ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

И ты, Чак?

23:28 09.03.2015 • Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»

Обама и Чак Хейгел в минуты отставки главы Пентагона.

Фото Alex Wong/Getty Images

 

В США новый министр обороны. Его зовут Эштон Картер.

Место шефа Пентагона оставалось вакантным непозволительно долго – с ноября 2014 года, когда под давлением (версии): эмоций, обиды, конфликта с коллегами по работе, впаданием в немилость у президента Обамы, ошибками стратегического характера и даже – намерением раскрыть государственные секреты (!) – в отставку подал сам лично, бывший министр обороны Чак Хейгел.

Далее мы поговорим и о названых причинах отставки, и о том, кто пришел на смену единственному «республиканцу» в составе администрации «демократов» Обамы. Но начать хотелось бы вот с чего.

Позиция министра обороны США, сиречь главы Пентагона, со времен Второй мировой войны стала неким «временным пристанищем» для её назначенцев. Ведь, только с 1945 года, с периода президенства Гарри Трумэна, число глав Пентагона значительно превосходит количество президентов США. Как будто кабинет в этом здании, получившем имя Пентагона за свою архитектуру в форме «пятиугольника», стал раскаленной сковородкой, на которой мало кто может просидеть даже один срок вместе со своим, назначившим его, президентом.

 

 

AP Photo/Charles Dharapak

 

Вот список хозяев министерского кабинета в Пентагоне с начала нового века.

При президенте Джордже Буше:

Дональд Рамсфелд (2001 — 2006 гг.),

Роберт Гейтс (2006 — 2009 гг.).

При президенте Бараке Обаме:

Роберт Гейтс (2009 — 2011 гг.),

Леон Панетта (2011 — 2013 гг.),

Чак Хейгел (2013 — 2015 гг.),

Эштон Картер (2015 г. – ?).

Президентов – два, министров оборону уже пять. При этом Роберт Гейтс («республиканец») остался у Обамы «в наследство» от  Буша на своем месте после победы «демократа» на президентских выборах 2008 года.

Да и сам Чак Хейгел является членом республиканской партии, однако, опять своему партийному оппоненту – второму за две каденции – президент США доверил руководить военным ведомством.

Вообще, в США, о чем мы уже не раз здесь писали, очень интересные тенденции намечаются уже внутри страны – раскол и внутри «республиканцев», и внутри «демократов» приводит к весьма неожиданным союзам или противостояниям «адептов» различных взглядов, которые не подчиняются «линии партии». То есть раскол что у «слонов», что у «ослов» неслабый. И эти «недовольные» начали искать компромисса уже в стане своих партийных соперников!

Результат – двухпартийная система в США подвергается трансформации. Для избирателей это пока не так понятно и проявлено, но эксперты, в тех же Штатах, уже пишут о происходящем с нарастающим напряжением: «Подрыв основ! Что дальше?»

Впрочем, мы отвлеклись и повествования о судьбах министров обороны США…

В отставке Чака Хейгела есть открытая для публики часть, но есть и моменты, к которым администрация Обамы не хотела бы привлекать внимания. Однако пресса докопалась до весьма интересных подробностей, о которых ниже и пойдет речь.

Ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что история с отставкой министра обороны США – это не «ушедшая новость», а самая что ни на есть сегодняшняя забота международного масштаба. По той простой причине, что позиция шефа Пентагона, либо изменения в позиции шефа Пентагона, это всегда – Большая Политика, которая затрагивает не только внутренний распорядок работы офиса на Потомаке.

А потому, уже после вступления в должность нового хозяина этого офиса нам хотелось бы обратиться к деталям произошедшего. Тем более, что кое-какие из этих деталей, особенно те, что не получили Большого Эха в прессе, супер-интересные…

Вот что писала американская «Vox Media» об отставке Хейгела буквально на следующий день после того, как он объявил об этом:

«Хейгел потерпел два поражения на посту министра обороны.

Первое связано с несколькими кризисами. В Афганистане Хейгел не смог собрать достаточно сил, чтобы заставить Талибан заключить какое-либо подобие мирного договора… В Египте Хейгел не смог убедить министра обороны генерала ас-Сиси не свергать первого демократически избранного президента АРЕ (Мурси – С.Ф.)… В Ираке и Сирии Хейгел не смог применить стратегию, которая бы предотвратила подъем ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта, которое провозгласило Халифат на части территории Сирии и Ирака – С.Ф.)… На Украине Хейгел не внес лепту в усилия по предотвращению российского вторжения…»[1]

Совсем не тривиальные претензии. Кстати, они демонстрируют, на что будет обращено внимание нового шефа Пентагона. Похоже, что автор «Vox Media» задел самые чувствительные стороны американской оборонной политики. И далее он пишет о том, что «вторая часть проблем Хейгела связана с бюрократическими неудачами в отношениях с другими высокопоставленными сотрудниками администрации Обамы и представителями Конгресса».

И далее: «В связи с тем, что на внешнеполитическом уровне Обама потерпел уже ряд неудач, президент намерен перенести центр принятия решений в Белый Дом, что означает исключение из этих разработок как Госдеп, так и Пентагон. Неудачами являются и усилия по борьбе с ИГИЛ, и российское вторжение на Украину».

Типа – нашли стрелочника… Теперь будут исправлять все по пунктам? Ну, а остальным проще станет наблюдать и делать выводы об эффективности, как говорят китайцы, «исправления линии».

Однако, это лишь один угол зрения на отставку Хейгела, озвученным американским источником. А вот и испанская точка зрения от ресурса «Publico.es»:

«Вынужденная отставка министра обороны США Чака Хейгела произошла столь неожиданно (вот на это и обратим внимание! – С.Ф.), что у президента Обамы даже не было времени, чтобы быстро предложить его преемника на этот пост. Это уже третий министр обороны при Обаме, отправленный в отставку, после Роберта Гейтса и Леона Панетты…

Спектр разногласий Хейгела с демократами в Белом доме, и республиканцами, контролирующими Конгресс, гораздо более широк и включает в себя следующие вопросы:

- Отношения с Израилем. Будучи поборником идеи того, что политика США в отношении еврейского государства и Палестины должна исходить, прежде всего, из собственных интересов, Хейгел осмелился напомнить произраильскому лобби, что они – сенаторы США, а не Израиля.

- Сирия. Здесь Хейгел выступал за жесткие меры в отношении Башара Асада за предполагаемое применение химического оружия, и был очень удивлен, когда Обама отказался от нанесения военного удара по Дамаску. И он продолжал выступать за свержение сирийского президента, за отправку сухопутных войск в Сирию, чтобы сдержать дальнейшее наступление боевиков ИГ.

- Афганистан. Хейгел, планировавший вывод войск к 2015 году, неожиданно получает от Обамы распоряжение оставить американский контингент в этой стране, как того требуют республиканцы. Поскольку речь идет о самом сердце Средней Азии – границе с Китаем, Ираном, бывшими советскими республиками, Индией и Пакистаном, то оставить столь стратегически важный плацдарм было бы просто непростительным безумием. Для дисциплинированного военного, привыкшего исполнять приказы, столь сумбурные планы оказались не под силу».[2]

Аргументы? – Аргументы!

Однако, держался же Хейгел все эти месяцы, когда шла работа по выводу американских войск из Афганистана при одновременном укреплении позиций оставляемого там неслабого (до 20 тысяч штыков) контингента US Army. И про отставку не думал. Наоборот!

Вот что он собирался делать буквально за несколько суток до того, как заявил: «Я ухожу!»

 

1 триллион долларов на ядерную программу?

 

15 ноября 2014 года – ещё при должности – Хейгел заявил буквально следующее: в американских стратегических ядерных силах отмечены недостаточная дисциплина и недостаточно высокий моральный дух, ошибки в руководстве, а также недоукомплектованность, что подрывает безопасность ядерных объектов и боеготовность частей. Хейгел сказал в тот день журналистам, что ядерные силы уже на протяжении многих лет сталкиваются с недофинансированием. Он также объявил об изменениях, которые будут проводиться по его приказу и будут направлены на ликвидацию отмеченных недостатков.[3]

Хейгел призвал провести проверку нескольких инцидентов при участии военнослужащих стратегических ядерных сил. Один из них – скандал, связанный с фальсификацией результатов тестирования персонала.[4]

Да, Хейгел, как руководитель, несущий ответственность за порученное дело, распорядился провести ревизию ядерных сил страны после нескольких громких скандалов. И это попало в прессу!

Глава Пентагона планировал провести серию совещаний, после которых в течение 60 дней будут собраны предложения по выявлению и разрешению проблем в ядерных силах США. Ревизии подвергнется не безопасность самого ядерного оружия, а состояние дел среди личного состава.

Просочившиеся в прессу факты таковы.

Первое. Мягкое. Стало известно, что 34 офицера военно-воздушных сил в Монтане, в ведении которых находится запуск ракет с ядерными боеголовками, занимались списыванием во время прохождения квалификационных экзаменов. Все они были отстранены от службы.

«Министр Хейгел считает, что министерству обороны пора усилить акцент на проверке состояния ядерных сил, особенно в вопросах морального состояния, профессионализма, показателей работы и лидерских качеств личного состава», - заявил пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Джон Кирби.[5] Появившиеся сообщения о нарушениях со стороны военнослужащих «вызывают закономерное беспокойство о том, как выполняется одна из важнейших и наиболее чувствительных задач, вверенных министерству».

Второе. Жесткое. В те же дни пресса выдала «на гора» ещё одну новость по этой теме. Не исключено, кстати, что «утечки» были санкционированы на уровне руководства Пентагона. Для чего? Об этом ниже.

«Неудачей закончились действия службы безопасности ВВС на ядерных объектах в моделируемой ситуации нападения на ракетно-ядерную шахту, что вызвало появление разгромного доклада, за которым последовало усиленная подготовка с целью справиться с выполнением сценария в случае кошмара реальной атаки», написала «Ассошиэйтед Пресс» (АР) в материале «AP Exclusive: Botched nuclear silo drill revealed».[6]

В ВВС признали, что возможность такого нападения является самым опасным после террористических атак 9/11. Однако летом прошлого года на базе ВВС Мальмстрем в Монтане была проведена внутренняя проверка, и служба безопасности не смогла быстро восстановить контроль над захваченной шахтой. Источник назвал это «критическим пробелом».

«Ассошиэйтед Пресс» получил копию доклада по запросу в рамках «Закона о свободе информации». Ошибка на раннем этапе, которая не раскрывается, стала причиной того, что 341 Ракетное крыло провалило расширенную проверку охраны и контроля безопасности…

Частично подвергнутый цензуре документ, полученный АР, указывает на то, что команде безопасности требовалось среагировать на моделируемый захват ракетно-ядерной шахты с ракетой «Минитмен 3» силами «противника». В сценарии под кодовым названием «Пустой колчан» моделировалась ситуация, когда «ядерное оружие потеряно, похищено либо захвачено». В каждой из 450 шахт ВВС с ракетами «Минитмен 3» содержится межконтинентальная баллистическая ракета, оснащённая, по крайней мере, одной ядерной боеголовкой, готовая к запуску незамедлительно, по приказу президента. «Призом» террористов или тех, кто мог попытаться захватить контроль над ракетой, явилась бы ядерная боеголовка, которая содержит плутоний и другие оружейные материалы.

В докладе, предоставленном в распоряжение АР, говорится, что, поскольку безопасность ядерного оружия имеет первостепенное значение, «неспособность продемонстрировать эффективные ответные меры по возвращению и восстановлению контроля (тактика, методы и процедуры) снижает способность подразделения по эффективному ведению дежурства».[7]

И вот эта история вызвала гнев главы Пентагона, который он решился выразить публично. А, возможно, и организовал «слив» для АР. Самое интересное, взрыва общественного интереса… не последовало. Вовремя купировали?

Да-да, сначала купировали «взрыв интереса», а потом и самого Чака. С вопросом: «И ты, Чак?!»

Напомним ещё раз, что всё это происходило вокруг 15 ноября, и шеф Пентагона строил вполне себе перспективные планы по наведению порядка в ядерных силах США. Он говорил о том, что «крайне разочарован тем, как принимаются решения в сфере национальной безопасности».[8]

В эти же дни в Вашингтоне обсуждали итоги промежуточных выборов в Конгресс, которые республиканцы выиграли у демократов с разгромным счетом, взяв под свой контроль и Сенат, и Палату Представителей.

При этом мало, кто обсуждал тему сокращения военных расходов, а, ведь, она, возможно, явилась ещё одним претекстом к решению «по Хейгелу», который был недоволен, как истинный руководитель, у которого отбирают часть бюджета. Текущие военные расходы определены Конгрессом в размере 551 млрд долл., что подтвердило приверженность администрации продолжать их сокращение, о чем и заявил в начале своего второго срока Барак Обама. Этот показатель меньше уровня 2013 финансового года, составившего 626 млрд долл. При этом на укрепление военного присутствия НАТО в Восточной Европе выделено 1 млрд долл., на военную помощь Украине – 75 млн долл.

Бюджет прямо-таки «скромный». Обама давит на «сокращения».

И друг в этих условиях от команды Хейгела в середине ноября 2014 года уходит информация о том, что сам Хейгел может потребоваться более 1 триллиона (!) долларов на укрепления ядерных сил и совершенствование системы их безопасности после того, что произошло на базе ВВС в Монтане…

Вы полагаете, мы преувеличиваем? А как Вам вот это?

«Соединенные Штаты опасаются потерять свое превосходство как ядерная сверхдержава — на модернизацию смертоносного оружия может потребоваться до 1 триллиона долларов», писала 11 ноября 2014 года (все новости прямо ложатся, как шары в одну лузу – одна за другой в течение нескольких суток!) швейцарская «Tages Anzeiger».[9]

То есть, незадолго до отставки Чака Хейгела швейцарская газета раскрывает планы, согласно которым, ожидается, что в течение нескольких недель глава Пентагона Чак Хейгел представит доклад о «пробелах и дефиците» в области ядерных вооружений США. «Специалисты называют сумму, которую может запросить на эти цели оборонное ведомство, — она может достигать 1 триллиона долларов».[10] То есть – вдвое больше, чем весь бюджет!

А не здесь ли стоит покопаться, чтобы найти корни недовольства Хейгелом со стороны Обамы? Кто ж сегодня, в условиях бюджетного дефицита и огромных долгов США, даст военным целый триллион только на программу модернизации ядерных сил? Про «попил» на этой программе даже разговора нет…

 

«А сколько было задумано!»

 

И вот 24 ноября, через несколько дней после упомянутого выше разговора с прессой, после публикации в швейцарской газете про 1 триллион, Чак Хейгел объявляет о своей отставке.

А как же планы? А «сколько было задумано!» (с) И не здесь ли оказалась «зарыта собака»?

Известный всем сенатор МакКейн заявил в этой связи: «Hagel was very, very frustrated!» - «Хейгел очень-очень разочарован!»[11]

«Я знаю, что Чак был оторван от деталей политики управления национальной безопасности и процесса принятия решений. Его предшественники говорили о чрезмерном «микро-управлении», с которыми они сталкиваются в Белом доме, и как это затрудняет более успешно выполнять свою работу. Чак в его положении ничем о них не отличался», - заявил МакКейн.

Вообще-то дружный перевод стрелок на «аппаратные противоречия», как причину отставок трех подряд министров обороны США при Обаме, в те дни был в Вашингтоне самым популярным объяснением произошедшего. Комментарии в американской прессе были как будто специально заточенны на то, что убедить читателей в «подковерной борьбе», которая идет внутри администрации Обамы почти весь срок его пребывания у власти.

Вот, например, Брент Будовский (Brent Budowsky) на портале Конгресса США опубликовал комментарий «Hagel latest victim of Obama’s Cabinet wars» («Хейгел – последняя жертва войн в правительстве Обамы»), где пишет: «Показательно, что попавшие в длинный список членов кабинета высокого уровня национальной безопасности, которые были уволены при Обаме, считают, и это публично известно, что некоторые члены аппарата Белого дома неоднократно и активно вмешивалась в проведении политики безопасности такими способами, которые наносят ущерб интересам нашей безопасности… Два предыдущих министра обороны Роберт Гейтс и Леон Панетта опубликовали книги с критикой в адрес президента, а бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон дала интервью с такой же критикой».[12]

И это – всё? Автор с Капитолийского холма прямо и точно указывает на глубокие разногласия в политическом истеблишменте Америки.

И ни слова о проблемах ядерной безопасности?

И только лишь «аппаратные разборки»: «Хейгел подал в отставку под давлением»?[13] - Третий министр обороны Барака Обамы отправлен в отставку в результате «подковерной борьбы».

Так там, у них, реинкарнация Византии?

 

Что говорит Картер, и о чём умалчивает

 

Вообще – очень интересно наблюдать за «подергунчиком» в Вашингтоне, который превратился в реальную угрозу стабильности американской политической системы. «Слоны» и «ослы» уже начали путаться: «кто – свой, кто – чужой». И в этих условиях «американских политических джунглей» выработка слаженной внешней или оборонной политики становится предметом, скажем так, «ускользающим». Да, для слаженной работы Белого Дома и Конгресса набухающая атмосфера явно не самая благоприятная. «В углу стояли старые сапоги Тихона, и воздух тоже не озонировали…» (с)

Некоторые возможные темы для работы нового министра обороны мы уже наметили выше в цитатах из его предшественника. А теперь, давайте взглянем внимательно на человека, который имеет шанс проработать на месте министра обороны США до самого конца каденции Обамы, а это означает, что в его линии поведения мы увидим политические намерения уходящей администрации, которые она сконцентрирует на последние месяцы своей работы на фоне противостояния с Конгрессом.

При этом интересно будет наблюдать, как станут выстраивать свою политику разные крылья демократов и республиканцев, которые по некоторым проблемам и оценкам ближе сегодня друг к другу, чем к коллегам-однопартийцам, о чем мы упоминали выше.

 

 

 

Эштон Картер вступает в должность в присутствии Обамы и вице-президента Байдена.

Фото Reuters

 

Из объективки. С 29 апреля 2009 г. по 5 октября 2011 г. Эштон Картер – заместитель министра обороны по вопросам приобретения, логистики и технологий. На этой должности он отвечал за закупки оружия. С 6 октября 2011 г. по 3 декабря 2013 г. был 1-ым заместителем министра обороны США, когда Пентагон возглавлял Леон Панетта.

Кроме того, у 60-летнего Эштона Картера в Пентагоне в круг забот входило военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, в частности, с Индией, Японией, Вьетнамом, Индонезией и Австралией; он также занимался разработкой стратегии «Поворота США к Азии»; «сдерживанием Китая и КНДР».

Картер, по информации агентства, сыграл ключевую роль в создании концепции «превентивной (профилактической) обороны» после распада СССР. Суть концепции сводилась к тому, что «сотрудничество», в отличие от «конфронтации», позволит обеспечить достижение международных целей США.

Картер интенсивно развивал военное сотрудничество с Россией и другими ядерными государствами бывшего Советского Союза, включая Украину, Белоруссию и Казахстан. В том числе, он добился применения программы сенаторов Нанна-Лугара, которая обеспечивала финансовую и логистическую поддержку со стороны США этим странам в обмен на безопасное хранение и уничтожение ядерного оружия.

Картер выступал против расширения НАТО на восток, ближе к границам России.[14]

Послужной список остается при нём, но, вот, сегодняшние заботы нового политического назначенца могут создать о нём, о его подходах и о нынешних взглядах совсем иное впечатление, отличное от «Картер выступал против расширения НАТО на восток»…

Весьма интересны его ответы на вопросы комиссии Конгресса, перед которой он выступал в процессе назначения на пост главы Пентагона.

Сделаем небольшой обзор стенограммы его слушаний в сенатском комитете по делам вооружений (Senate Armed Services Committee), которое было опубликовано в «The New-York Times[15] » и в другой прессе.[16]

Эштон Картер заявил, что он «очень склонен» к поставкам оружия для украинской армии, включая «смертельное» («lethal»), чтобы она могла воевать с пророссийскими повстанцами.

Возможность Украины найти свой собственный путь, как независимого государства, сейчас находится под угрозой, заявил он. Россия, «очевидно» («obviously») не уважает территориальную целостность Украины.

«Я не согласен с мнением о том, что России следует предоставить возможность иметь сферу влияния», - заявил Картер. – «Я буду призывать таких американских партнеров, как Молдавия, Грузия и Украина, наращивать возможности в области безопасности и военное взаимодействие с НАТО».

Картер также заявил, что Вашингтону следует предпринять практические шаги в связи с подозрениями в нарушении Москвой Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). По его словам, США «должны рассмотреть всеобъемлющую стратегию, которая будет включать ответные действия в дипломатической, экономической и военной областях». Это должно показать России, что если она не будет выполнять свои обязательства, то «окажется в меньшей безопасности, чем сегодня».

Картер высказался за отмену программы сокращения военного бюджета страны, появившуюся после того, как администрация Обамы приняла решение о секвестре бюджета пару лет назад (подробности здесь – «Это странное слово «Секвестр»…»). Картер буквально «умолял» - «implored» - Конгресс отказаться от этого.

Сенаторы особо детально обсуждали ситуацию с тюрьмой в Гуантанамо на Кубе, где без суда находятся десятки тех, кого американцы подозревают в международном терроризме. На слушаниях сенаторы обратились к Картеру с убедительной просьбой «не допускать освобождения из Гуантанамо тех, кто может опять заняться терроризмом, и с кем американские солдаты могут вновь вступить в бой». – «Я сделаю это», заявил Картер перед комиссией.

И это притом, что президент США уже давно дал обещание закрыть эту тюрьму, которая не вписывается ни в какие рамки американских же законов. Пока Обаме этого не удалось, и, судя по всему, вопрос о тюрьме в Гуантанамо ещё долго будет предметом разбирательств.

Картеру, как утверждают, было задано 328 вопросов по разным темам. Среди ответов пресса выделила такие позиции Картера, как:

- поддержка борьбы с терроризмом в Йемене,

- авиаудары по силам ИГИЛ в Ираке и в Сирии,

- привлечение в иракскую армию представителей суннитских племен,

- использование американской военной силы для «адекватного баланса» против террористических угроз в Северной и Восточной Африке,

- борьба с Исламским государством, созданным на базе ИГИЛ.

Когда была затронута тема ухода Башара Асада с поста президента Сирии, Картер, памятую о том, что позиция Обамы в последнее время в этом вопросе трансформируется, ответил обтекаемо: «As the president has said, Assad has lost legitimacy and cannot be a part of the long-term future of Syria». – «Как отметил президент, Ассад потерял легитимность и не может быть частью сирийского будущего на долгие времена».

В общем, становится более-менее понятно, каков станет круг забот нового шефа Пентагона.

И – обратите внимание – ни слова не упомянуто в прессе (м.б. за закрытыми дверями это обсуждали) о том, что Хейгел намеревался навести порядок в американских ракетно-ядерных войсках. Ти-ши-на…

Весьма любопытны оценки экспертов, которые, несмотря на то, что сказал и продолжает говорить Эштон Картер (кое-что из его свежих заявлений мы процитируем ниже), все же полагают, что новый министр обороны будет слушать президента и делать ровно то, что велит ему Обама – без всякой самодеятельности.

Вот, например, мнение главного научного сотрудник Института США и Канады, доктора экономических наук Владимира Васильева:

«Обама и выбрал своего однопартийца Картера. Это человек, который не будет, если так можно выразиться, иметь своего мнения. А если и будет, то оно будет совпадать с мнением Белого Дома. Иными словами, назначен тот, кто будет выполнять то, что решит администрация президента… В вопросах военного строительства в оставшиеся два года у Белого Дома есть свои приоритеты, и им нужен просто министр-исполнитель. Задача его состоит в том, чтобы лучше выполнять те установки, которые будут спущены сверху. И меньше, что называется, «качать права». Картер – это как раз управляемый министр обороны».[17]

Жизнь, как говорится, покажет, однако, не замечать начавшихся внешнеполитических выпадов новоиспеченного шефа Пентагона общественность не может. Так ведь?

А он начал «рубить правду-матку» совсем не в стиле «тихого» Чака Хейгела.

Вот, американское издание «Politico» цитирует нового главу Пентагона, который обвинил Москву в нарушении договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. «Россия продолжала игнорировать свои международные обязательства и не участвовала в конструктивном взаимодействии по конкретным вопросам, что требует со стороны США принять меры для защиты своих интересов и безопасности, а также своих союзников и партнеров», — заявил Картер. Москва, якобы, испытала новую крылатую ракету, что, по мнению Вашингтона, было «вероломным нарушением» договора СНВ-3 о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. «В ответ США должны дать России четко понять, что если она не станет вновь выполнять условия соглашения, то благодаря нашим действиям уровень ее безопасности станет ниже, чем сейчас», — уверен Картер.[18]

Лихо стартует! Чувствуется ковбойское начало…

 

Эстафета, которую Хейгел передал Картеру

 

В заключении о том, что успел совершить Чак Хейгел в промежутке со дня объявления об отставке в ноябре 2014 года до фактической отставки в феврале 2015 года. Как эстафета проблем для Картера…

Обозреватели с удивлением наблюдали чуть ли не гиперактивность уходящего министра обороны, который при должности демонстрировал, как говорят, «добрый нрав».

Вот, в начале января Чак Хейгел пообещал Франции любую необходимую помощь в связи с терактом в Париже против редакции журнала «Charlie Hebdo». «В ходе состоявшегося разговора министр обороны Хейгел передал свои соболезнования французскому министру обороны Ле Дриану в связи с потерянными в ходе террористической атаки на этой неделе жизнями, и пообещал любую помощь, которую может предоставить оборонное ведомство», — говорится в сообщении Пентагона.[19]

Вопрос о том, чем – конкретно: авианосцами, ракетами, танками или пехотой – готов помочь Парижу Пентагон, остался висеть в воздухе… Но сам факт заявления Хейгела о «помощи» зафиксирован.

Затем Чак Хейгел устроил словесную перебранку с премьер-министром Ирака, который утверждал, что Соединенные Штаты «не торопятся предоставлять оружие и обучать иракских военных, ведущих боевые действия против «Исламского государства». Выступая в Пентагоне 22 января, Хейгел сказал, что высказывания премьер-министра Хайдера аль-Абади «не способствуют улучшению ситуации». По его словам, премьер-министр Ирака должен иметь в виду, что «в состав возглавляемой США коалиции, воюющей с исламистами в Ираке, входит более 60 участников» – типа, не к одной Америке претензии при такой обширной компании «друзей Ирака». Хейгел далее подчеркнул, что Пентагон оперативно и своевременно выполнял каждый запрос иракской стороны на поставки ракет, и отметил, что боеприпасы и другие материальные средства продолжают поступать в Ирак ускоренными темпами.[20] Так что – никаких претензий?

Показательно, что «тихоня» Чак вышел за рамки полномочий и завязал словесную баталию с иракским премьером – не по чину, зато громко

Потом Хейгел просто перечеркнул политику Обамы по выводу войск США из Ирака. Противодействие группировке «Исламское государство» требует рассмотрения дополнительных сценариев, в том числе, отправку в Ирак сухопутных подразделений американских войск, так он высказался интервью CNN.[21]

А уже в день отставки в присутствии Обамы Чак высказался напоследок. Хейгел посоветовал, чтобы США всегда оказывали сопротивление в качестве военного ответа на сложные международные угрозы.[22]

И вот теперь Эштону Картеру – воленс-ноленс – придется как-то поступить с наследием Хейгела. При всей уверенности некоторых экспертов в том, что Картер будет делать все, что скажет ему Обама, остаются сомнения. И причины их следующие.

Опыт последних лет демонстрирует глубокие разногласия, вплоть до раскола, в рядах демократической партии: грубо – группа Обамы против группы Клинтон. А это означает, что у Обамы нет никаких интересов подыгрывать Хиллари Клинтон в её попытках заполучить Белый Дом по итогам выборов 2016 года – притом, что иные претенденты на пост президента от демократов калибра Хилли пока не просматриваются...

Значит, политика Обамы, в том числе, и оборонная, может быть совсем не такой агрессивной, как видят её «Хиллари и Ко», чтобы доказать избирателям «жесткость» внешнеполитической и оборонной линии демократов? То есть внутрипартийный раскол может сыграть против демократов на будущих выборах президента?

Тогда зачем Картер сделал такой «замах»? Или он сходу начал «игру на двух досках» - Обамы и Клинтон?

Показательно, что последние заявления ушедшего Хейгела и пришедшего Картера уже демонстрируют поворот к жесткой риторике в адрес России, который во все времена являлся «торговой маркой» американских администраций, имеющих вкус к созданию врагов, на поражение которых должна работать вся нация.

Заметьте, когда в 1992 году ССССР не стало, американцы оказались в некоей прострации: «А где же основной противник?» Выход нашли – назначили Францию. Правда, ненадолго – подвернулся Каддафи, и его «утюжили» санкциями все 90-е годы. Ну, а потом 11 сентября 2001 года, как подарок! «Аль-Каида», Саддам в Ираке с несуществующим химическими оружием, Бен Ладен в Афганистане. И – понеслось…

С годами враги огромных США измельчали до исламистов в Йемене и Сомали, но… вдруг украинский кризис вернул американцам их мечту: «Враг – Россия!» Мощно, впечатляюще, видно на весь мир! Это не Бен Ладена по пещерам Тора-Бора выковыривать – это Махина!

И когда мы говорим американцам сегодня: «Ребята, вы же все придумываете – от русских солдат на Юго-востоке Украины до «русской угрозы» со стороны тех наших граждан, которых спецслужбы США ловят по всему миру с идиотскими обвинениями и присуждают огромные тюремные срока», американцы в ответ радостно потирают руки – теперь им не надо из «мухи делать слона», теперь у них Россия опять в главных противниках!

И вся-вся-вся американская пропаганда твердит о новой «русской угрозе» на всех углах.

И именно эту тональность мы уже можем уловить в первых речах новоиспеченного министра обороны США Эштона Картера.

И в Совбезе ООН американцы периодически заводят любимую пластинку про «руку Москвы»…

И как Вам эти руки, которые «никому не причинят вреда»?

А чо – проще публично искать русские войска на Донбассе, чем продолжить публичное обсуждение темы о том, насколько надежны системы защиты ракетных шахт «Минитмен 3», где на исправление ситуации требуется 1 триллион долларов. За что, кстати, Хейгел теперь и будет заниматься менее взрывоопасными проблемами…

 

 

Вот таким образ нового шефа Пентагона и запомним.

Ave!

 

P.S. Так что там все-таки с ядерной безопасностью в Монтане?..

 



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати