Публикация подготовлена в рамках работы по теме НИР «Юг России в условиях общественно-политических трансформаций (XVIII-XXI вв.)» в рамках Государственного задания ЮНЦ РАН на 2025 г. (00-25-17, № государственной регистрации 125011200150-2 , шифр FMRE).

 

В разрешении непростой ситуации, сложившейся в российско-грузинских отношениях, особое значение имеют социокультурные и духовные основы грузинского общества, весомая роль Грузинской православной церкви. В данной статье церковь рассматривается не столько как религиозная структура, сколько в качестве социокультурного института, демонстрирующего высокую эффективность в сохранении идентичности и государственности.

Многовековая история православия в других странах подтверждает этот тезис. Поэтому геополитические противники традиционалистского мира называют православие одним из объектов, подлежащих первоочередному уничтожению. Можно выделить три основных варианта реализации этого намерения.

Первый, наиболее явный путь, демонстрирует киевский режим, который с 2014 года взял курс на создание новой поместной церкви. Появление в 2018 году ПЦУ и вручение ей в 2019 году Константинополем томоса, не признанного Московским патриархатом, положили начало массовым гонениям как под видом законов1, так и в форме криминального произвола (захваты храмов, избиения священников и прихожан, глумление над святынями и т. п.).

Другой вариант разрушения традиционного института реализуется в отношении Православной церкви Молдовы. Румынская православная церковь, претендуя на получение ее канонической территории, в 1992 году решением Синода создала Бессарабскую митрополию2. Между церковными структурами нарастает конфронтация, проистекающая из нарушения положения, заключенного ранее православными церквями. По существу, политическая элита Румынии стремится осуществить аннексию Молдавии, в том числе и в конфессиональной сфере.

В Армении премьер-министр Н.Пашинян развернул кампанию против Католикоса Армянской апостольской церкви Гарегина II. По оценкам экспертов, Пашинян стремится захватить контроль над церковной структурой, которая осталась последним государственным институтом Армении, независимым от главы правительства, и способна возглавить протестные движения3.

Приведенные примеры иллюстрируют значение, которое имеют религиозные институты, прежде всего в социумах с устоявшимися традиционалистскими установками.

 

Ситуация в Грузии весьма неоднозначна, в том числе из-за сложных отношений с Россией. Страны относительно недавно воевали и расторгли дипломатические отношения. Однако же на практике между ними развиваются взаимовыгодные связи, Грузия отказывается участвовать в западном фронте против России. По итогам 2024 года РФ входит в число трех основных торговых партнеров Грузии4.

Следует отметить, что осложнение отношений Грузии с Западом не привели к кардинальному улучшению отношений с Россией. Однако, при сохранении основных параметров, появились значимые факторы и тенденции, способные привести к позитивным переменам в обозримой перспективе. Содержанием нынешних российско-грузинских отношений стала прагматизация, основанная на учете экономических, географических и иных реалий.

При определенном сходстве ряда условий и параметров с другими государствами постсоветского пространства, грузинская внешняя и внутренняя политика, механизмы выработки и принятия решений национальными элитами - значительно отличаются. Основным элементом ожидаемых перемен может стать рационализация отношения правящей партии «Грузинская мечта» к стремлению в ЕС и НАТО, а также возросшее понимание значимости экономических реалий, прежде всего отношений с северным соседом. Этому в немалой степени способствовало затягивание темпов евроинтеграции и разочарование грузинской стороны в натовских гарантиях. Тем не менее до настоящего времени жесткая риторика грузинских политиков и пресловутые «красные линии» (относительно статуса Абхазии и Южной Осетии) не позволяют нормализовать отношения, но определенное понимание необходимости этого присутствует.

Паллиативом для прерванных дипломатических отношений стал с 2012 года формат переговоров спецпредставителей правительств РФ и Грузии «Карасин - Абашидзе»5. Женевские дискуссии и регулярные встречи в Праге заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с РФ Зураба Абашидзе способствовали подвижкам в сфере транспортных коммуникаций, таможенного администрирования и товарооборота. Со стороны Москвы были сделаны встречные шаги: возобновлено авиасообщение, отменены визы для граждан Грузии, сняты рекомендации россиянам не посещать Грузию. И тем не менее скорой и желаемой нормализации российско-грузинских отношений пока прогнозировать нельзя.

 

Для понимания современного состояния российско-грузинских отношений необходимо вспомнить развитие ситуации после «пятидневной войны». В 2012 году партия «Грузинская мечта» победила на выборах «Единое национальное движение» Михаила Саакашвили, а с 2014 года очаг конфронтации между Россией и Западом смещается с Закавказья на Украину. Сторонники победившей партии более трезво оценивали положение страны и в осложнившейся международной обстановке делали взвешенные шаги в парадигме «стратегического терпения»6.

Данный момент важен, поскольку это - основа политики правительства Грузии в определенной степени схожа с психологической моделью христианского смирения. «Стратегическое терпение» не означает отказа от намеченных целей, но лишь подразумевает терпеливое движение к возврату утраченного и курсу на долгосрочное и бесконфликтное выстраивание отношений с Россией, к полному отказу от эскалации. При этом Грузия сохраняет курс на интеграцию с ЕС и НАТО, но лишь посредством дипломатических и политических методов. Таким образом, нынешним руководством страны выбрана стратегия мирного решения проблем средствами дипломатии и постепенное укрепление своих позиций.

Запад, несмотря на отказ Грузии от участия в ряде конфронтационных схем, предпринимал шаги для удержания и закрепления Грузии в сфере своего влияния. Так, было подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, введен безвизовый режим и т. п.

Взвешенная политика принесла плоды: была достигнута определенная стабилизация в социальной и экономической сферах, эффективные меры противодействия сторонникам Саакашвили повысили рейтинг «Грузинской мечты» и принесли ей решающий перевес в борьбе с оппозицией. Правящая партия успешно участвовала в выборах всех уровней, сумев преодолеть и массовые уличные протесты, и открытое противодействие Президента Саломе Зурабишвили.

Однако подобный курс все более раздражал западных партнеров, заговоривших об упадке демократии и усилении пророссийского влияния в Грузии. И тем не менее вопреки обвинениям победившие силы не предприняли каких-либо кардинальных шагов к сближению с северным соседом.

Важно отметить, что современные грузинские элиты довольно самостоятельны в подготовке и принятии решений, они далеко не всегда согласны идти на поводу у доминирующих стран и объединений современного мира, предпочитая следовать собственной логике. Даже после «пятидневной войны» Тбилиси продолжал экономические связи с РФ и не присоединился к санкциям, что помогло сохранить относительную стабильность экономики страны.

Самостоятельность грузинского истеблишмента не позволила втянуть страну в прямое вооруженное противостояние с Россией после начала СВО в 2022 году, несмотря на жесткое и массированное давление. Это заметно ухудшило отношения с Западом, что ярко проявилось после принятия Парламентом законопроекта «О прозрачности иностранного влияния»7, ограничившего внешнее финансирование неправительственного сектора. Лидеры западного блока остро восприняли эту инициативу, подрывавшую их возможности влиять на внутриполитическую
ситуацию в независимом государстве.

Однако необходимо помнить, что самостоятельность сегодняшних правящих элит Грузии не означает пророссийских симпатий. Напротив, большинство официальных лиц страны периодически заявляют о необходимости последующей «деоккупации» Абхазии и Южной Осетии, а также делают практические шаги к евроинтеграции и сближению с НАТО, при этом сохраняя независимость и в отношении Запада. Так, когда Европарламент проявил недовольство итогами выборов Парламента Грузии в 2024 году и потребовал новых досрочных выборов, партия «Грузинская мечта» начала «заморозку» процесса евроинтеграции, а грузинская делегация прекратила работу в ПАСЕ. Аналогичным образом и по тому же поводу «подморозили» партнерство с Соединенными Штатами.

В завершение следует отметить, что евроатлантическая ориентация поддержана большинством грузинского общества, однако разлад с партнерами углубляется, причем по вине Запада, требующего от партнеров безоговорочного подчинения любым указаниям, зачастую - в ущерб собственным интересам и суверенитету. Очевидно, что большинство представителей грузинского истеблишмента не устраивает подчиненная роль в геополитической игре, они стремятся к самостоятельности и защите национальных интересов. Правительство республики обвиняют в намерениях вернуться к советскому типу управления, но при нынешних настроениях в стране это маловероятно. Однако вполне возможно расширение и интенсификация экономического взаимодействия с Россией, даже с учетом ограничений из-за проблемы Абхазии и Южной Осетии. Таким образом, предпосылки для нормализации и развития двусторонних отношений имеются. Москва сделала ряд серьезных шагов навстречу Тбилиси, слово за ними.

 

Изложенное позволяет сделать определенные выводы.

Прежде всего, понимание грузинскими элитами национальных приоритетов и отстаивание интересов своей страны логично ведет к отказу от слепого следования указаниям из Вашингтона и Брюсселя, является залогом развития прагматичной политики, выстраивания взаимовыгодных постоянных отношений, основанных на признанном праве и в рамках существующих институтов.

Сохранение традиционалистских основ современной Грузии и особая роль Грузинской православной церкви в развитии страны означает следование устоявшимся социокультурным паттернам, руководство христианскими ценностями и устоями, что, в частности, не позволяет большинству грузинского социума воспринимать девиантный менталитет и подчиняться деструктивным схемам поведения, насаждаемым извне8.

Претенденты на вступление в Евросоюз и НАТО должны проявить полную лояльность, а именно - разрушить традиционные устои и уничтожить ценности своих стран. Однако западная мода на крайний индивидуализм, бездетность и размывание гендерных ролей разбивается об особенности грузинского общества, включающие гостеприимство и уважение к старшим, главенство семейных ценностей и патриархальных устоев. Важную роль играет и привязанность к народным традициям, застольям (супра), оптимистичному восприятию жизни, позитивной роли национальной кухни, виноделия и своеобразной музыки, всего, что образует богатую разностороннюю культуру и способствует сохранению национальной идентичности, а по сути государственности.

Парадоксально, но обострение российско-грузинских отношений привело к избавлению от иллюзий и дало конструктивные результаты. Испытав последствия разрыва связей, политики и народы двух стран поняли, что взаимная изоляция не принесет позитивных плодов, тогда как разноплановое сотрудничество, туристический обмен и многое другое будут способствовать взаимообогащению и дальнейшему развитию.

 

 

1Закон Украины от 20.08.2024 №3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» // Законодательство стран СНГ // URL: https://base.spinform.ru/spisdoc.fwx (дата обращения: 20.09.2025).

2Бессарабская митрополия // Православная энциклопедия // URL: https://www.pravenc.ru/text/78250.html (дата обращения: 20.09.2025).

3Почему Пашинян начал атаку на армянскую церковь именно сейчас // РБК. 26.06.2025 // URL: https://www.rbc.ru/politics/26/06/2025/685d2cb69a79477a7c920685 (дата обращения: 20.09.2025).

4Двали Г. Товарооборот между Россией и Грузией превысил 640 млн долларов // Коммерсантъ. 28.04.2025 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/7692448 (дата обращения: 20.09.2025).

5Ответ статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел России Г.Б.Карасина на вопрос информагентства «Россия сегодня» // МИД РФ. 11.07.2015 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1511688/ (дата обращения: 20.09.2025).

6Сучков М.А. Американская концепция «стратегического терпения» как модель реинтеграции Абхазии и Южной Осетии в Грузию // Вестник Волгоградского госуниверситета. Сер. 4. Ист. 2011. №2 (20). С. 114.

7Плетнева С. Парламент Грузии принял американскую версию Закона об иноагентах // Forbes, 01.04.2025 // URL: https://www.forbes.ru/society/534027-parlament-gruzii-prinal-amerikanskuu-versiu-zakona-ob-inoagentah (дата обращения: 20.09.2025).

8Семенова О.В. Грузинская православная церковь: неизменный вектор следования // Международная жизнь. 2025. №1. С. 18.