18 лет назад, 3 апреля 1996, министр торговли США Рон Браун погиб в авиакатастрофе около знаменитого Дубровника. Буквально на следующий день я оказался на месте катастрофы. Потом я прилетал в Дубровник много раз, редактор газеты "Известия", прочитав мои специальные репортажи на эту тему, попросил меня попытаться разобраться в причине гибели Рона Брауна и его коллег. В этой авиакатастрофе и по сей день слишком много "темных пятен". Вот некоторые фрагменты из моего "Дневника", связанные с событиями на горе Святого Ивана 3 апреля 1996 года.
Часть 1 "Ответ знает только Билл Клинтон"
Министра торговли США и большого друга Билла Клинтона Рона Брауна 3 апреля 1996 года на аэродроме "Чилипе" ждало почти все высшее хорватское руководство. В Загребе были уверены, что за окончания войны в Боснии в декабре 1995 года, Вашингтон даст несколько десятков миллиардов долларов. На могущественного Рона Брауна и представителей крупного бизнеса надеялись, как на Богов. Старый “Боинг 737” (регистрационный номер Н -31149) вылетел из боснийского города Тузла в Дубровник. Естественно, в сопровождении самолета-разведчика АВАКС. “Боинг” Рона Брауна уже был в нескольких километрах от Дубровника и в 14.52. пошел на посадку. Но на высоте 800 метров он неожиданно ударился о гору “Святого Ивана” и в 14.55. рухнул на землю. У самолета оторвался хвост.
Руководитель поисковой группы - хорватский спецназавец Иван К. (он со своим отрядом прибыл к месту катастрофы первым) рассказывал мне, что все пассажиры и экипаж сгорели. Признаки жизни подавала только стюардесса Шелли Келли. У нее был перелом позвоночника. Стюардесса изредка приходила в сознание и просила о помощи. Иван К. сказал мне, что ее можно было спасти, но только через несколько часов хорватский врач оказался на месте трагедии. К тому времени госпожа Келли уже была мертва. Иван К. считает, что единственный свидетель мог просто помешать. Так же как и “черные ящики”. Их якобы нашли на горе, но затем они бесследно исчезли.
Так что же случилось за 45 минут полета из Тузлы до Дубровника? Одни утверждают, что во всем виноваты пилоты. У них, мол, была неправильная карта. Другие говорили мне, что аэродром около Дубровника работал в то время по устаревшей системе радиопеленга. Американский экипаж не знал об этом и просто “проморгал” радиолокатор. Хорватские летчики, а мне приходилось беседовать и гражданскими, и военными пилотами, прекрасно знают, что Дубровник один из самых капризных аэродромов на Балканах. Без инструктора и нескольких пробных посадок туда вообще не рекомендуют летать. ВВС США в апреле 96 года еще не очень освоились в Боснии и Герцеговине, да и в Хорватии тоже.
Первыми о “черных ящиках” рассказали по местному телевидению. Но затем все отказался от своих слов. Только у диспетчеров аэродрома Дубровник я узнал некоторые подробности рокового полета Рона Брауна. Объемный доклад о причинах трагедии существует, но его составляли американские военные, а хорватские специалисты только подписывали. Тайну “Боинга 737” хранят за семью печатями. В США никого не допускают к документам, связанным с гибелью Рона Брауна. Он был слишком тесно связан с президентом Клинтоном и принес ему немало денег на первую избирательную кампанию. За это, как писали в Вашингтоне, господин Браун и получил место министра торговли США. В конце 1995 года между большими друзьями "пробежала черная кошка". В Белом доме уже знали, что Рон Браун мог здорово помешать переизбранию Билла Клинтона на второй срок.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs