарата в качестве основы формирования воздушной группировки контроля акватории Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана в рамках стратегии расширения военного присутствия Осло в Арктике и совершенствования системы противолодочной обороны. Вместе с тем, по-прежнему ограничивающим фактором поставок этого аппарата является его высокая стоимость, которая включает существенные затраты на подготовку операторов БПЛА и наземного технического персонала.

Оценивая темпы развертывания подобных систем в НАТО, а также создание соответствующей инфраструктуры, в среднесрочной перспективе (до трех лет) российский военно-морской флот столкнется с новыми вызовами, ставящими под угрозу скрытное выдвижение в районы развертывания его подводных сил стратегического сдерживания и потребует разработки и принятия на вооружение новых тактических приемов и специальных средств противодействия.

 

Список источников

  1. Gettinger Dan, "The Drone Databook", The Center for Study of the Drone at Bard College, 2019, 353 p.
  2. Chamayou, G. A theory of the drone / G. Chamayou, J. Lloyd. – New York : The New Press, 2015. – 292 p.
  3. Rogers, J. (2023) Arctic drones – A new security dilemma. The Geographical Journal, 189, 422–437. Available from: https://doi.org/10.1111/geoj.12533.
  4. Strategic Concept of Employment for Unmanned Aircraft Systems in NATO - Joint Air Power Competence Centre. – URL: https://www.japcc.org/white-papers/strategic-concept-of-employment-for-unmanned-aircraft-systems-in-nato/ (дата обращения: 16.12.2024).
  5. Szabolcsi Robert (2016) UAV Operator Training Beyond Minimum Standards, Scientific Research and Education in the Air Force 18(1), 193-198, DOI: 10.19062/2247-3173.2016.18.1.25.

 

[1] Беспилотный летательный аппарат

[2] «RAF’s next-generation Remotely Piloted Aircraft takes to UK skie». Royal Air Force. 20.09.2021. URL: https://www.raf.mod.uk/news/articles/rafs-next-generation-remotely-piloted-aircraft-takes-to-uk-skies/ (дата обращения: 16.12.2024)

[3] «First Protector aircraft has arrived at RAF Waddington». Royal Air Force. 23.10.2023. URL: https://www.raf.mod.uk/news/articles/first-protector-aircraft-has-arrived-at-raf-waddington// (дата обращения: 16.12.2024)

[4] Arctic Security: How GA-ASI Is Closing the Gap With MQ-9B. URL: https://www.ga-asi.com/arctic-mq-9b/ (дата обращения: 16.12.2024)

[5] UK launches global MQ-9B drone users’ club for allies. Defense News. 30.07.2024. URL: https://www.defensenews.com/unmanned/2024/07/30/uk-launches-global-mq-9b-drone-users-club-for-allies/ (дата обращения: 16.12.2024)

[6] Tirpak, J. In a First «USAF RQ-4 Global Hawk to Operate from U». Air & Space Forces. 23.08.2024. URL: https://www.airandspaceforces.com/first-usaf-rq-4-global-hawk-england/ (дата обращения: 16.12.2024)

[7] Там же

[8] Trine Jonassen «Norway Reopens Andøya Air Station as Base for Long-Range Drones». High North News. 12.04.2024. URL: https://www.highnorthnews.com/en/norway-reopens-andoya-air-station-base-long-range-drones (дата обращения: 16.12.2024)

[9] «NATO allies Denmark, Norway announces drone collaboration». The Watch. 14.08.2024. URL: https://thewatch-journal.com/2024/08/14/nato-allies-denmark-norway-announce-drone-collaboration/ (дата обращения: 16.12.2024)

[10] «Several NATO Countries Including Poland Aim to Build Drone Wall». Global Defense News. 28.05.2024. URL: https://armyrecognition.com/news/army-news/army-news-2024/several-nato-countries-including-poland-aim-to-build-drone-wall (дата обращения: 16.12.2024)

[11] «NATO surveillance drone conducts first mission over Finland». NATO. 14.09.2023. URL: https://ac.nato.int/archive/2023/AGS_1stFlight_FIN.aspx (дата обращения: 16.12.2024)

[12] «Finland Proposes Hosting a NATO Reconnaissance Drone Base on Its Territory». The Baltic Sentinel. 12.11.2024. URL: https://balticsentinel.eu/8133252/finland-proposes-hosting-a-nato-reconnaissance-drone-base-on-its-territory (дата обращения: 16.12.2024)

[13] Там же

[14] «NATO. Washington Summit Declaration issued by NATO Heads of State and Government». 10.07.2024. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_227678.htm (дата обращения: 16.12.2024)

[15] «MQ-9A Reaper (Predator B). General Atomics Aeronautical Systems Inc.». URL: https://www.ga-asi.com/remotely-piloted-aircraft/mq-9a (дата обращения: 16.12.2024)

[16] «MQ-9B STOL. General Atomics Aeronautical Systems Inc.». URL: https://www.ga-asi.com/remotely-piloted-aircraft/mq-9b-stol (дата обращения: 16.12.2024)

[17] Там же

[18] Там же

[19] «MQ-9B SeaGuardian. General Atomics Aeronautical Systems Inc.». URL: https://www.ga-asi.com/remotely-piloted-aircraft/mq-9b-seaguardian (дата обращения: 16.12.2024)

[20] Там же

[21] «MQ-4C Triton Makes Five Hour Flight Within the Arctic Circle, Validates Navigation Capability».

American Institute of Aeronautics and Astronautics. 23.09.2024. URL: https://www.aiaa.org/news/news/2024/09/23/mq-4c-triton-makes-five-hour-flight-within-the-arctic-circle-validates-navigation-capability (дата обращения: 16.12.2024)

[22] «Northrop Grumman demos MQ-4C Triton navigation over Arctic». APDR. 24.09.2024. URL: https://asiapacificdefencereporter.com/northrop-grumman-demos-mq-4c-triton-navigation-over-arctic/ (дата обращения: 16.12.2024)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати