Словакия, Братислава
В Братиславе, в результате продуктивной совместной работы Посольства Российской Федерации в Словакии и Посольства Республики Беларусь, удалось организовать выставку посвященную Герою Советского Союза, вице-адмиралу Г.Н. Холостякову. Его вклад в победу над фашизмом нельзя недооценить, а о его героизме необходимо рассказывать молодому поколению. Жизнь Г.Н. Холостякова является примером доблестного служения своей Родине, образцом мужества и чести. Именно благодаря этим качествам Г.Н. Холостякову было присвоено звание почётного гражданина нескольких городов: Геленджика (Россия), Барановичей (Белоруссия) и Братиславы (Словакия).
В детстве будущий адмирал не видел ни моря, ни кораблей. Родился он в небольшом уездном городке Минской губернии, в Барановичах, в семье железнодорожного машиниста. По национальности Георгий Никитич белорус.
С августа 1919 года он находился на военной службе и принимал участие в Гражданской войне 1918-1922гг. В 1921 году добровольцем поступил в Рабоче-Крестьянский Красный флот. В 1925г. Г.Н. Холостяков окончил Военно-морское гидрографическое училище и некоторое время служил вахтенным начальником на линкоре «Марат», командовал взводом флотского экипажа.
В 1928 году молодой моряк прошел полный курс обучения в Подводных классах специальных курсов комсостава ВМФ, и в 1931 году он стал командиром и комиссаром подводной лодки «Большевик» на Балтике. И снова командир-подводник Холостяков учится – окончив в числе лучших Тактические курсы при Военно-морской академии, Георгий Никитович, как разносторонне подготовленный моряк, получает назначение на Тихоокеанский флот, который начинает свое возрождение. На новом месте службы Холостяков приложил все свои знания и силы для развития Тихоокеанского подводного флота. В 1933 году во Владивостоке, в бухте Золотой Рог, была спущена на воду первая лодка подводных сил Тихоокеанского флота, командиром которой стал Холостяков Г.Н.
Деятельность целеустремленного, грамотного, энергичного офицера была разносторонней и всегда результативной. Командуя головной подводной лодкой, Холостяков вскоре стал командиром дивизиона подлодок. Он занимался вопросами достройки подлодок, которые прибывали на ТОФ в разобранном виде по железной дороге, изучал дальневосточный морской театр, совершая дальние переходы в сложных климатических условиях. Для быстрого овладения новой боевой техникой, моряки-тихоокеанцы изыскивали наиболее рациональные и целесообразные формы учебы. Г.Н. Холостяков разработал особую систему изучения устройства лодки, которая получила название «пять программ». Система дала такие прекрасные результаты, что вскоре была принята на всех флотах страны. Заслуги моряков – тихоокеанцев – строителей молодого флота, были оценены по достоинству, многие из них получили высокие награды Родины. Г.Н. Холостяков в 1935 г был награжден орденом Ленина, а через год – орденом Красной Звезды.
Судьба советского моряка, передового командира-подводника преподнесла ему «сюрприз». 7 мая 1938 года капитан 2 ранга Г.Н. Холостяков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Польши, Англии и Японии, лишен звания и наград и приговорен к 15-ти годам исправительно-трудовых лагерей. По счастью, он был освобожден в 1940 г. за «недоказанностью обвинения». Осенью 1940-го Г.Н. Холостяков был направлен на Черноморский флот, где командовал бригадой подводных лодок, был начальником отдела подводного плавания.
Через две недели после начала Великой Отечественной войны, капитан 1 ранга Г.Н. Холостяков был назначен начальником штаба Новороссийской военно-морской базы, а в августе 1941 года – ее командующим. Корабли и части Новороссийской военно-морской базы вели боевые действия на Черном море, осуществляли и обеспечивали морские перевозки, участвовали в серьезной Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 года. Командующий Новороссийской военно-морской базы Г.Н. Холостяков был одним из организаторов героической обороны Новороссийска, после падения Новороссийска он со штабом перебирается в Геленджик. В 1942 году Г.Н. Холостякову было присвоено звание контр-адмирала. Командующий ВМБ, контр-адмирал Г.Н Холостяков участвует в организации десантов в районе Южной Озерейки и у Станички, отвечает за снабжение с моря захваченного плацдарма на «Малой земле». В 1943 г., при непосредственном участии Г.Н. Холостякова, было организовано еще два десанта: Новороссийская десантная операция 10-11 сентября и десант у Этильгена. В ходе подготовки десантных операций, командующий Новороссийской ВМБ Г.Н. Холостяков, принял такие меры, которые ввели немецко-фашистское командование в заблуждение о месте высадки десантов. Появление советских судов в ночь на 10 сентября, буквально под носом у врага, было настолько неожиданным, что большинство отрядов подошло к берегу без потерь. Контр-адмирал Г.Н. Холостяков руководил высадкой десантников на берег, участвовал в ожесточенных кровопролитных боях, с автоматом в руках отважный командир вел матросов в бой, получил ранение. По масштабу боевых действий, которые велись на побережье Черного моря, Новороссийская Военно-морская база сыграла главнейшую роль во всех боевых операциях на море и на суше.
Адмирал Холостяков становится признанным мастером десантных операций. В декабре 1944 он возглавляет Дунайскую флотилию. Под его командованием флотилия успешно решала боевые задачи по освобождению Словакии, Австрии, Венгрии и Югославии. Неоднократно о боевых заслугах адмирала докладывали Главнокомандующему И.В. Сталину.
Лучшие качества Г.Н. Холостякова, талантливого флотоводца, отважного воина, энергичного командира проявились при ликвидации Вуковарской группировки противника. Благодаря разумным действиям командиров кораблей Дунайской флотилии и Народно-Освободительной армии Югославии, за два дня апреля 1945 года были освобождены города Сотин, Вуковар, Осиек и началось преследование вражеских частей, отступавших на запад, южнее Дарвы. Руководил этой нелегкой боевой операцией контр-адмирал Г.Н. Холостяков. Под умелым руководством Г.Н. Холостякова корабли флотилии оказали в апреле 1945-го существенную помощь войскам 2-го Украинского фронта при освобождении Братиславы и Будапешта. Во время освобождения столицы Австрии Вены, войска 3-го Украинского фронта подошли к окраинам Вены и начали бои за овладение этим городом. Противник фанатично оборонял и удерживал его в своих руках. Чтобы сломить сопротивление врага, необходимо было лишить его последней переправы через так называемый Имперский мост, соединявший берега Дуная и столицы Австрии – Вены. Г.Н. Холостяков осуществил высадку десанта в район Имперского моста с целью его захвата. 11 апреля отряд из пяти бронекатеров, при содействии авиации и минных катеров, успешно высадил две группы десанта одновременно на оба берега Дуная. Десантники захватили прибрежные пролеты моста и поддерживаемые артиллерийским огнем с кораблей флотилии, отражали атаки немцев в течении двух суток. 13 апреля Вена была освобождена. За успешное проведение этой операции Георгию Холостякову было присвоено звание «вице-адмирал», а Дунайская речная флотилия была награждена орденом Кутузова второй степени.
Дальнейшая служба вице-адмирала продолжалась в мирное время. Он был командующим Каспийской флотилией, затем 7-м флотом на Тихом океане. С 1953 по 1969 год он занимал пост заместителя начальника управления боевой подготовки Главного штаба ВМФ. Вице-адмирал Г.Н. Холостяков был консультантом по военно-морским делам при Министре Обороны СССР. Он принимал личное участие в испытаниях новейших подводных лодок.
За выдающиеся заслуги перед Отечеством Г.Н. Холостяков был удостоен Звания Герой Советского Союза, награжден многими орденами и медалями, в том числе девятью наградами иностранных государств.
В июле 1983 года все были потрясены, узнав об особо тяжком преступлении, которое произошло в Москве. В квартире на Тверском бульваре были убиты прославленный Вице-адмирал в отставке Георгий Никитич Холостяков и его жена Наталья Васильевна Сидорова. Убийство известного флотоводца вызвало большой резонанс в стране и за рубежом. Народ потребовал найти и сурово покарать злодеев. Сотрудники Московского уголовного розыска со знаменитой «Петровки 38» раскрыли это преступление.
Утром 18 июля тела обоих жертв обнаружила взрослая внучка погибшей — Наталья Куникова, спавшая в другой комнате в момент совершения злодеяния и проснувшаяся от стука, сильно захлопнутой неизвестными преступниками, входной двери квартиры. Они похитили, помимо всего прочего, мундир с наградами Героя Советского Союза Георгия Холостякова.
Уголовное дело о двойном убийстве было взято на контроль руководством страны, поэтому на заседание коллегии Прокуратуры СССР пригласили ответственных участников следственно-оперативной группы. К раскрытию преступления были подключены самые опытные сыщики Московского уголовного розыска, в отработке целого ряда версий участвовали и сотрудники других служб столичной милиции. Кроме того, разнообразные следственные поручения выполняли милицейские работники из периферийных регионов страны.
Одна из основных версий предполагала, что к убийству вице-адмирала Г.Н. Холостякова и его супруги могут быть причастны лица, целенаправленно охотившиеся за ценными наградными регалиями. Причём по этой версии имелась весьма существенная «зацепка». У нескольких ветеранов войны двое мошенников, парень с девушкой, украли боевые награды. Для своего жульничества преступники придумали этакую бесстыдную криминальную «легенду». Представляясь студентами факультета журналистики МГУ, молодые сообщники уверяли доверчивых стариков, что хотят получше выполнить своё творческое задание — написать о прошедших дорогами войны фронтовиках. Ветераны охотно соглашались побеседовать у себя дома с «начинающими журналистами» и, чаёвничая с ними, вспоминали о боях с гитлеровцами и показывали гостям-«практикантам» свои ратные знаки отличия. Довольные радушием хозяев, визитёры-«интервьюеры» откланивались, а чуть позже выяснялось, что старики были обворованы самым бессовестным образом, так как лишились дорогих им символов боевой доблести. Для воров же похищенное было не чем иным, как содержащим драгоценные металлы товаром для подпольного рынка наград. Потерпевшим особенно запомнилась спутница парня, и у милицейских работников имелась пара фотороботов девицы в большущих очках.
В ходе розыскной работы, по раскрытию убийства вице-адмирала Георгия Холостякова и его супруги Натальи Сидоровой, удалось выйти на след преступников, а собранные следствием улики были столь неоспоримы, что обвиняемые Калинины признались в совершённых ими преступлениях. По показаниям супругов-сообщников, 13 июля 1983 года они приехали в столицу и через «Мосгорсправку» разузнали адрес Георгия Никитича Холостякова. Тотчас же направившись к нему, злоумышленники попали в гости к вице-адмиралу. В квартире была и его жена Наталья Васильевна, которая тактично занималась своими делами, пока муж беседовал с молодыми людьми, отрекомендовавшимися студентами журфака МГУ. Проговорив с «интервьюерами» около часа, Герой Советского Союза Георгий Холостяков преподнёс им подарок. Оставив автограф в своей книге воспоминаний «Вечный огонь», выпущенной в свет в 1976 году в Москве «Воениздатом», он вручил её «журфаковцам».
Вознамерившись во что бы то ни стало присвоить ратные награды вице-адмирала, злоумышленники-провинциалы уже на другой день опять пожаловали к Холостяковым. Цель своего повторного прихода нежданные визитёры объяснили тем, что, дескать, хотят кое-что уточнить по вчерашнему интервью. На следствии Калинин утверждал, что он со своей супругой Инной не планировал расправляться с Г.Н. Холостяковым и его женой. Однако на случай каких-либо непредвиденных осложнений, мол, счёл нужным подстраховаться, почему и взял с собой монтировку, которую бросил на дно спортивной сумки. Правда, на сей раз «интервьюеры» ушли ни с чем от Холостякова и Сидоровой, так как к ним пришёл писатель Николай Ланин, при появлении которого убийцы сочли за лучшее для себя побыстрее ретироваться восвояси. Но, утром в понедельник, 18 июля, назойливые «журфаковцы» предприняли очередную попытку заполучить в своё распоряжение награды вице-адмирала. И хотя хозяева-пенсионеры были весьма удивлены новым приходом докучливой парочки, однако всё же проявили гостеприимство, разрешив «практикантам от журналистики» пройти в квартиру.
Наверное, Наталья Васильевна всё-таки заподозрила, что отнюдь не с благой целью очутились здесь эти привязчивые «журфаковцы». Но настороженно держались и они, хотя и не показывали никакого вида. Сославшись на жажду, Инна обратилась с просьбой к хозяйке принести воды, и когда Наталья Васильевна повернулась и вышла, то Геннадий шмыгнул за ней. Подумав, что она направляется из кухни к входной двери, чтобы выскочить из квартиры, Калинин торопливо выхватил из сумки монтировку. Ударив ею по голове первой жертвы, преступник обрушил несколько ударов монтировкой и на Георгия Никитича. Какими-то секундами раньше он, услышав непонятный шум, обеспокоенно поспешил из комнаты в коридор, где молодой жестокий разбойник и применил против знаменитого Героя своё орудие убийства.
Из шифоньера Инна взяла китель Г.Н. Холостякова с его многочисленными наградами, запихнув желанную добычу в сумку; а из кабинета Георгия Никитича, одной из самых ярких личностей в истории нашего Военно-Морского Флота, преступная парочка забрала адмиральский вымпел и орденские книжки. С похищенным супруги-уголовники скрылись с места преступления, не догадываясь о том, что в одной из комнат спала внучка Сидоровой — Наталья Куникова, которая и стала первой очевидицей чрезвычайного криминального происшествия в квартире на Тверском бульваре.
Предварительное следствие предъявило Калининым обвинение в том, что, занимаясь преступной деятельностью с 1980 года, они за несколько лет совершили десятки краж наград в ряде городов Советского Союза, включая, наряду с Москвой, Кишинёв, Тирасполь, Бендеры, Одессу, Белгород, Брянск, Владимир, Павловский Посад, Рязань, Электросталь, Тулу, Смоленск и другие. У потерпевших криминальная парочка похитила несколько медалей «Золотая Звезда» и «Серп и Молот» (награждались Герои Социалистического Труда), свыше пятидесяти орденов Ленина и другие советские и иностранные государственные знаки отличия.
К исключительной мере наказания суд приговорил Геннадия Калинина, а его жена-соучастница Инна была приговорена к 15-летнему сроку лишения свободы.
На Кунцевском кладбище в Москве, где погребены ставшие жертвами дерзкого криминального преступления Георгий Никитич Холостяков и Наталья Васильевна Сидорова, центральной частью мемориальной композиции стала плита с их фотографиями и бронзовым факелом посередине. А рядом с этим скромным надгробием был установлен якорь… Как один из зримых символов вечной памяти о вице-адмирале с боевой закалкой, который выжил в грозное военное время, однако трагически погиб уже в мирную пору, спустя десятилетия после победного мая сорок пятого.
Информация, а также документальные фотоматериалы были любезно предоставлены краеведческим музеем г.Барановичи (Республика Беларусь) и Военно-историческим музеем Тихоокеанского флота (Российская Федерация).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs