ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Шанхайская организация сотрудничества накануне саммита в Уфе

14:01 08.06.2015 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: sco-russia.ru.

В мультимедийном центре МИА «Россия сегодня»  состоялась пресс-конференция специального представителя Президента Российской Федерации по делам Шанхайской организации сотрудничества, директора Департамента азиатского и тихоокеанского сотрудничества Министерства иностранных дел Российской Федерации, Чрезвычайного и Полномочного Посла Бахтиера Хакимова  с видеоподключением журналистов из Дели. В ходе мероприятия были подведены итоги заседания Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС и конференции высокого уровня «Безопасность и стабильность в регионе ШОС», которые прошли в Москве 3 и 4 июня.

Заседание  СМИД ШОС – это заключительный этап подготовки к саммиту, который состоится 9-10 июля в Уфе. По традиции министры иностранных дел в ходе заседания рассматривают те документы, которые будут представлены на рассмотрение и подписание  главами государств. Разумеется, министры обсуждали и актуальные региональные и международные проблемы. Этот разговор был продолжен в более широком формате на конференции высокого уровня с участием государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу. Итоги СМИД ШОС были подведены министром иностранных дел С.Лавровым во время пресс-конференции, которая состоялась 3 июня, после того, как министры обсудили повестку дня. Отметим особым настрой, который был задан  работе беседой Президента России, который подтвердил наше желание придавать сотрудничеству в рамках ШОС самое активное и самое динамичное развитие.

На конференции обсуждалась проблематика безопасности в регионе в контексте нарастающих вызовов и угроз.

На конференции обсуждалась проблематика безопасности в регионе в контексте нарастающих вызовов и угроз. Они очевидны: терроризм, незаконный оборот наркотиков, экстремизм. Особое внимание было уделено той угрозе, которую представляет собой деятельность группировки «Исламское Государство» и активизация радикального экстремизма. Были озвучены различные инициативы, в том числе российское предложение рассмотреть проблематику экстремизма в особом формате, например в формате какой-либо специальной конференции. В целом итоги весьма удовлетворительные.

На пресс-конференции обсуждалась возможность принятия Индии в число-стран участниц ШОС.

Отвечая на вопрос о возможности принятия Индии в число стран-участниц ШОС и запланированном визите Президента Республики Индия Нарендры Моди в Москву, Б.Хакимов ответил, что министры одобрили проект решения Совета глав государств-членов ШОС о начале процедуры приема Индии и Пакистана в состав организации. Этот документ будет представлен на рассмотрение и подписание главами государств. После этого он вступит в силу. Принятие такого документа, если оно состоится в Уфе,  будет означать начало переговорного процесса по условностям, модальностям, техническим, организационным и финансовым деталям присоединения того или иного государства к ШОС. Этот процесс достаточно непрост, длителен хотя бы протому, что, в соответствии с документами ШОС,  государство-заявитель должно присоединиться ко всем международным договорам, принятым в рамках объединения, и прежде всего к Хартии. На сегодняшний момент таких документов насчитывается 27. Они имеют различный статус, включая базовые документы, которые должны быть ратифицированы.

В ходе конференции Б.Хакимов рассказал о перспективах повышения в рамках ШОС статуса Ирана и Афганистана.

В ходе конференции Б.Хакимов рассказал о перспективах повышения в рамках ШОС статуса Ирана и Афганистана. По словам российского дипломата, Иран с 2005 года участвует в деятельности ШОС  в качестве наблюдателя. Заявка о членстве была подана в 2008 году, и принципиальная позиция стран-участников в ее отношении позитивная. Однако существует ряд формальностей, и прежде всего наличие критериев, связанных с санкциями, введенными в отношении этой страны Советом безопасности ООН. В настоящее время Иран конструктивно  и по-деловому сотрудничает с шестеркой международных посредников в ЕС по решению вопроса об урегулировании иранской ядерной программы. «Выход на договоренности даст возможности начать процедуру, как мы надеемся, снятия санкций и, следовательно, принятия Ирана в состав ШОС», - подчеркнул Б.Хакимов.

Что касается участия ШОС в урегулировании афганской проблемы, то эта организация еще в 2004 году сделала шаг навстречу Афганистану, пригласив тогдашнего Президента Х.Карзая на саммит ШОС в Ташкенте в качестве почетного гостя председательствующей стороны. С тех пор Афганистан  каждый год участвовал в этом статусе в мероприятиях Шанхайской организации сотрудничества. В 2012 году Афганистан решил присоединиться к организации в качестве наблюдателя, причем обращение Афганистана было поддержано единодушно. До этого существовала и работала Контактная группа «ШОС-Афганистан».

Если говорить о практических шагах в урегулировании афганской проблемы, то и ШОС в целом, и страны-участницы объединения по отдельности участвовали в Стамбульском процессе, регулярно принимая участие не только в министерских встречах, но и во встречах на рабочих уровнях и в рабочих группах. В апреле 2009  года по инициативе России и под эгидой ШОС  в Москве была проведена специальная конференция, посвященная Афганистану, в которой участвовали не только государства-члены ШОС, но и участники коалиции, находившейся в Афганистане, Европейский союз, США, представители ООН. Итогом этой международной конференции стало три документа, один из которых был принят в общем формате всеми участниками  и два документа, включая программу действий,  в рамках Контактной группы  «ШОС-Афганистан». О настрое афганской и российской сторон говорит то, что в конференции, прошедшей в Москве 3 июня с.г., принял участие нынешний министр иностранных дел Афганистана Б.Раббани. «На полях» этого форума, посвященного проблемам безопасности в регионе, состоялась его встреча с министром иностранных дел России С.Лавровым. На ней обсуждались перспективы сотрудничества в двустороннем формате, а на конференции – в двустороннем.

Российская сторона настаивает на том, чтобы потенциал ЕврАзЭС и Пояса Шелкового пути был увязан с транзитными возможностями каждого государства региона.

Одним из важных вопросов сотрудничества стран-участниц ШОС остается необходимость сопряжения процессов строительства Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) и Экономической зоны Шелкового пути. Об этом говорил Президент России В.Путин на встрече с главами внешнеполитических ведомств, состоявшейся 3 июня текущего года. Тем самым в своем выступлении глава Российского государства подчеркнул мысль, зафиксированную в совместном заявлении главы России и Председателя КНР 8 мая с.г. Одним и пунктов в этом документе  является идея многостороннего сотрудничества  по реализации этих проектов, в том числе на платформе ШОС. Это естественно, поскольку в ЕврАзЭс участвуют практически все страны-члены ШОС за исключением Узбекистана и Таджикистана, который лишь  начинает изучать вопросы связанные с деятельностью ЕврАзЭС. Одновременно страны-члены с интересом восприняли предложение Китая по развитию Экономического пояса Шелкового пути, озвученное в 2013 году Председателем КНР  Си Цзинпинем. Российская сторона настаивает на том,  чтобы потенциал ЕврАзЭС увязать с перспективами Пояса Шелкового пути(ПШП)  и транзитными возможностями каждого государства, и в особенности Российской Федерации, проведя с этой целью  реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.  

Совместное заявление России и Китая предусматривает создание специальной рабочей группы по линии Министерств иностранных дел двух стран. «Мы об этом сказали партнерам, предложив рассмотреть возможность подключения к двухстороннему формату некоего консультационного механизма на площадке ШОС»,- заметил Б.Хакимов. Первые шаги в направлении двустороннего российско-китайского сотрудничества были предприняты еще в прошлом году. После встречи Председателя КНР и Президента России в Сочи 6 февраля. 2014 года были проведены два раунда предварительных консультаций в рамках межведомственного формата.

Активная работа с китайской стороной ведется и в рамках ЕврАзЭС. Имеется в виду объединение двух направлений активности – экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути ХХI века – в одну концепцию «один пояс – один путь».  Российские и китайские коллеги обсуждают перспективы использования с этой целью потенциала  Северного морского пути. Особый акцент делается на формировании общего экономического пространства, выгодного всем участникам объединения.

Однако экономические противоречия между участниками ШОС до конца не преодолены.

Тем не менее, противоречий между членами организаций, наблюдателями и партнерами по диалогу никто не отменял. В настоящее время Пекин, например, реализует проект автомагистрали «Западный Китай - Западная Европа». Построен ее казахстанский участок. Растущая активность Китая в Центральной Азии пересекается с концепцией политики Казахстана, известной под названием  «Нурлы Жол» («Светлый путь»). Индия, напротив, пока не заявила о своей готовности подключения к проекту экономического пояса Шелкового пути. Но эта тема обсуждается в разных форматах, и в частности - тема затрагивалась в феврале с.г. на очередной встрече глав внешнеполитических ведомств России, Китая и Индии, состоявшейся в феврале текущего года.

В настоящее время в очереди на вступление в ШОС находится 12 заявок. Однако единовременное  расширение состава организации может грозить ростом противоречий и нестабильности в составе организации, поэтому процедура принятие будет поэтапной. В то же время столь большой интерес, проявляемый  к деятельности ШОС, по словам Б.Хакимова, свидетельствует о росте  авторитета этой организации и о том, что к ее деятельности относятся внимательно, следят за ней и размышляют о том, как наладить с ней отношения в том или ином формате. Так, например, заявки на статус наблюдателя в рамках ШОС поданы Белоруссией, Сирией и Египтом.

Саммит ШОС будет проходить в Уфе одновременно с саммитом стран-участниц БРИКС. Формально повестка дня  обоих форумов не пересекается в силу разных задач, стоящих перед двумя объединениями. Тем не менее 9 июля состоится встреча лидеров БРИКС, ЕАЭС  и ШОС, причем ШОС будет представлен  как главами государств-членов, так и наблюдателями. Тема этой встречи  - сотрудничество в интересах процветания и развития. Встреча будет проходить в так называемом формате «аутрич», который  в свое время была предложен  по инициативе ЮАР и  подхвачен  Бразилией  со включением в этот процесс  латиноамериканских государств. Подобные  встречи проходят в свободной форме дискуссии, задается общая тема и каждый участник имеет право обсуждать в свободном режиме те вопросы, которые его интересуют.

Отвечая на вопрос индийских журналистов, не собирается ли Россия на предстоящем 9-10 июля саммите ШОС просить о помощи в преодолении режима санкций, Б.Хакимов ответил: «Позиция России в отношении санкций хорошо известна, ее неоднократно излагал Президент России, Председатель правительства, Министр иностранных дел. Трудно, но мы справляемся. Специально просить мы особо не намерены, но те дружественные государства, которые поддерживают нашу позицию о незаконности этих санкций, очевидно, выразят свое позитивное отношение и будут помогать».

В настоящее время взаимодействие стран-участниц в рамках объединения ШОС развивается удовлетворительно. Основной задачей ШОС является взаимодействие  по всем направлениям, с выходом на такие сферы, которые будут позволять воплощать в жизнь крупные инфраструктурные, высокотехнологичные экономические проекты. В настоящее время  активно обсуждаются вопросы формирования финансовых механизмов проектной деятельности, включая проекты Фонда и Банка развития. Кроме того, существует инициатива Внешэкономбанка в рамках межбанковского объединения создания центра предпроектной подготовки. Идей много. Но притом, что в Хартии ШОС зафиксирована цель создания зоны свободной торговли, движение к этой цели будет постепенным и спокойным.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати