Афганистан без НАТО: кто обеспечит безопасность?

10:50 16.01.2014 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Ситуация в Афганистане после вывода натовского контингента из этой страны в 2014 году, имеет несколько сценариев развития и ни одного утешительного. Таков прогноз экспертов, принявших участие в обсуждении темы «круглого стола» - «Афганистан: предстоящий вывод войск НАТО и региональная безопасность». Дискуссия состоялась 15 января в Москве в РИА Новости. Напомним,  что до конца 2014 года, завершая военную стадию операции, США и их союзники по НАТО готовятся вывести войска из Исламской Республики Афганистан. После этого в Афганистане должны остаться несколько тысяч американских военнослужащих для обучения афганских войск и полиции, которым предстоит полностью взять на себя обеспечение безопасности в стране. Смогут ли они справиться с этой задачей? Не осложнит ли предстоящий вывод войск НАТО из Афганистана обстановку в Центральной Азии? Не грозит ли Афганистану вакуум безопасности, что превратит его в очаг напряженности в регионе и в экспортёра международного терроризма и религиозного экстремизма? Какие меры следует предпринять России для укрепления безопасности в регионе Центральной Азии?

Ответы на эти и другие вопросы предлагали участники «круглого стола» - специальный представитель президента РФ по делам ШОС, национальный представитель России в ШОС, посол по особым поручениям Кирилл Барский; координатор Аналитической ассоциации ОДКБ, профессор Игорь Панарин; старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Рамазан Дауров и заместитель председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Татьяна Москалькова. Как рассказал профессор Игорь Панарин, тема эта давно не только волнует специалистов в России, но и довольно тщательно прорабатывается в режиме консультаций на всех уровнях – экспертном, парламентском, межгосударственном (в ОДКБ) и вот теперь в формате «круглого стола» в мультимедийном пресс-центре доводится до широкой общественности. Насколько скрупулезной была проделанная экспертами работа, свидетельствует лишь небольшой перечень, приведенный Игорем Панариным.

Итак, в столице Кыргызстана Бишкеке 26 марта 2013 года состоялся аналитический совет с участием около 40 аналитических и социологических структур из всех государств-членов ОДКБ. Там впервые были обсуждены ситуация в регионе, опасности и угрозы, в том числе ситуация в Афганистане. Затем 4 июня в МГИМО в Москве был проведен «круглый стол», в ходе которого в более чем трехчасовом диалоге шло обсуждение ситуационного анализа афганской темы с участием большого количества востоковедов. 30 сентября в РИА Новости состоялась презентация первого публичного доклада Аналитической ассоциации ОДКБ, 40% которого посвящено ситуации в Афганистане и тенденциям, которые могут реализовываться в 2014 году. Наконец, в РАН под руководством академика Евгения Максимовича Примаков прошла закрытая экспертная встреча с участием представителей Аналитической ассоциации ОДКБ, на которой взгляды и оценки по данной теме получили поддержку академического сообщества.

Кроме того, Игорь Панарин сообщил, что в течение 2013 года был проведен экспертный опрос во всех государствах ОДКБ – предлагалось ответить на вопрос: «Как изменится безопасность на пространстве ОДКБ после вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 году»? – Около 80% экспертов считают, что «ситуация ухудшится». Причем 5% из этого числа опрошенных полагают, что «ситуация значительно ухудшится». Около 20 % респондентов ответили, что «ситуация значительно не изменится». Позиция же российских экспертов, - отметил профессор Панарин – заключается в том, что в целом ситуация в Афганистане будет иметь тенденцию к негативному развитию сценария. Он перечислил некоторые из угроз.

Для государств-участников ОДКБ Афганистан аукнется опасностью вторжения вооруженных банд-формирований, которые прошли подготовку в многочисленных лагерях и учебных центрах на территории Афганистана, распространением радикальных религиозных идей, поддержкой местных фундаменталистов в государствах Центральной Азии, активизацией террористической деятельности, переброской наркотиков на территорию государств-членов ОДКБ и далее в Европу. Есть также опасность создания так называемого террористического подполья – и это далеко не полный перечень угроз, которые очевидны.

Почему же одна из беднейших стран мира на Среднем Востоке остается тугим узлом стольких проблем? И почему так актуальна и сегодня известная мудрость: «Как будет жить Афганистан, так будет жить и регион»? - Афганистан находится на перепутье между Востоком и Западом и является древним центром торговли и миграции. Его геополитическое расположение — между Южной и Центральной Азией с одной стороны и Ближним Востоком с другой, - позволяет ему играть важную роль в экономических, политических и культурных отношениях между странами региона. Афганистан граничит с Ираном на западе, Пакистаном — на юге и востоке, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном — на севере, Китаем — в самой восточной части страны.

Как полагает координатор аналитической группы ОДКБ Игорь Панарин, страна рискует пойти по пути Ирака, который находится на грани войны. Есть несколько сценариев развития ситуации в постнатовский период в регионе. Игорь Панарин назвал четыре: первый сценарий – это успешное международное сотрудничество. Эксперты считают его не очень реалистичным. Второй сценарий -  постепенный упадок – это наиболее реалистичный сценарий развития ситуации. При этом может быть опасность переброски нестабильности с Ближнего Востока в регион Центральной Азии, а угрозы со стороны Афганистана могут быть усилены. Следующий сценарий – это так называемая «интенсификация большой игры» между великими державами, и четвертый, катастрофичный сценарий – это центрально-азиатский взрыв, падение государств. Большинству экспертов этот сценарий представляется мало реалистичным. Так охарактеризовал изложенные сценарии эксперт.  

В этой связи страны Организации Договора о коллективной безопасности предпринимают усилия по обеспечению безопасности региона и собственных территорий. Как сообщил Игорь Панарин, в ОДКБ с 2012 года существует План, который был уточнен в июне 2013 года с учетом специфики  развития ситуации в Афганистане. Принято решение об укреплении афгано-таджикской границы. На территории Кыргызстана в сентябре 2013 года прошли военные учения «Гром». В апреле 2013 года Афганистан получил статус наблюдателя Парламентской Ассамблеи ОДКБ, а в декабре прошлого года состоялся исторический визит в Кабул председателя Госдумы Сергея Нарышкина. Председатель нижней палаты Национальной Ассамблеи Афганистана Абдул Рауф Ибрагими поблагодарил тогда С.Нарышкина за его усилия, которые позволили парламенту Афганистана получить статус наблюдателя в ПА ОДКБ. Он отметил, что Афганистан находится на важном этапе: в апреле пройдут президентские выборы, завершается процесс передачи ответственности от международных сил армии и полиции Афганистана, вывод иностранных войск. Ибрагими опасается, что афганские силы столкнутся с новыми вызовами, с возможным вмешательством стран во внутренние дела. В этой связи Ибрагими выразил заинтересованность в помощи РФ в становлении афганской полиции.

Представитель России в ШОС Кирилл Барский в ходе «круглого стола» объяснил, что организация не планирует выполнять в регионе те задачи, которые стояли перед войсками западной коалиции. «Подорвать позиции террористов и наркобаронов — вот  важная задача для ШОС в рамках афганской проблематики», - сказал он. Главной также является для ШОС задача – «эффективно осуществлять взаимодействие между государствами-членами ШОС и государствами-наблюдателями при ШОС в противодействии терроризму, наркотрафику и трансграничной преступности». По словам К.Барского, сотрудничество ШОС и ОДКБ укрепляется, ШОС принимает участие в антинаркотической операции «Канал», в рабочей группе при СМИД ОДКБ, есть механизм регулярных встреч генеральных секретарей обеих организаций. Учитывая возможные сценарии развития ситуации после вывода войск НАТО из Афганистана, как сообщил К.Барский, в недрах ШОС разработан документ – «Положение о мерах политико-дипломатического реагирования на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе». В этом «Положении» большое внимание уделяется взаимодействию с ОДКБ. Кирилл Барский напомнил, что недавно, 6 декабря 2013 года Афганистан подписал меморандум о создании «Энергетического клуба». Афганцы заявили, что очень заинтересованы в участии в экономическом сотрудничестве в рамках ШОС.    

О возможных внутриполитических проблемах Афганистана говорил старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Рамазан Дауров. Он считает, что Афганистан по-прежнему остается геополитической константой и источником угроз. Эксперт уточнил, что кризис в Афганистане вошел в новую фазу в декабре 2013 года. Это было связано с отказом президента страны Хамида Карзая в этот период подписать, или выполнить двустороннее афгано-американское соглашение по безопасности. Афганский президент выдвинул личные требования к Вашингтону в качестве условий для подписания данного документа. По мнению многих экспертов, он озвучил требования, которые могли бы исходить от талибов. Сам Карзай, кроме личных требований к американцам о скрытой поддержке на следующих президентских выборах, призывает освободить всех афганских талибов, которые содержатся в тюрьме на Гуантанамо.

Этот демарш Х.Карзая привел к расколу афганской политической элиты, - считает эксперт. Открыто Х.Карзая поддержали только первый вице-президент Мохаммад Касим Фахим и руководитель президентской администрации. Очевидцы утверждают, что в конце декабря 2013 года в посольство США выстроилась очередь из министров и депутатов Лойя-джирги (совет старейшин), которые спешили засвидетельствовать свое позитивное отношение к западным партнерам. В открытую оппозицию к Х.Карзаю перешел его советник по безопасности, бывший министр иностранных дел Рангин Дадфар Спанта, которого афганский президент публично оскорбил, назвав предателем.

 Р.Дауров отметил: «Афганский политический  кризис выявил три тенденции: углубление раскола политической элиты на сторонников и противников соглашения с США;  резкое возрастание роли силовых ведомств, прежде всего национальной армии; возможность появления в Афганистане новой политической коалиции с ориентацией на религиозные, национально-консервативные ценности». По его мнению, афганский вопрос - это  не только поиск мира между правительством Карзая и «Талибаном». Проблема более масштабна — речь идет о конфликте между традиционалистами и сторонниками модернизации и сотрудничества с Западом. «Неспособность достичь компромисса между этими силами в 2014 году по нашим оценкам неизбежно приведет к гражданской войне, в которой победа прозападных сил кажется маловероятной», — высказал прогноз Р.Дауров.

Участники «круглого стола», учитывая последствия в связи с перспективной ситуацией в Афганистане, прагматично полагают, что готовиться к любому из сформированных сценариев необходимо: «хочешь мира – готовься к войне».   

Ключевые слова: РИА Новости

Версия для печати