Появление столь объемного издания*, (* Винокуров В.И. История военной дипломатии. В четырех т. М.: ООО НИЦ «Инженер», 2011.) посвященного истории военной дипломатии, заслуживает внимания тех, кто интересуется вопросами стратегии, военной историей, развитием военного искусства, дипломатией, международными отношениями в целом, ибо деятельность любой заграничной миссии, любого государственного пребывающего за рубежом лица состоит в оценке текущего состояния государства пребывания, его военного, экономического потенциала, возможностей проецировать военную силу. По большому счету, военная дипломатия призвана решать две задачи: развивать военное сотрудничество со страной пребывания и информационное обеспечение (разведка). Если первое не осуществляется, то акцент делается на второе. Бытует еще и такое мнение: реальную политику государства проводят именно его разведслужбы. И если дипломатия как средство осуществления внешней политики известна с древности, то собственно военная ее ипостась вычленялась в ходе становления ее механизмов.
Автор исследования профессор В.Винокуров берет за основу военной дипломатии деятельность военных атташе - людей военных, представлявших военное ведомство своего государства перед военным ведомством страны пребывания (т. 1, с. 6), а отправной точкой российской военной дипломатии считает время правления Петра I, которого современники называли царем-дипломатом. Дипломатия при Петре I обеспечивала в основном военные интересы, поскольку время его царствования почти сплошь приходилось на войны. В рамках Посольского приказа изучались не только явные и предполагаемые противники, но и другие страны - будь то союзные, нейтральные, ближние и дальние. Но насколько дипломаты были сведущи в военном искусстве? В конце XVII века у царя зародилась мысль о необходимости введения в состав посольств офицеров для более подробного изучения вооруженных сил страны пребывания. «Постигая основную специальность, - пишет автор, - они попутно изучали язык, быт и нравы страны пребывания, вращались в кругах, близких им по социальному положению» (т. 1, с. 19). Посылавшиеся за границу сухопутные и морские офицеры получили тайные приказы изучать армии и флоты стран пребывания. Так, по информации князя А.Хилкова о «готовящейся акции шведов против Архангельска» в 1701 году Петром I были предприняты меры, позволившие разгромить шведские корабли на дальних подступах к городу.
Во времена походов П.Румянцева и А.Суворова (1787-1791 гг.) военно-дипломатическая деятельность обогатилась посылкой представителей в штабы союзных армий для согласования совместных действий. Однако упорядочение службы произошло уже при Александре I, когда при участии Барклая-де-Толли была сформирована Экспедиция секретных дел при военном министерстве, позже переименованная в Особую канцелярию. В апреле 1811 года 25-летний полковник А.Чернышов сообщил, что «Наполеон уже принял решение о войне против России но пока выигрывает время из-за неудовлетворительного положения дел в Испании и Португалии» (т. 1, с. 31). Весьма подробно раскрывая жизнь и деятельность этого блестящего военного дипломата, автор рассказывает о его предложениях императору затягивать войну, избегать больших сражений и делать противное тому, что желает неприятель. Государство оценило заслуги этого военного дипломата, пожаловав ему в 1826 году титул графа.
В 1836 году после очередной реорганизации в составе военного министерства был образован департамент Генерального штаба, при этом разведывательные функции возлагались на Второе (военно-учетное) отделение. Крымская война 1853-1856 годов не только стимулировала военную реформу в империи, но и заставила руководство обратить более пристальное внимание на работу военных представителей за рубежом. В том же году Александр II утвердил первую инструкцию о работе военных агентов, содержавшую указания о том, какого рода сведения представляют наибольший интерес. Вообще во второй половине XIX века военно-дипломатические службы и представительства развивали все ведущие государства мира. Расширялась и сеть военной дипломатии, охватывая такие страны, как Иран. В эту страну, кстати, были отправлены русские военные инструкторы, в задачи которых вменялся и сбор информации.
В исследовании упоминается 1880 год как год появления аппаратов военных атташе с заместителями, техническими сотрудниками (т. 1, с. 71), разделения атташе по видам войск. Иностранные военные атташаты (ВАТ) появляются в Санкт-Петербурге, существенно расширяется география и число стран, где работают русские военные. Русско-японская война и все, что ей предшествовало, нацелили российскую военную дипломатию не только на вопросы взаимодействия ведущих государств с Японией, но и на выявление размещенных в других странах японских военных заказов, по которым особо важная информация шла из Германии и Швеции. Итоги войны 1905 года привели к реорганизации разведслужбы России и появлению структуры Главного управления Генштаба (ГУ Генштаба). Вместе с тем видоизменялись взгляды на агентурную разведку: военным атташе не вменялось более ее ведение, но при необходимости и не возбранялось. Со знанием и большой теплотой профессор В.Винокуров пишет о графе А.А.Игнатьеве - выдающемся российском военном дипломате, ставшем идейным вдохновителем и «крестным отцом» Военного института иностранных языков Красной армии.
Время, предшествовавшее Первой мировой войне, и ее первые месяцы породили в европейских странах шпиономанию. Кстати, в России тоже развернулась борьба с германским засильем, а сама столица была переименована на русский манер в Петроград. В самой Германии арестовывались тысячи и осуждались сотни людей за шпионаж (т. 1, с. 95). Это объяснялось как активностью иностранных разведок и контрразведывательных органов, так и компанейщиной. Как бы то ни было, но к военным дипломатам стали относиться настороженно, а то и вовсе с неприязнью. Совершенно справедливо автор пишет о том значении, которое стало уделяться организации связи в военной дипломатии, поскольку даже самые важные сведения, поданные не вовремя, теряют свою значимость. Тогда, по инструкции, спешные несекретные донесения отправлялись через курьеров Министерства иностранных дел, спешные и секретные - шифрованными телеграммами. На деле организация связи с военными агентами в российских представительствах за рубежом, пишет автор, являлась большой проблемой (т. 1, с. 100).
Одновременно вырабатывалась система отбора офицеров на военно-дипломатическую службу. Она осуществлялась штабами военных округов с приложением подробных аттестаций. Концептуально страны, где работали военные представители, были разделены на вероятных противников, нейтральные государства, союзные страны и прочие. Отдельное место занимали Балканские государства. Давая развернутую характеристику деятельности российских военных дипломатов в различных странах мира, описывая отдельные их операции, автор пишет, что война стала серьезным испытанием для русской военной дипломатии, а главной ее задачей явилось своевременное вскрытие военных планов противника. Негативным моментом стало то, что вся служба военной дипломатии находилась в состоянии реорганизации вплоть до июня 1917 года, когда весь аппарат зарубежной разведки был подчинен ГУ ГШ (с. 148).
Октябрь 1917 года поменял многое в стране. Пришедшие к власти большевики стояли перед выбором: сохранить или разрушить старые структуры. Реорганизуя руководящие органы старой армии, они оставили в составе Военного комиссариата по военным делам Главное управление Генерального штаба, в том числе и отвечающий за работу военных агентов Отдел 2-го генерал-квартирмейстера. Однако проблема состояла не только в выборе большевиков, а и тех людей, которые работали в военной дипломатии (т. 2, с. 6). В октябре 1918 года руководство всеми органами военного контроля и агентурной разведки было решено сосредоточить в ведении Полевого штаба Реввоенсовета Республики (ПШ РВСР). Перед военной дипломатией ставились задачи изучения вооруженных сил иностранных государств, их военно-экономической мощи, планов обороны, подготовки справочных материалов. Летом 1920 года Реввоенсоветом учреждается институт военных атташе как полномочных представителей РСФСР в странах, с которыми был заключен мир и установлены дипломатические отношения. Определялись и способы добывания необходимых сведений: путем изучения иностранной литературы, изучения периодической печати, непосредственного наблюдения и с помощью агентуры (т. 2, с. 11-12).
Период советского становления был очень сложен. Большинство военных агентов перешли на положение эмигрантов. Осложнилось положение и тех, кто остался, учитывая общее отношение к Советской России. И это все осуществлялось на фоне реорганизации аппарата: в 1921 году ПШ РВСР и Всеросглавштаб были объединены в Штаб РККА, в рамках которого создается Разведупр как центральный орган военной разведки. Особое внимание его было нацелено на организацию и руководство агентурной разведкой, разведкой в тылу противника, добывание образцов военной техники противника, дезинформацию и прочее. По окончании Гражданской войны и по мере установления СССР дипломатических отношений с разными странами мира в сентябре 1926 года в структуре Штаба РККА создается отдел внешних сношений, на который было переложено руководство военным атташатом за рубежом.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, военную дипломатию выталкивало на двустороннее сотрудничество разведок СССР и Германии, которое развивалось медленно и в котором определяющую роль играли аппараты военных атташе (т. 2, с. 19.). Одновременно деятельность ВАТ в Европе нацеливалась на потенциальных противников в лице Польши, Румынии и государств Балтии. Последние не представляли для СССР серьезной угрозы, но их территория могла рассматриваться в качестве плацдарма для агрессии. Большую работу Разведупр вел в Китае, где готовились кадры военных. Но трудно было работать в Японии, особенно с точки зрения подбора кадров. Вообще кадровый голод привел к созданию специальной школы разведчиков. К началу 1941 года с большим трудом удалось заполнить в советских посольствах штаты 14 аппаратов ВАТ и семи аппаратов военно-морских атташе.
В работе большое внимание уделяется противоборству советской и германской разведок как накануне, так и в ходе войны. Гитлер считал, что прежде, чем армия вступит в бой, вражеская армия должна быть деморализована (т. 2, с. 95). В этом духе действовала его агентура, военная разведка - абвер. Дипломатическая и разведывательная деятельность Германии тесно слились друг с другом. Высокая активность ее чувствовалась в странах Балтии, что мы хорошо помним из известного классического фильма «Щит и меч». Пакт о ненападении от23 августа 1939 года нисколько не ограничил действия немецкой агентуры. Во многом решение Гитлера о вторжении в СССР основывалось на ее донесениях, которые говорили о слабости нашего государства. Ситуация заставляла советское руководство уделять Германии особое внимание. В течение всего 1940 года ставилась задача срочно докладывать о всех перемещениях и перевооружении немецких войск вплоть до вопросов их снабжения лыжным оборудованием… и подготовке к действиям в зимних условиях (т. 2, с. 130). Анализ разведывательной информации позволил представить во всем объеме назревавшую для СССР смертельную опасность.
С развертыванием широкомасштабных военных действий на фронте главной целью советской внешней политики и военной дипломатии стало обеспечение наиболее благоприятных международных условий для организации отпора врагу, поиска союзников и недопущения нападения на СССР нейтральных государств. Работа эта усложнялась маневрированием дипломатии и спецслужб США и Англии. Английская и американская стороны очень неохотно шли на то, чтобы брать на себя военно-политические обязательства. Только в июне 1942 года было заключено соглашение между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. В декабре 1943 года в Москву прибыл шеф Управления стратегических служб (УСС) США У.Донован, имевший встречи с руководителем внешней разведки НКГБ П.Фитиным. В ходе визита они достигли договоренности об обмене развединформацией о противнике, о содействии в переброске агентуры ему в тыл, проведении консультаций по ведению диверсионной работы, обмене материалами по диверсионной технике и радиоаппаратуре. Однако, признает автор, это сотрудничество так и не обрело постоянного характера (т. 2, с. 269).
С 1943 года в результате одержанных Красной армией побед в Европе начался новый период национального освобождения. Теперь у военной дипломатии появляется новое направление - помощь в формировании и поддержка освободительных армий в странах Юго-Восточной и Восточной Европы. Среди них была и Народно-освободительная армия Югославии во главе с И.Б.Тито. Возникло и новое направление в работе на Дальнем Востоке. Это представительство Главного командования при штабе американских войск. Вообще с началом войны советские военные дипломаты прекратили свою деятельность в таких странах, как Германия, Финляндия, Венгрия, Италия и Румыния, продолжалась работа в США, Англии, Швеции, Китае, Иране, Турции и Японии, были созданы новые аппараты ВАТ в Канаде, Мексике и Аргентине (т. 2, с. 291).
Военная дипломатия вносила свой серьезный вклад в те победы, которые ковались на фронте. Так, в марте 1943 года из ГРУ поступила информация о переброске германским командованием свежих сил на Восточный фронт. По последующим сообщениям вырисовалась картина накопления вермахтом сил для наступления в районе Орла и Белгорода. Именно на этой информации строилась стратегия советского командования, позволившая одержать победу в битве на Курской дуге. Важнейшую роль военная дипломатия играла в подготовке и проведении встреч Сталина, Черчилля и Рузвельта, а также в принятии ими соответствующих решений и договоренностей, не говоря уже об обеспечении перевода. Советские военные дипломаты присутствовали при развертывании операции «Оверлорд» - высадке союзников на побережье Франции. Именно советскому военному дипломату генерал-лейтенанту К.Н.Деревянко была доверена высокая честь от лица СССР подписать акт о капитуляции Японии. «Долгожданная победа в Великой Отечественной войне, - заключает В.Винокуров, - ковалась усилиями миллионов людей самых разных профессий. Среди них почетное место принадлежит также советским военным дипломатам» (т. 2, с. 392).
Послевоенные годы расширили и усложнили задачи, стоящие перед военной дипломатией в условиях, когда международные отношения приобрели характер напряженного, временами остроконфликтного взаимодействия, пронизанного подготовкой главных мировых соперников к отражению гипотетического взаимного нападения (т. 3, с. 4). Если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, то после войны - с 52. Нужно было решать важнейшие вопросы демилитаризации, послевоенного устройства Германии и действий в военных миссиях связи, решении проблем Японии, реагировать на создание в 1949 году НАТО. Однако в связи с переходом СССР в разряд глобальных мировых держав все большее число государств мира охватывало военное взаимодействие - в Азии, Африке, позднее в Латинской Америке. Создание ОВД институировало отношения военного сотрудничества с государствами Восточной Европы, у СССР появлялись союзники и друзья на Дальнем и Ближнем Востоке. Распад колониальной системы еще больше углубил эти процессы. К концу 1960-х годов СССР уже имел при своих посольствах 36 аппаратов ВАТ, 13 аппаратов военно-морского атташе (ВМАТ) и 5 военно-воздушного атташе (ВВАТ), что диктовалось необходимостью внимательного наблюдения за военно-политической и военно-стратегической обстановкой в различных регионах земного шара (т. 3, с. 110).
Их протокольно-представительской деятельностью руководил Отдел внешних сношений Минобороны СССР. Основные функции военных дипломатов заключались в представительстве своих вооруженных сил в стране пребывания и докладе руководству о событиях в ней на основе информации, получаемой легальными методами. Взаимодействие ВС СССР с армиями других стран поставило необходимость создания 10-го Управления Генштаба с функциями содержания аппаратов советских военных советников и инструкторов в армиях стран народной демократии, что и было сделано в марте 1951 года. Однако спустя десять лет расширение масштабов сотрудничества заставило командование разделить управление собственно на десятку и советскую часть штаба ОВС ОВД (т. 3, с. 120). Особенно большой объем задач ГУ решало в периоды возникновения кризисных ситуаций в мире по оказанию помощи странам и народам, боровшимся за свое национальное освобождение. В рамках ГУ разрабатывались специальные программы по модернизации вооружения и военной техники инозаказчиков на пятилетку и более длительный срок. Только после распада ОВД и СССР на их основе было воссоздано 10-е Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны РФ, которое охватывало частично бывших союзников по ОВД, частично новых партнеров, например Германию, Францию и др.
После Второй мировой войны была реализована идея создания специального учебного заведения для подготовки кадров военной дипломатии. Уже в начале 1946 года была создана Военная академия Красной (затем Советской) армии - ВАСА. Кандидаты на обучение в основном отбирались среди офицеров войскового звена и проходили в течение двух-трех лет проверку на благонадежность и моральные качества. В ее составе был создан военно-дипломатический факультет. Автор справедливо пишет, что основной проблемой нового учебного заведения стал подбор необходимых преподавательских кадров. На инициативу откликнулись известные советские ученые и дипломаты - А.Нарочницкий, А.Трояновский, Б.Иорданский, А.Игнатьев и др. Не меньшее значение для военной дипломатии имело и создание по приказу министра ВС от 5 сентября 1944 года Военного института иностранных языков Красной армии, подготовившего для фронта более 2,5 тыс. языковых и страноведческих специалистов, несших на себе важные боевые функции. Так, переводчик штаба Донского фронта Л.Безыменский принимал участие в допросах плененного фельдмаршала Паулюса (т. 3, с. 133). Судьба ВИИЯ оказалась сложной: институт то реструктурировался, то восстанавливался (в 1965 г.). В 1974 году был трансформирован в Военный институт МО СССР.
Очевидно, к этому времени четко обозначились функции военной дипломатии. Автор перечисляет три основные - консультативную (советническую), когда военный атташе помогал послу по всем военным вопросам, представительскую - своих вооруженных сил и их командования в стране пребывания, и информационную - по сбору информации только легальными способами. При этом подчеркивается, что наряду с добыванием информации в функции ВАТ входит ее анализ и оценка (т. 3, с. 143). С появлением международных организаций военные дипломаты начинают приписываться и к ним. Это относится к Военно-штабному комитету СБ ООН, позже возникнет представительство РФ при блоке НАТО. Вообще нельзя не согласиться с проводимой по ходу повествования мыслью о том, что в послевоенные годы в условиях возрастающей взаимозависимости и информационности, как следствие, усложняющихся международных отношений, необходимости поддержания мира военная дипломатия все больше обретала переговорные функции. Военные делегации работают в качестве наблюдателей и инспекторов, в составе смешанных делегаций по поддержанию международной безопасности, по урегулированию кризисов, демилитаризации и сокращению вооружений.
В.Винокуров рассматривает такие узловые переговорные процессы, как подготовка договоров об ограничении испытаний ядерного оружия, о нераспространении ядерного оружия, об ограничении его подземных испытаний, затем запрещении, об ограничении СНВ, по ПРО, о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, разработка механизмов принятия решений в области контроля над вооружениями - во всех этих важнейших делах не обходилось без участия военных дипломатов и экспертов. Не менее значим и вклад военной дипломатии в переговоры по запрещению химического и бактериологического оружия, по евроракетам, ОСВ, РСМД, ДОВСЕ, где требовалось мнение компетентных и опытных специалистов в погонах. Автор называет поименно военных участников переговоров с нашей стороны.
Отмечая, что на современном этапе развития ситуации в мире возникает ряд принципиально новых проблем, связанных прежде всего с глобализацией, автор ставит во главу исследования проблемы мира и безопасности, в центре которых находятся отношения России и США. При этом в Вашингтоне используют сложившийся в мире порядок для оправдания применения силы в целях преимущественно собственной политики - ослабления своих геополитических конкурентов или захвата позиций в ключевых геополитических регионах мира (т. 4, с. 3). При всей «перезагрузке», отмечает В.Винокуров, между двумя странами сохранялись противоречия в стратегической сфере, что и предопределяло главное предназначение военной дипломатии. Очень важное значение приобрели переговоры об ограничении стратегических наступательных потенциалов, увенчавшиеся Договором от 24 мая 2002 года. Особое значение приобрел пражский Договор о СНВ, в соответствии с которым на треть удалось сократить носители - до 800 единиц суммарно. В два раза сокращено количество ядерных боезарядов - до 1550. Важно и другое - рост мер доверия, что выразилось в сокращении количества ежегодных инспекций с 28 до 18 (т. 4, с. 27). Причем эта сфера охватывала не чисто разоруженческие российско-американские отношения, но и проблемы обеспечения региональной безопасности.
Автор развивает идею относительно того, что провозглашенная с приходом к власти администрации Б.Обамы «перезагрузка» не завершена, а двусторонние отношения остаются непрочными, что подтверждено планами США по развертыванию ЕвроПРО и возможностью асимметричного ответа со стороны России, хотя двум странам в целом и удалось переломить прежнюю тенденцию развития двусторонних отношений по нисходящей (т. 4, с. 39). НАТО приглашает Россию сотрудничать в сфере противоракетной обороны, но при этом включает в ПРО далекие от Ирана или КНДР государства Балтии. В случае вооруженного нападения на любую из этих четырех стран (в том числе Польшу) помощь в отражении агрессии им окажут девять дивизий из США, Великобритании, Германии и Польши (т. 4, с. 44). Если взглянуть, с кем граничат государства Балтии, то станет понятно, против кого нацелены эти «оборонные» планы. Искусство российской военной дипломатии отныне нацелено именно на развязывание такого рода узлов противоречий. Создание единой системы ПРО ТВД России и НАТО, заключает автор, является крайне сложной и дорогостоящей задачей, и Россия от этого ничего не выиграет (т. 4, с. 53).
Значительное место в исследовании уделяется работе над Договором о коллективной безопасности в Европе, идею которого инициировал Президент РФ Д.Медведев в ходе своего визита в ФРГ в июне 2008 года.
Из региональных направлений работы военной дипломатии акцент делается на взаимодействии России, США и стран НАТО в решении афганской проблемы, в ведении переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова. Действия российской военной дипломатии на современном этапе нацелены на то, чтобы максимально способствовать успеху политического диалога, достигшего за последние годы достаточно высокого уровня. И, надо сказать, при ее активном участии происходит формирование и принятие основных внешнеполитических решений. Российские военные продолжают играть важную роль в процессе прекращения гонки вооружений, в разоружении. Многосторонность и усложнение внешнеполитических задач, в свою очередь, ведут к большей загруженности по линии обеспечения связей в военной области, необходимости организации взаимодействия между органами военного управления всех уровней (т. 4, с. 131).
Большое значение военной дипломатии уделено в рамках взаимодействия стран СНГ. В структуре действует Комитет начальников штабов, определяющий концептуальные основы и подходы к формированию системы военной безопасности государств Содружества. С возникновением в 2003 году на пространстве СНГ военно-политической структуры - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), провозгласившей в качестве одной из основных задач борьбу с международным терроризмом, для достижения конкретных договоренностей требуются грамотные усилия военных экспертов стран-участниц и согласование позиций. В ОДКБ имеются Совет министров обороны, Коллективные силы оперативного реагирования, рассчитанные на защиту государств - членов Организации от различных угроз при условии, что они не будут применяться в отношении партнеров России по СНГ и во внутренних конфликтах (т. 4, с. 134). ОДКБ важно налаживать взаимодействие с другими региональными организациями, в частности с НАТО, хотя конструктивный диалог с руководством альянса в силу известных причин не состоялся. Государства - члены ОДКБ особенно заинтересованы в урегулировании ситуации в Афганистане. Принято считать, что присутствие там американских войск в определенном смысле выгодно для России и стран ОДКБ как в плане обуздания терроризма, так и пресечения наркотрафика. Однако практически ни одна из этих задач не решается (т. 4, с. 142).
С образованием Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) между отдельными ее членами, например между РФ и КНР, ведутся регулярные консультации по вопросам обеспечения мира и безопасности, по отказу от вхождения в союзы и блоки, наносящие ущерб интересам одной из сторон (т. 4, с. 151). Также одним из направлений российской военной дипломатии является участие российских военных в операциях по поддержанию мира ООН и ОБСЕ. На 2009 год Россия принимала участие в 11 из 20 проводившихся операций, в которых было задействовано более 300 военнослужащих. Кроме того, в восьми миссиях ООН в качестве военных наблюдателей участвовал 71 российский военный (т. 4, с. 157). Объем и масштабы ВТС России с различными странами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки требуют серьезного обоснования необходимости такого рода сотрудничества и невозможности того, чтобы наше вооружение и боевая техника были развернуты против наших же интересов. Удивительно, но поле применения военной дипломатии на современном этапе не только не сужается, но еще и ширится.
Сразу хотелось бы сказать, что в процессе подготовки такого объемного и сложного труда автор столкнулся с непростой задачей: как увязать проблемно и хронологически процесс становления и развития военной дипломатии с развитием мировых трендов, важнейших мировых событий, с деятельностью отдельных личностей и функционированием организаций, имеющих прямое или опосредованное отношение к военной дипломатии. Ему это в значительной мере удалось.
Исследование содержит богатый фактологический материал, касающийся описания деятельности отдельных выдающихся военных дипломатов, разведчиков, а также представляет их биографические данные, описание отдельных операций, активности иностранных разведслужб и дипломатов, хронологию развития событий, документы, касающиеся военно-дипломатической службы, хотя, как признается В.Винокуров, «всесторонне обрисовать деятельность военных дипломатов даже в четырехтомном сборнике - задача непосильная» (т. 4, с. 167).