Фото: 1tv.ru
23 июня в Великобритании пройдет общенациональный референдум, на котором будет поставлен вопрос о продолжении членства страны в Европейском Союзе. Об этом заявил британский премьер Дэвид Кэмерон после возвращения с саммита Евросоюза в середине февраля, на котором им был «выторгован» особый статус для страны в ЕС. Среди прочего этот статус предполагает независимость финансистов лондонского Сити от европейских регуляторов, закрепление принципа хождения в ЕС нескольких валют и формальное признание права Британии на отказ от дальнейшей интеграции. Активную поддержку евроскептикам в Великобритании оказал мэр Лондона и член Консервативной партии Борис Джонсон.
Перспективам выхода Великобритании из ЕС был посвящен видеомост Москва-Лондон, в котором приняли участие известные эксперты-международники, специалисты по европейскому праву, экономисты и финансовые аналитики России и Великобритании.
Выход Великобритании из ЕС: выгоды и потери
Старший консультант Greater London Enterprise (GLE) лондонского подразделения European Enterprise Network Крис Фармакис считает, что заявления о предстоящем выходе Великобритании из Европейского союза – это преувеличение, направленное на то, чтобы стимулировать назревшую дискуссию по актуальным экономическим вопросам взаимодействия стран-участниц ЕС. Лондон ждет от Брюсселя принятия мер, которые направлены на предотвращение доминирования 19 стран, входящих в еврозону, над девятью странами, которые в ее состав не входят.
По словам британского аналитика, европейский бизнес активно представлен в Великобритании, платит налоги и вносит инвестиции, в том числе долгосрочные. «Выгоды от подобного положения выше, чем затраты», - заметил К.Фармакис.
Эксперт подчеркнул, что последствия выхода Великобритании из ЕС сложно предсказать с большой долей вероятности. Получила популярность аналогия с референдумом, прошедшим в Шотландии в сентябре 2014 года, но вряд ли эти аналогии адекватны переживаемому моменту. По мнению К.Фармакиса, Великобритания выживет, но экономические и торговые перспективы страны ухудшатся. Банки европейских стран вряд ли покинут лондонское Сити, но их представительства вполне могут сменить свое местонахождение, переместившись на континент (например, во Франкфурт-на-Майне).
Великобритания – вторая по величине страна ЕС и активный участник мирового политического процесса. Поэтому континентальная Европа понесет существенные потери из-за сокращения сотрудничества с Лондоном. Так, сектор авиастроения и автомобилестроения будет испытывать значительные трудности. Возникшая ситуация, по мнению К.Фармакиса, породит определенную нестабильность, а в долгосрочной перспективе – приведет к снижению экономического роста.
ЕС как фактор беспокойства
В настоящее время британские политические круги ведут переговоры с европейской бюрократией, направленные на поиск новой, продуманной модели поведения в меняющихся социальных и политических условиях. Противники членства Великобритании в ЕС считают, что взнос Лондона непропорционально завышен. В настоящее время он составляет 14 млрд. фунтов стерлингов. Обратно страна получает 7 млрд., а остальные средства якобы идут на помощь менее развитым странам Европы. В то же время премьер-министр Великобритании Джеймс Кэмерон считает, что эта сумма завышена минимум на 2 млрд. Самые большие членские взносы в ЕС платят Германия и Франция. Великобритания находится лишь на третьем месте.
Наконец, серьезное беспокойство у британских аналитиков вызывает состояние мелкого и среднего бизнеса, активно представленного на территории ЕС, а также усиление трудовой миграции из наименее развитых европейских стран. Из ЕС в Великобританию ежегодно в поисках работы перебирается порядка 300 тыс. мигрантов в основном из стран Восточной Европы (Польши, стран Балтии, Юго-Восточной Европы). Многие из них, даже не устроившись на работу, активно пользуются преференциями британской социальной системы. К трудовым мигрантам в последние годы присоединились беженцы из стран Ближнего Востока и Африки. Этот факт является источником дополнительного беспокойства британского политического класса, представителям которого не вполне понятно: кто будет брать на себя ответственность в борьбе с банковским и миграционным кризисами?
Пять вариантов «цивилизованного развода»
Доцент кафедры европейского права МГИМО (У) МИД России Николай Топорнин считает, что последствия предполагаемого выхода Великобритании из ЕС невозможно определить в конкретных цифрах. В то же время ученый дал понять, что не верит в предстоящий разрыв Лондона и Брюсселя.
Эксперт перечислил пять основных сценариев предполагаемого «развода» Великобритании из Европейского союза. Первый вариант получил название «норвежского». Согласно ему, страна находится в европейской экономической зоне, но не входит в финансовый центр экономики. Эксперт напомнил, что Норвегия еще в 1960-х годах добивалась права самостоятельно определять правила регулирования финансового рынка и была (вместе с Лондоном) инициатором создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) – прямого конкурента континентальной экономической оси Берлин-Париж.
Второй вариант – «швейцарский». Его смысл в том, что страна не входит в ЕС, не присоединяется к Европейскому экономическому пространству, но заключает соглашения по каждому сектору экономики. В настоящее время у Швейцарии их более 120.
В соответствии с «турецким» вариантом Лондон может заключить с Брюсселем таможенный союз, который предполагает свободный доступ к общеевропейскому рынку, но вводит ограничения в сфере финансового сотрудничества.
В случае реализации «классического» варианта выхода из ЕС взаимодействие Лондона и Брюсселя может идти на основе правил Всемирной торговой организации.
Пятый вариант получил наименование «швейцарский вариант плюс»: он предполагает заключение всеобъемлющего соглашения о партнерстве и установление правил поведения на финансовом рынке.
Российско-британские отношения: перспективы и задачи
Комментируя вопрос о последствиях выхода из ЕС для британо-российских отношений, К.Фармакис заметил, что в краткосрочной перспективе это событие может иметь скорее позитивные последствия. Однако, чем дольше будет сохраняться ситуация неопределенности в отношениях с Брюсселем, тем больше на первый план будут выступать негативные тенденции. «Экспорт британских товаров в Россию почти не зависит от перспектив отношений Лондона с ЕС», - заметил эксперт.
По оценке Н.Топорнина, товарооборот между Россией и Великобританией на 2014 год составил 19 млрд. долларов. В результате санкций он несколько снизился. К 2015 году экспорт (преимущественно продуктов нефтегазовой отрасли) составил 11 млрд. долларов, импорт (представленный в основном технологиями и оборудованием) – 7 млрд. долларов.
Есть ли будущее у Европейского союза?
Европейский союз изначально был проектом Германии и Франции, и только с 1973 года начался процесс присоединения к нему Великобритании. Тем более интересен тот факт, что в изменившихся с тех пор обстоятельствах одним из наиболее активных сторонников присутствия Великобритании в ЕС стал министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. На днях, отвечая на вопрос корреспондента Би-би-си, он сказал, что выход Великобритании из ЕС станет шоком для всей мировой экономики.
В то же время эксперты не считают, что ЕС в ближайшие годы грозит крах, хотя ему предстоят серьезные испытания. Структура этого объединения, безусловно, претерпит существенные изменения, однако о коллапсе говорить преждевременно. К тому же у Брюсселя есть два аргумента, которыми он воспользуется для удержания Великобритании в своих рядах: это Шенгенское соглашение и еврозона. В то же время банковские и финансовые институты Великобритании находятся вне зоны угрозы, и, если на референдуме примут решение о выходе из ЕС, катастрофы для британской экономики не произойдет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs