ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

К 100-летию начала Великой войны

15:47 31.01.2014 • Елена Шашкина, редактор-консультант журнала «Международная жизнь»

В Год культуры в России Центральная избирательная комиссия России представляет выставку картин "Великая война" Заслуженного художника Российской Федерации Павла Рыженко, посвященную столетию начала Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Экспозиция, развернутая в атриуме Центризбиркома (Москва, Большой Черкасский переулок, 9) предоставлена Студией военных художников имени М.Б.Грекова. Ряд работ живописца впервые экспонируется для широкого обозрения. А картина "Брусиловский прорыв" (холст, масло, 2014 г.) написана специально для выставки в ЦИК: автор видит в Брусиловском прорыве не только новый вид фронтовой наступательной операции, но и прорыв в стратегической инициативе командования, переломный момент для могучей армии, объединившей народы Российской империи. Первая мировая война: 3 июня 1916 года на Юго-Западном фронте началась фронтовая наступательная операция под командованием генерала Алексея Алексеевича Брусилова. В ходе операции было нанесено тяжелое поражение Австро-Венгрии и Германии и были заняты Буковина и Восточная Галиция (современные области Украины, Румынии и Польши). Итогом Брусиловского прорыва стал окончательный переход стратегический инициативы от Центральных держав к Антанте. С точки зрения военного искусства, наступление Юго-Западного фронта знаменовало собой появление новой формы прорыва фронта (одновременно на нескольких участках), которая получила развитие в последние годы Первой мировой войны. Похожая тактика была испытана Красной армией в ходе наступательных операций Великой Отечественной войны.

Среди полотен Павла Рыженко значительную часть занимает пейзажная галерея, написанная с 2007 по 2013 гг. и объединенная в один цикл, показывающий нетронутую красоту русской природы довоенного мира. Для изображения пейзажей выбраны именно те места, которые напрямую связаны с действием портретных картин.

 

На холсте "Госпиталь" (2013 г.) - момент посещения военного госпиталя императором, где он предстает в качестве отца народа. В центральной части триптиха "Наследник" (холст, масло, 2012 г.) - цесаревич Алексей, единственный сын Николая II, за спиной которого Ипатьевский дом. На полотне «Гренадер» (Холст, масло, 2013 г.) мы видим ноябрь 1917 года: в Петербурге насилие и варварство. Уже старый, покрытый сединами и, словно броней из наград, великан-гренадер не сходит со своего поста у памятника государю. Эта ретроспектива военно-морского атташе Японии, который волею судеб оказался тогда в гостинице "Англетер" и наблюдал за непоколебимой верностью и честью воина Золотой лейб-гвардии русской армии. Холст «Вторая присяга» (2013 г.) изображает ключевой момент развала русской армии, когда весной 1917 года вопреки многовековым устоям, заложенным верой и обычаями, солдатам и офицерам пришлось присягнуть Временному правительству.

Сражение у болотистой украинской реки Стоход («Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка». Холст, масло, 2013 г.), произошедшее во время Брусиловского прорыва (3 июня — 22 августа 1916 года), сыграло роковую роль. По реке проходила фронтовая линия между российскими и австро-немецкими войсками, и Брусиловский прорыв также известен под названием "Стоходская мясорубка" во время которой погибло 1,5 миллиона человек.

 

Живопись Павла Викторовича Рыженко - это талантливо написанные картины, не позволяющие остаться никому равнодушным. Они отражают внутренний дух художника, его горячее и бескомпромиссное стремление "видеть Россию сильной и свободной от греха". Изображение художником одного из самых трагичных периодов в истории нашей страны заставляют вспомнить, почему Первую мировую войну назвали «Великой войной за цивилизацию» (в качестве термина словосочетание было использовано маршалом Франции Фердинандом Фошем (Ferdinand Foch) на  победных медалях.

Вторая коллекция, предоставленная для выставки Студией военных художников имени М.Б.Грекова – это серия лаковых миниатюр, посвященных двум темам в истории России: «Герои и полководцы Отечественной войны 1812 года» и «400-летие династии Романовых». Автор,  художник Студии имени М.Б.Грекова, Илья Лебедев, продолжающий традиции федоскинской миниатюры – одного из символов русского народного искусства. На протяжении столетий эти миниатюры украшают лучшие мировые коллекции, радуют и восхищают ценителей и являются истинным народным промыслом. На миниатюрах И.Лебедева видны виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим черным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия (например, портрет Николая II из серии «400-летие династии Романовых»).

 

Председатель Центризбиркома России Валентин Чуров приглашает посетить выставку «Великая война» до конца февраля 2014 года. В связи с тем, что годовщина начала Первой мировой войны совпала с Перекрёстным Годом культуры России и Великобритании, одной из стран-победительниц, председатель ЦИК предложил провести некоторые российские культурно-выставочные мероприятия на территории Лондона. Валентин Чуров сообщил также, что в феврале планируется пригласить военных атташе Великобритании, Франции, США и других стран, чтобы обсудить с ними перспективу соответствующих мероприятий.

Справка:

Студия имени первого советского баталиста-монументалиста Митрофана Борисовича Грекова (1882-1934) со времени своего основания в 1934 году служит искусству истории, воссоздавая в художественных образах знаменательные страницы славы русского оружия и доблести русских воинов. За 75 лет своего существования студийцы участвовали в создании масштабных государственных проектов: создано более семидесяти панорам и диорам, начиная с первой советской панорамы "Сталинградская битва", заканчивая циклом из шести диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Сегодня студия военных художников имени М.Б.Грекова - единственное в мире объединение художников-баталистов. Художники студии неоднократно принимали участие в таких проектах, как реставрация, роспись храмов и иконостасов, создание фресок. Грековцы работали над росписью центральной части Храма Христа Спасителя, Никольского храма Наро-Фоминска, храма в Боснии, оформляли Мавзолей Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле. В городе русских моряков - Севастополе реставраторами студии были восстановлены два храма, один из которых - усыпальница русских адмиралов и морских офицеров, памятник архитектуры и истории - собор Святого Равноапостольного князя Владимира.

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати