«Патетическая» симфония Чайковского – мощный аккорд XIV Пасхального фестиваля в День Победы

14:12 11.05.2015 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


XIV Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева завершился мощным аккордом – «Патетической» симфонией № 6 Петра Ильича Чайковского в Большом зале Московской Консерватории 9 Мая в День Победы. Тишину, воцарившуюся в зале после того, как руки дирижера замерли в трепетном изнеможении, разорвало порывистое «Браво»! И Зал оглушили возгласы и аплодисменты. Валерий Гергиев совершил свой подвиг – с 12 апреля по 9 Мая – Маэстро провел XIV Пасхальный фестиваль за 29 дней, сыграв с Симфоническим оркестром Мариинского театра 49 концертов в 27 городах России и в столице Казахстана Астане. Что это были за концерты! Открывал фестиваль Валерий Гергиев по традиции в Большом Зале Московской Консерватории произведениями Чайковского, Мясковского и Щедрина вместе со своим другом – выдающимся пианистом Денисом Мацуевым. Вместе с ним был подарен зрителям вечер в Зале Чайковского из произведений великого композитора, 175-летие которого отмечается в 2015 году. «Международная жизнь» писала об этом.

Также в Москве было представлено публике концертное исполнение оперы К.Сен-Санса «Самсон и Далила» с участием солистки Мариинского театра Ольги Бородиной, благотворительный концерт для военнослужащих и членов их семей – в Центральном академическом театре Российской армии, благотворительный концерт для студентов и преподавателей – в Московском университете им. М.В.Ломоносова, концертное исполнение оперы Р.Щедрина «Левша», на котором еще присутствовала со своим супругом знаменитая балерина Майя Плесецкая. Кроме того, был сыгран традиционный общедоступный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны на Поклонной горе в День Победы 9 Мая.  

 

Песнь Небесного воинства

 

Уникальным можно назвать, исполнение 8 мая в Зале им. Чайковского, концерта Российско-китайского молодежного оркестра, который был создан по инициативе Валерия Гергиева в рамках международного проекта «Годы дружественных молодежных обменов России и Китая 2014-2015». В составе оркестра 50 российских и 63 китайских музыканта. Для исполнения ими на XIV Пасхальном фестивале была выбрана «Ленинградская» симфония №7 до мажор Дмитрия Шостаковича, которую композитор частично писал в блокадном Ленинграде и посвятил подвигу родного города, находившегося в осаде гитлеровской армией 900 дней.

Даже если не знать историю создания этого музыкального произведения, то, слушая «Ленинградскую», понимаешь - это песнь Небесного воинства. Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года в исполнении оркестра Ленинградского радиокомитета, дирижировал которым Карл Элиасберг. Симфония транслировалась через динамики, поэтому её могли слушать не только в концертном зале филармонии, но и в других помещениях, где были установлены радиоточки, и даже на улицах города. Но самое поразительное – её слышали немецкие войска и делали свои выводы. Много позже, когда двое туристов из ГДР разыскали К. Элиасберга, то признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» Слушая эту героическую музыку через репродукторы, немецкие солдаты обезумели, они-то были уверены, что город мёртвый. Музыка поднимала дух людей, обреченных умирать от голода, холода, болезней, бомбёжек, артобстрелов. Эта музыка - о том, что все свершается на Небесах, и блокады прорываются тоже усилием духа людей, ибо все усилия и свершения – это сгусток энергии, и чем светлее, чище и ярче она, тем она сильнее. Поэтому обречены-то были немецкие войска. А музыка Шостаковича была беспощадно правдивой. И если даже в теплом концертном зале среди мирной тишины её невозможно слушать, уютно устроившись в кресле, ибо она требует напряжения, то, как же мощно эта симфония воздействовала на жителей блокадного города! Это музыка вечного неустанного бдения, это музыка молитвы, музыка соборности, музыка Победы. Удивительным было и то, насколько молодые музыканты из Китая смогли прочувствовать её, чтобы «Ленинградская» симфония так пробрала слушателей.

 

Хоровая идея Гергиева

 

XIV Пасхальный фестиваль собрал хоровую программу, беспрецедентную по географическому размаху. От побережья Черного моря в городе-герое Новороссийске до Крайнего Севера страны – центра Чукотского автономного округа Анадырь. Хоровые концерты состоялись в городах-героях Москве и Туле, в городах воинской славы Твери, Архангельске, Дмитрове, Можайске и Козельске, а также - в Тобольске, Салехарде (за Полярным кругом), Екатеринбурге, Самаре, Зарайске, Кириллове, Мытищах, Королеве, Александрове, Муроме, Истре, Вологде, Ростове Великом, Ярославле, Коломне, Ногинске, Химках, Егорьевске, Старице, Серпухове. Не менее разнообразной была и география стран, чьи хоровые коллективы прибыли на Фестиваль. Россию представляли: Хор Мариинского театра, Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.В.Александрова, Симфонический хор Свердловской филармонии, Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова, Патриарший хор Храма Христа Спасителя, Московский Синодальный хор, Государственный академический Северный русский народный хор, Ансамбль духовной музыки «Благовест», Оренбургский государственный академический Русский народный хор, Филармоническая капелла «Ярославия», хор «Преодоление», Мужской хор Крутицкого Патриаршего подворья, ансамбль солистов «Русская рапсодия», Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А.Юрлова, Сводный хор Православной классической гимназии памяти прот. Василия Лесняка Свято-Алексиевской пустыни, Вокальный ансамбль «Поморские кружания», Хор Академии хорового искусства им. В.С.Попова, Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря. В фестивале приняли участие и зарубежные коллективы шести стран: Хор имени Святого Александра (Афины, Греция), Ереванский камерный хор (Ереван, Армения), Хор «Мдзлевари» (Тбилиси, Грузия), Дивна Любоевич и хор «Мелоди» (Белград, Сербия), Шведский мужской хор «Зеро Эйт» (Стокгольм, Швеция) и Ансамбль «Юлангело» (София, Болгария).

Напомним, по инициативе Валерия Гергиева в 2013 году было воссоздано Всероссийское хоровое общество, председателем которого Маэстро был избран единогласно. Ежегодный Пасхальный фестиваль – замечательная музыкальная площадка для развития хорового пения, особенно мощный импульс для популяризации и укрепления региональных хоровых коллективов, тем более - детских. Так, по мнению, экспертов, кульминацией хоровой программы XIV Пасхального фестиваля стало выступление Тысячеголосого детского хора Ульяновской области. В фестивальной афише среди хоровых детских коллективов были представлены: Детская хоровая капелла «Виктория», Детский образцовый коллектив фольклорный ансамбль «Крупица», Большой детский хор им. В.С.Попова, Концертный хор «Партес», хор мальчиков и юношей хорового училища им. А.В.Свешникова, Концертный хор Школы духового пения при домовом храме МГУ им. М.В.Ломоносова во имя святой мученицы Татианы, Фольклорный ансамбль «Веретенце», Владимирская капелла мальчиков и юношей, Детский хор «Розарте» (Афины, Греция), Братиславский хор мальчиков (Братислава, Словакия) и хор «Мдзлевари» (детский) (Тбилиси, Грузия). Открытие хоровой Программы Фестиваля состоялось в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя (14 апреля), а завершилась – гала-концертом в Концертном зале им. П.И. Чайковского (6 мая).

 

Посвящение

 

XIV Пасхальный фестиваль был посвящен двум грандиозным для России и мира датам – 70-летию Великой Победы нашего народа в войне и 175-летию со дня рождения гения русской музыки Петра Ильича Чайковского. Концепция посвящения была строго выдержана от начала и до конца. Лейтмотивом фестивальной программы стала бессмертная музыка Чайковского, звучавшая в столичных и малых городах России, открывавшая фестиваль и завершавшая его грандиозное шествие по стране. Тема Святой Победы в Великой Отечественной войне также стала сквозной на Фестивале – Симфония № 4 П.И.Чайковского звучала на открытии в Большом зале Московской Консерватории, а «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича и «Патетическая» П.И.Чайковского – стали завершающим и победным аккордом XIV, тематически юбилейного, Пасхального фестиваля под управлением Маэстро Гергиева.

 

Ключевые слова: Валерий Гергиев XIV Пасхальный фестиваль

Версия для печати