ГЛАВНАЯ > Великая Отечественная война

Великая Отечественная: против лжи и фальсификации

22:06 13.03.2015 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

В президиуме круглого стола. Слева направо: Валентин Фалин, известный российский дипломат, академик Российской академии безопасности и конфликтологии; Ирина Великанова, генеральный директор Музея современной истории России; Юрий Никифоров, заведующий кафедрой истории политологии и культурологии МГГУ им.М.А.Шолохова

 

12 марта  на площадке Музея современной истории России состоялся международный круглый стол, приуроченный к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Предметом обсуждения стали дискуссионные проблемы современных интерпретаций итогов Второй мировой войны, актуальные вопросы их изучения, анализ сложившейся историографической ситуации и определение перспективных направлений противодействия попыткам переписать историю. Важное место в ходе круглого стола заняли вопросы осмысления итогов Второй мировой войны в свете современных геополитических  тенденций и введения в научный оборот новых исторических источников и публикаций документов.

В дискуссии приняли участие российские учёные и политологи, представители государственных архивов и международной научной общественности: Польши, Сербии, Словакии, США, Финляндии. Участников и гостей форума приветствовали его модераторы: генеральный директор Музея современной истории России, кандидат политических наук Ирина Великанова и заведующий кафедрой истории, философии и культурологи МГГУ имени М.А.Шолохова, кандидат исторических наук Юрий Никифоров.

Не далее, как в прошлый четверг, 5 марта Верховная Рада Украины начала свою работу с минуты молчания. Поводом для неё стала памятная для украинских националистов дата – 65 лет со дня гибели Романа Шухевича, командующего Украинской повстанческой армией, заместителя командующего гитлеровского диверсионного подразделения «Нахтигаль». Показательна реакция, которой поделился с общественностью в твиттере министр культуры Украины Вячеслав Кириленко: «Впервые Рада почтила память героя Шухевича вставанием». Правда, он не упомянул, что участвовали в этом действе все, кто ещё недавно вполне политкорректно возлагал на 9 мая цветы к могилам солдат Красной Армии.

 Сейчас мир переживает  очень опасное время: с одной стороны, уходят герои того трагического времени, с другой стороны – исторические знания подрастающего поколения – и тех, кто живет в России, и тем более тех, кто проживает в Европе и США – оставляют желать лучшего. Разумеется, природа не терпит пустоты. Её заполняют различного рода фальсификации. И вместо ветеранов Великой Отечественной войны начинают чествовать героев еврейских и польских погромов (например, во Львове), организаторов террора. В этих условиях Россия должна отстаивать своё право на сохранение исторической памяти, и в этой борьбе должны объединяться все люди, занимающие ответственную гражданскую позицию. «Нельзя мириться с позицией ряда публицистов, которые уравнивают нацистскую Германию и СССР, называя их одинаково ответственными за развязывание мировой войны, и называют Нюрнбергский процесс нелегитимным, добиваясь пересмотра исторических итогов Ялты и Потсдама», - заявила И.Великанова.

Своеобразным введением в повестку дня круглого стола стало выступление одного из известнейших российских дипломатов, академика Европейской академии безопасности и конфликтологии, доктора исторических наук, профессора Валентина Фалина. В первую очередь оно  было посвящено геополитическим, политологическим и философским корням Второй мировой войны.

По словам В.Фалина, одним из самых обсуждаемых вопросов, в котором до сих пор встречается множество искажений  – «когда началась вторая мировая война?». Если верить премьер-министру Франции Ж.Клемансо, то она началась сразу же после подписания Версальского мира. Известно, что при подписании Версальского мирного договора в 1919 году, он произнёс знаменательную фразу: «Этот договор, как и все остальные договоры, не может быть ничем, кроме как продолжением войны». Именно Ж.Клемансо, по словам В.Фалина, предложил окружить Советскую Россию железным занавесом под предлогом того, что «большевизм угрожает будущему европейской цивилизации».

Разъясняя позицию Ж.Клемансо по Версальскому миру, маршал Франции Фердинанд Фош заметил, что в случае, если Первая мировая война не кончится поражением России, надо будет считать, что эта война закончена. У.Черчилль тогда же предлагал окружить Россию кольцом откровенно враждебно настроенных против России государств. Советник и личный друг президента США Вудро Вильсона полковник Хауз, как свидетельствуют архивы, рассматривал варианты уничтожения не Советского Союза, а России как субъекта международного права, ещё в те времена, когда Версальский договор не был подписан. Основной его идеей было сведение территории России, находящейся под контролем ее центральной власти, исключительно к территории Москвы и Среднерусской возвышенности. Все остальные территории от неё фактически отсекались. А если учесть, что некоторые представители  американских политических кругов  установили контакты с Гитлером  еще в ноябре 1922 года, это наводит на целый ряд нелицеприятных размышлений.

 «Современные исследователи  должны чётко себе представлять, продолжением каких  геополитических тенденций межвоенного периода стала Вторая мировая война», - подчеркнул В.Фалин.

Известно, что американские военные эксперты называли 1946 год конечной датой окончания сопротивления рейха,  а 1947 год – Японии. Однако необходимо помнить,  отметил российский дипломат, что Германия находилась в шаге от получения ядерного оружия, и если бы она продержалась, например, до 1946 года, то нацистский атомный проект вполне мог стать реальностью. Тот, кто не учитывает этого фактора, никогда не поймет, почему Красная Армия в апреле 1945 года рвалась к Берлину. «Немцы были близки к получению ядерного оружия, им не хватило для этого нескольких месяцев», - отметил В.Фалин.  

Не менее близки к созданию атомной бомбы были японцы. В свое время Президент США Рональд Рейган признавал, что при наличии у Японии ядерного оружия США не решились бы на бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Между прочим, в апреле 1945 года, когда поражение рейха было уже неизбежно, японцы обратились в Берлин с просьбой передать им накопленный уран-235 и  взрыватели. Груз, правда,  так и не достиг места назначения: капитан подлодки, на которой он находился, всплыв посреди Атлантического океана для зарядки аккумуляторов и  узнав о капитуляции Германии, сдался американцам, а переданный японцам запас был использован на стадии реализации американского ядерного проекта.

Профессор Университета Миннесоты (США), политический активист, бизнесмен Тодд Джефри Лефко посвятил свое выступление опасности возрождения неофашизма в современном обществе. По его утверждению, опасность возрождения неофашизма появляется там, где возникает эрозия политических институтов демократии, а вчерашние правые перемещаются в политический центр. На фоне общей усталости и роста экономических трудностей у фашизма появляется, если можно так выразится, элемент респектабельности или «дружелюбного лица» (имеется в виду нечто вроде термина «услужливая диктатура», введенного в оборот немецким историком Гётцем Али применительно к политическому режиму «третьего рейха». Эта концепция подробно проанализирована современным историком Самсоном Мадиевским на страницах иерусалимского альманаха «Nota bene» в 2005 году. http://scepsis.net/library/id_932.html. - А.Т.).

Как любая идеология крайностей, фашизм стремится дать простые ответы на сложные вопросы. По сути, этими словами эксперт признал как кризис устройства мира по лекалам «вашингтонского консенсуса», так и объединения мира по лекалам Европейского союза. Мистер Лефко предположил, что современный мир находится перед глобальной проблемой возрождения фашистских идеологий, но выразил надежду, что они неизбежно потерпят поражение.

Директор Института российской истории РАН Юрий Петров посвятил своё выступление самым распространённым фальсификациям в истории второй мировой войны. Преодоление нелепостей и политически ангажированных утверждений, по его словам,  является одной из самых сложных задач для историков, неважно о чем идет речь – о помощи СССР по ленд-лизу  или о реальных цифрах  потерь нашей страны во Второй мировой войне, о мотивации  антигитлеровской борьбы советских партизан или о якобы тысячах изнасилованных немок в конце войны (этот миф был вброшен в мировую историографию историком Энтони Бивором в труде «Падение Берлина» в 2002 году. Подробный разбор мифа дан  современным историком и политологом Никитой Мендковичем в материале «Кто «изнасиловал» Германию?» http://actualhistory.ru/51. - А.Т.). Ю.Петров сообщил, что к 70-летию Победы будет завершён выпуск 12-томной «Истории Великой Отечественной войны», которая готовится Министерством обороны России под общим руководством министра С.Шойгу и при участии крупнейших научно-исследовательских центров страны. В настоящее время Институтом российской истории РАН подготовлен десятый том этого масштабного труда.

 

На заседании круглого стола. Слева направо: польский публицист Адам Смех; финский правозащитник, член президиума международной неправительственной организации «Мир без нацизма» Йохан Бекман.

Финский правозащитник, член президиума международной неправительственной организации «Мир без нацизма» Йохан Бекман в своём выступлении коснулся проблем ревизии итогов Второй мировой войны в странах Балтии. По его словам,  новые оценки Второй мировой войны и её итогов связаны с формированием новой мировой повестки дня и ростом антироссийских настроений с подачи евроатлантических союзников, которыми обзавелись эти государства.

Кроме того, немалой проблемой становится дозированный доступ европейской общественности к информации о национальной ситуации в странах Балтии. И.Бекман призвал присутствовавших в зале экспертов не игнорировать эту проблему и уделять  достойное внимание вопросу информирования европейских интеллектуалов о реальной ситуации с правами человека в этих странах. «Многие европейские эксперты убеждены, что рассказы об отсутствии у русских в Прибалтике политических прав не более чем кремлевская пропаганда», - заметил он. Именно поэтому на марши ветеранов СС в Латвии и общеевропейские ежегодные слеты неонацистов в Синнимяэ (Эстония) 16 марта в Вашингтоне и Брюсселе старательно не обращают внимания. Ныне считается, что коллаборационисты – вовсе не коллаборационисты, а участники «второй гражданской войны» и борцы за национальное освобождение, которых и теперь можно использовать для достижения далеко идущих целей в области внешней политики.

С позицией финского правозащитника солидаризировался известный польский публицист и политический обозреватель Адам Смех. По его словам, он на протяжении нескольких последних лет пристально наблюдал за ситуацией на Украине и за происходящим там процессом «бандеризации» общественного сознания, сопровождавшимся массовой установкой в стране памятников функционерам ОУН-УПА.

Многих экспертов, которые за последний год, прошедший со дня начала Евромайдана, не утратили способности к рациональному мышлению, поражала позиция ряда польских политиков, старательно поддерживавших самые радикальные течения на Украине. По словам А.Смеха,  официальные польские круги негласно на протяжении последних двух десятилетий придерживаются в отношении Украины линии, получившей название «концепция Гедройца-Мерошевского» в честь ее основателей – польского политического деятеля, диссидента,  основателя и редактора журнала «Kultura» (Париж) Ежи Гедройца и его соратника и ведущего публициста этого издания, автора труда «Финал классической Европы» (1997) Юлиуша Мерошевского. Общий смысл этой концепции заключается в том, чтобы поддерживать антироссийские настроения в странах, некогда входивших в сферу польского влияния: Украине, Белоруссии, Польше,  и одновременно способствовать процессам «демократизации» в этих странах, под которой принято понимать однозначную внешнеполитическую ориентацию на Вашингтон и Брюссель.

Поддерживая новые украинские власти, утвердившиеся на протестной волне 2013-2014 годов, Польша ставит себя в сложное положение. Привыкнув не отделять политическую ситуацию на Украине от так называемого «русского вопроса», они в то же время не могут не видеть форсированного роста радикально-националистических настроений в этой стране. Эти настроения неизбежно ведут к глорификации лиц, причастных к «Волынской резне» -  массовому уничтожению более 200 тыс. поляков, которые проживали  на территории четырех воеводств, входивших в межвоенный период в состав Польши.

С актуальными докладами, посвященными различным аспектам ревизии итогов Второй мировой войны, в ходе круглого стола выступили также известные эксперты и публицисты: президент Европейской академии безопасности и конфликтологии Игорь Бондаренко, главный редактор федерального еженедельника «Российские вести» Дмитрий Ермолаев, руководитель исследовательских программ Фонда «Историческая память» Владимир Симиндей, латвийский политик и журналист, депутат Сейма Латвии Николай Кабанов.

В рамках круглого стола состоялась презентация каталога новой выставки Музея современной истории России «На пути к Победе: исторические источники свидетельствуют», посвященной освобождению от гитлеровской оккупации юго-западных регионов Советского Союза, включая территорию Украины. В её подготовке участвовали крупнейшие архивы страны: Центральный архив ФСБ, Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный военный архив и Российского государственный архив кинофотодокументов. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати