ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Интервью С.В.Лаврова венгерской газете «Мадьяр Немзет»

12:15 07.07.2025 •

Вопрос: Действительно ли Россия стремится к достижению мира или все это - попытки выиграть время для корректировки своей военной стратегии – например, путем передислокации войск или мобилизации поставок к линии соприкосновения?

Ответ: Россия была и остается открытой для политико-дипломатического преодоления украинского конфликта. Но речь должна идти, действительно, о прочном мире, а не о перемирии. Нам не нужна пауза, которую киевский режим и его внешние кураторы хотели бы взять для перегруппировки войск, продолжения мобилизации и укрепления военного потенциала.

Устойчивое урегулирование невозможно без устранения первопричин конфликта. Прежде всего, необходимо ликвидировать угрозы безопасности России в связи с расширением НАТО и втягиванием в этот военный блок Украины. Не менее важно добиться соблюдения прав человека на территориях, остающихся под контролем киевского режима, который после 2014 года истребляет все, что связано с Россией, русскими и русскоязычными людьми – русский язык, культуру, традиции, каноническое православие, русскоязычные СМИ.

Необходимо международно-правовое признание новых территориальных реалий, возникших с включением в состав России Крыма, Севастополя, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Их жители определили свою судьбу путем свободного волеизъявления на референдуме. На повестке дня – задачи демилитаризации и денацификации Украины, отмена антироссийских санкций, отзыв всех судебных исков против России и возвращение ее активов, незаконно арестованных на Западе.

Все эти положения должны быть прописаны в юридически обязывающем соглашении о мирном урегулировании. Украине следует вернуться к истокам своей государственности и следовать духу и букве документов, которые создали ее правовую основу. Напомню, что положение о нейтральном, внеблоковом и безъядерном статусе этой страны зафиксировано в Декларации 1990 года о ее государственном суверенитете. В августе 1991 года Верховная Рада приняла «Акт провозглашения независимости Украины», в котором была подтверждена незыблемость положений этой Декларации. Ссылка на «Акт провозглашения независимости» содержится в преамбуле действующей Конституции Украины.

Вопрос: Каково Ваше мнение о ситуации с мирными переговорами?

Ответ: По нашей инициативе и при содействии турецких партнеров в Стамбуле были начаты прямые переговоры с украинской стороной без предварительных условий. 16 мая и 2 июня состоялись два переговорных раунда. Сроки третьего раунда согласовываются. В рамках переговорного процесса достигнуты договоренности по ряду гуманитарных вопросов, связанных с обменом удерживаемых гражданских лиц и военнопленных, в том числе тяжело раненых и больных, а также молодых солдат возрастом до 25 лет, репатриацией на Украину тел более 6 тыс. погибших военнослужащих для погребения.

Нам был передан список 339 детей, потерявших контакт со своими родителями или законными представителями. Это опровергает ложные пропагандистские утверждения Киева о 19 тысячах детей, якобы «похищенных» Россией. В отношении каждого ребенка, включенного в украинский список, проводятся необходимые проверки. Будет сделано все для воссоединения их с близкими.

Аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка готовится встречный список для передачи Киеву. Предварительно в нем 10 детей, находящихся на Украине, и 8 несовершеннолетних в странах Европы. Рассчитываем, что украинская сторона ответственно подойдет к проработке нашего списка и дети воссоединятся со своими родными в России.

Вопрос: Возвращаясь к первопричинам конфликта: Россия утверждала, что этнические русские подвергаются преследованию со стороны украинских властей. Кроме того, Россия ссылалась на перспективу членства Украины в НАТО как на причину для беспокойства. Почему Москва воспринимает это как угрозу, с учётом того, что НАТО является оборонительным альянсом?

Ответ: Русских на Украине преследовали и убивали. Такой курс был взят сразу после госпереворота в Киеве в феврале 2014 года. Захватившие власть националисты пообещали «утопить в крови» не принявший результаты путча русскоязычный Крым и направили на полуостров «поезда дружбы» с боевиками-неонацистами для расправы с крымчанами. В Одессе активистов, не согласных с новой властью в Киеве, сожгли заживо в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года. Никто из виновных в этом преступлении не наказан до сих пор, хотя личности преступников давно установлены, в т.ч. по общедоступным видеоматериалам. После 2014 года. украинские каратели убили более десяти тысяч русских и русскоязычных жителей Донбасса – невинных гражданских лиц.

Киевский режим объявил войну русскому языку и русской культуре. В  нарушение Конституции Украины и международных обязательств Киева в области защиты прав человека и нацменьшинств были приняты законы, запрещающие использование русского языка в сфере образования, науки, культуры, СМИ, рекламе, обслуживании и даже быту, а этнические русские, отказавшиеся отречься от своих предков и традиций, подверглись тотальной дискриминации.

Насильственную украинизацию испытали на себе и другие этнические группы, включая венгерскую, румынскую, польскую, болгарскую, армянскую, белорусскую, греческую. В Будапеште об этом прекрасно знают. Сегодня Россия и Венгрия открыто возвышают голос в защиту своих соотечественников. Мы можем объединить усилия на этом направлении.

Помимо расистских и дискриминационных действий киевского режима в отношении всего русского на Украине, другой причиной конфликта стала многолетняя экспансия НАТО на восток, сопряженная с превращением Украины в военный плацдарм для сдерживания России.

Оборонительным союзом, как заявляют руководители стран НАТО, Североатлантический альянс давно не является. Военные авантюры в Югославии, Ираке и Ливии невозможно объяснить стремлением защитить территорию государств-членов. От кого там оборонялись страны НАТО? Кто на них нападал? Поэтому появление натовских баз на Украине и втягивание ее самой в воинствующий альянс представляет непосредственную угрозу нашей национальной безопасности.

Такое положение дел для нас было бы неприемлемо. Поэтому в конце 2021 года мы попросили США и НАТО предоставить России гарантии безопасности без изменения внеблокового статуса Украины. Наша инициатива была отвергнута. Запад продолжал «накачку» Украины вооружениями для силового решения вопросов Донбасса и Крыма. В итоге нам не оставили иного выбора, кроме как начать специальную военную операцию. Уверен, что любая уважающая страна поступила бы в той ситуации точно так же.

Вопрос: На каком основании Россия заявляет о суверенитете над Крымом и четырьмя недавно аннексированными регионами?

Ответ: Использование термина «аннексия» в данном конкретном контексте неуместно и неприемлемо. В соответствии с международным правом в Крыму, Севастополе, ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях состоялись референдумы, на которых подавляющее большинство их участников при очень высокой явке высказались за воссоединение с исторической Родиной – Россией. Таким образом, было реализовано право народов на самоопределение, закрепленное в Уставе ООН. Это и есть основание, на котором Россия осуществляет суверенитет над упомянутыми территориями.

Почему-то на Западе, когда вспоминают про Устав ООН, цитируют его строго избирательно, выдергивая, например, только территориальную целостность (п.4 ст. 2 Устава). При этом игнорируют право народов на самоопределение (п.2 ст. 1) и обязательство соблюдать «права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (п.3 ст. 1). Это чистой воды манипуляция и проявление двойных стандартов.

Напомню, что в 1970 г. – после многолетних дебатов Генассамблея ООН консенсусом приняла Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В ней зафиксировано, что принцип территориальной целостности применим к государствам, правительства которых соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов и вследствие этого «имеют правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».

Любому неангажированному наблюдателю очевидно, что киевский режим, возведший русофобию в ранг государственной политики, не представляет население русскоязычных регионов Украины, включая Крым, Севастополь, Луганск, Донецк, Запорожье и Херсон. Как я уже отметил, людям, которые считают себя русскими и хотят сохранить свою идентичность, язык, культуру, религию, прямо дали понять, что на Украине они – граждане второго сорта, чужаки. Например, в 2021 году. В.Зеленский публично называл жителей Юго-Востока страны «существами», призвал их «ради будущего их детей и внуков убираться в Россию». Можно сказать, что они и последовали совету этого деятеля, проголосовав за возвращение «домой» – в Российскую Федерацию. Поскольку киевский режим население этих регионов не представляет, то, согласно международному праву, претендовать на то, чтобы принцип территориальной целостности применялся к украинскому государству в его нынешнем виде, он не может.

Вопрос: Мы также хотели бы спросить о российско-венгерских отношениях. Президент России В.В.Путин неоднократно называл их «прагматичными». Как это следует понимать в контексте текущего двустороннего сотрудничества?

Ответ: Ценим взвешенную линию венгерского руководства, которое, вопреки постоянному давлению со стороны натовского и есовского Брюсселя, придерживается прагматичного курса в отношениях с нашей страной.

Невзирая на антироссийские санкции, развиваются двусторонние торгово-экономические связи. Продолжается успешная реализация флагманского проекта нашего сотрудничества – расширение и модернизация АЭС «Пакш». В настоящее время на площадке ведутся активные работы. Сооружение всех объектов строительно-монтажной базы станции предполагается завершить к концу 2025 года.

Планомерно осуществляются поставки российских углеводородов. Россия дорожит репутацией надежного поставщика, готова к взаимодействию с венгерскими партнерами по всем возникающим вопросам.

В целом видим хорошие перспективы для дальнейшего диалога с Будапештом на основе взаимной выгоды и учета интересов друг друга.

Вопрос: По сообщениям нескольких западных разведывательных агентств, существуют доказательства того, что Президент России В.В.Путин намеревается «оккупировать» Старый Свет или расширить российское влияние в Европе. Европейские политические лидеры часто повторяли эти заявления. Как Российская Федерация реагирует на такие обвинения? Наконец, когда Россия намерена «оккупировать» Европу?

Ответ: Подобные обвинения, действительно, имеют место быть. Мы их слышим. Возможно, выдвигающие их знают о планах России больше, чем мы сами. По крайней мере, нам о наших «планах напасть на Европу» и, тем более, «оккупировать» ее, ничего не известно.

Если говорить серьезно, наверно, не далеки от истины те эксперты и аналитики, которые считают, что правящие круги стран Европы и Северной Америки усиленно создают из России образ врага, чтобы сплотить население, уставшее от социальных и экономических проблем. Постоянно демонизируют нашу страну при помощи манипуляций в информационном пространстве. В общественное сознание внедряют тезис о якобы вынашиваемых российским руководством имперских амбициях.

Вполне вероятно, что, раздувая мифическую российскую угрозу, они стремятся отвлечь внимание от своих неудач в решении реальных проблем. Таких, как инфляция, рост безработицы, падение реальных доходов граждан, нелегальная миграция и связанный с ней разгул преступности.

Нас печалит и тревожит, что именно «объединенная Европа» раскручивает маховик русофобии, перезапускает военно-промышленный комплекс и зовет на борьбу с Россией. Евросоюз ускоренными темпами из интеграционного объединения переродился в военно-политический блок, своего рода придаток НАТО. Это опасная тенденция, которая может иметь самые далеко идущие последствия для всех европейцев.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати