Публикация подготовлена в рамках работы по крупному научному проекту Минобрнауки РФ «Южный вектор национальной безопасности в условиях геополитических и климатических вызовов» (2024-2026 гг., № госрегистрации ЕГИСУ НИОКТР 124042700011-6).

 

В 2025 году Южный научный центр РАН продолжил работу по крупному научному проекту «Южный вектор национальной безопасности в условиях геополитических и климатических вызовов». В числе основных задач проекта намечена идентификация геополитического статуса Большого Юга России. Данный термин пока не является общепризнанным, но используется при исследовании и описании процессов, обусловленных динамичными изменениями на Юге страны.

Нарастание геополитической напряженности влияет на изменения конфигурации регионов. Объединение ЮФО, СКФО и воссоединенных территорий Донбасса в макрорегион позволит консолидировать усилия и ресурсы на приоритетном геостратегическом направлении, сконцентрироваться на общих задачах развития, экономических и геополитических целях страны, развитии социокультурной общности населения. Динамичные изменения внутри и вокруг макрорегиона проявляются во взаимодействии его субъектов, на него проецируются воздействия внерегиональных игроков, глобальных центров силы или блоковых структур, стремящихся закрепиться в узловых точках планеты и расширить собственные возможности реализации геополитических проектов.

Среди тенденций развития международной обстановки вокруг Большого Юга России выделяется ситуация на Украине и в ряде субъектов Южного Кавказа.

Будущее Украины - «Руина 2.0»?

После выхода из состава СССР Украина стала объектом геополитических манипуляций и усилиями западной коалиции превращена в «анти-Россию». С началом СВО Украина использовалась коллективным Западом в попытке победить РФ на поле боя, чтобы создать на этой территории «санитарный кордон» и зону управляемого конфликта. Однако противники России допустили ряд стратегических просчетов и попали в системный кризис, Украина приближается к поражению и закрепляется в роли несамостоятельного лимитрофа - shatter belt (в подобных ситуациях понимается как «разделительный пояс», или «зона раздробления»)1. Отметим, что относительно лимитрофных зон и входящих в них стран существует общая закономерность «растягивания» в разных направлениях, как правило, в интересах внерегиональных игроков2.

Основой «растягивания» служит растущий интерес к ресурсам страны. Коалиция западных стран строит планы ввода десятков тысяч военнослужащих именно в районы с полезными ископаемыми, ключевыми портами, транспортными артериями. Подобные ситуации были в истории Украины: «Руина» XVII века завершилась разделом земель, а распад на более чем 60 «самостийных» территорий в годы Гражданской войны XX века привел к оккупации Германией и Австро-Венгрией. В настоящее время специалисты говорят о перспективах «полной распродажи» Украины3. Основания для подобных оценок добавляют скандальные ситуации вокруг украинских черноземов4, а также прозвучавшее в феврале 2025 года предложение Дональда Трампа о помощи в обмен на доступ к редкоземельным металлам и «другим товарам»5.

Развитие ситуации прогнозировать трудно, но приходится констатировать, что на юго-западных рубежах РФ сложился очаг нестабильности, источник террористической угрозы, опорная база для реализации враждебных устремлений. В подобных условиях выбор действий предопределен: необходимо демонтировать враждебный режим и укреплять безопасность юго-западной границы.

Закавказский узел противоречий

Сложная ситуация складывается на Южном Кавказе. Деградируют некогда союзнические отношения России с Арменией, резко усиливается антироссийская риторика Азербайджана, находящегося в сфере влияния Турции и разделяющего идеи неоосманизма. Современную повестку в регионе определяют экономические и политические устремления стран, стремящихся вытеснить Россию из Закавказья. Пока силы и ресурсы России сконцентрированы на юго-западной границе, азербайджанский президент пытается реализовать свои интересы.

Показательна возмущенная реакция И.Алиева и В.Зеленского в связи с ударами ВС РФ в августе этого года по азербайджанской нефтебазе SOCAR, расположенной на территории Украины и критически важной для обеспечения ВСУ. Резкий тон их совместного выступления объясняется не только потерей нефтебазы, но, видимо, и опасениями относительно возможного срыва крупного проекта транзита азербайджанского газа по Трансбалканскому коридору. Предполагалось, что он вытеснит европейские поставки российского газа, но сейчас риски этого маршрута отпугивают европейских трейдеров6.

Великобритания, основной инвестор Азербайджана, наращивает капиталовложения и оказывает значительное влияние на организацию проектов в нефтегазовом секторе страны, проявляя интерес и к другим активам, в частности к золотодобывающему сектору. Рост инвестиций компании «BP» после начала СВО может быть элементом стратегического замысла по формированию источников и каналов поставок энергоресурсов, альтернативных российским. Основания для таких планов дает непростая ситуация в азербайджанской экономике. Так, треть бюджета Азербайджана формируют продажи углеводородов7, что усиливает зависимость от внешних экспортных рынков. Экономика страны может увязнуть в нынешнем состоянии и не достичь уровня, необходимого для развития технологически сложных производств, перейдя в стагнацию, что способствует усилению воздействия внешних субъектов влияния.

Транспортный коридор TRIPP - путь к развитию или путь к конфликту

Активизация США в Закавказье проявилась в организованных Трампом переговорах лидеров конфликтующих государств - И.Алиева и Н.Пашиняна. В подписанной ими декларации отмечена важность разблокировки региональных коммуникаций. Намечено создать транспортный коридор по территории Армении между западной частью Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой. В этой ситуации Азербайджан, рассчитывающий на роль транспортного узла Евразии, должен будет соотносить свои планы с тем фактом, что маршрут TRIPP призван изменить региональный баланс сил в пользу США, и не только потому, что предполагает присутствие американской ЧВК8. По коридору планируется поставлять азербайджанские энергоносители через Турцию в Европу взамен российских, а США намерены получить управление коридором на 99 лет, что позволит им серьезно влиять на цены поставок и иные параметры.

Реализация маршрута Трампа также ущемляет интересы Ирана, поскольку коридор осложнит его черноморскую торговлю, а вооруженные силы США по соседству усилят угрозы безопасности. В целом это обострит ситуацию в регионе и может создать новый очаг конфликтности с участием США, Ирана и России9

Пока рано говорить об однозначном доминировании США в Закавказье. Россия сохраняет многие рычаги влияния. Однако, стремясь перехватить инициативу, США принимают ответственность за мир и стабильность в неспокойной ситуации, но не имеют гарантий, что Баку и Ереван постоянно будут следовать указаниям Вашингтона. И тем не менее американцы всерьез претендуют на лидерство в регионе, намереваясь кардинально изменить транспортно-энергетическую и политическую архитектуру Южного Кавказа в свою пользу. Реакцию России прогнозировать сложно, она зависит от результатов СВО и многих политических реалий. Вероятен вариант переговоров с США и Арменией об участии РФ в проекте TRIPP в качестве третьей стороны. Это компромиссный способ обеспечить интересы России и ее союзников. В любом случае следует исходить из прагматических интересов в регионе, важном как для развития Большого Юга страны, так и в геополитическом плане.

Борьба за субъектность в новом прагматизме Грузии

В российско-грузинских отношениях после войны 2008 года и разрыва дипломатических отношений наблюдается рост показателей экономических связей, увеличение туристического потока. После начала СВО Грузия отказалась открывать «второй фронт» против России, хотя на нее оказывали мощное давление, напротив, она демонстрирует независимость политического курса. Отстаивание культурного самоопределения и собственных интересов привлекают внимание многих политических лидеров. В связи с независимостью Тбилиси от Брюсселя Виктор Орбан отметил: «Все завидуют Грузии - и мы тоже»10.

Перезагрузка российско-грузинских отношений и избавление от иллюзий привели к прагматическому взаимодействию. Элиты и значительная часть населения понимают и реально оценивают перспективы республики в западном блоке - оставаться разменной монетой в борьбе за чужие интересы. Одновременно они видят динамику кооперации стран Мирового большинства и заинтересованы участвовать в процессе образования и развития разноплановых связей. Безусловно, Тбилиси не является союзником Москвы и по-прежнему сохраняются риски ущемления российских интересов в республике - не столько из-за ригоризма грузинских властей, сколько из-за активности Турции, претендующей на доминирование в регионе. Однако при всех противоречиях можно надеяться, что принципы прагматичного суверенитета получат развитие в Грузии и не исключено, что образуют модель выстраивания нейтрально-позитивных отношений с другими акторами на постсоветском пространстве.

«Страна души» и больших возможностей

Конструктивные подходы к отношениям с Абхазией и рациональность, проявленная Россией в ситуации, когда местный парламент отказался ратифицировать инвестиционное соглашение с РФ, привели к положительному результату11. Однако развитие российско-абхазских связей тормозят опасения местных элит относительно размывания коренного этноса, а также экономического поглощения северным соседом, хотя практика показала, что дистанцирование от Москвы приводит лишь к росту турецкого влияния. Между тем при разумном подходе вполне возможен баланс развития абхазской государственности и подъема экономики с опорой на российские бизнес и науку, о чем свидетельствует среди прочего и многолетнее сотрудничество Академии наук Абхазии с Южным научным центром РАН.

Одним из инфраструктурных проектов, реализация которого способна укрепить системную связанность и улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе, может стать восстановление железнодорожного маршрута «Россия - Абхазия - Грузия - Армения», прерванного в начале 90-х годов прошлого века. Определенные выгоды могут подтолкнуть Грузию к соглашению с Россией и поиску путей преодоления препятствий, мешающих восстановлению транспортной артерии, таких как статус участия Абхазии, разные подходы
к организации контроля над инфраструктурой, проблемы безопасности, распределение экономических выгод и другие12. Можно применить опыт экономического взаимодействия стран, не имеющих дипотношений (Армения и Турция, Китай и Тайвань, а также др.). Основные препятствия имеют политический характер и, если возобладают прагматические соображения, вполне могут быть преодолены.

 

В целом конкуренция за влияние на Южном Кавказе будет расти. Наряду с Россией и США на политико-экономические выгоды претендуют Великобритания и Турция. Устремления претендентов порождают разного рода неформальные блоки. Однако разнонаправленные мотивы одного государства нередко вынуждают его действовать в интересах разных блоков. Очевидно, что на Южный Кавказ распространяется проблематика Ближнего Востока.

Существуют различные угрозообразующие факторы, требующие внимания и регулярного контроля, поскольку давление на Россию нарастает. Одна из наиболее серьезных угроз безопасности на Юге страны связана с возможным усилением этносепаратизма, сохраняется деструктивный потенциал нескольких тысяч боевиков - выходцев из республик Северного Кавказа, участвовавших в боевых действиях ИГ в Сирии и Ираке. Экстремистски настроенные лица формируют основу «спящих» террористических ячеек на Северном Кавказе.
На этот фон накладывается новый уровень террористических акций, практикуемых киевским режимом, что может создать весьма опасную смесь.

Среди попыток сыграть на этнических проблемах выделяется попытка разжигания антироссийских настроений среди потомков северокавказских мухаджиров, сформировавших национально-культурные объединения в Турции. Наиболее активно «черкесский проект» пытались реанимировать в преддверии сочинской Олимпиады-2014, но тогда результаты приложенных усилий не оправдали затрат. Тем не менее проект не сворачивают, периодически проводятся соответствующие конференции, выдвигаются требования признать геноцид черкесов и т. п.

Выводы, прогнозы, предложения

  1. Вокруг Большого Юга России сосредоточены многие угрозы безопасности геополитического, этнического, экономического и иного характера. Развитие макрорегиона требует наличия мощного стабильного ядра. Во втором десятилетии XXI века удалось стабилизировать обстановку на Северном Кавказе, благодаря чему на Юге страны развивается агропромышленный сектор, созданы передовые предприятия перерабатывающей и добывающей промышленности, стабилизируются демографические показатели. Наряду с рисками и угрозами безопасности здесь сосредоточены и новые возможности экономического роста, развития международного сотрудничества.
  2. Большому Югу отводится роль важного узла в развитии политико-экономического пространства России: участие в создании новых инфраструктур в сфере транспорта, энергетики и энергоресурсов, финансов, информационного и культурного обмена, а также иных коммуникаций, соответствующих глобальным изменениям, которые ожидаются в ближайшие 10-15 лет. Поскольку возникают новые линии взаимообмена, ориентированные с севера на юг, необходимо создание и регулирование глобальной системы транспортно-логистического управления, в том числе консорциума для координации национальных перевозочных систем в рамках международных транспортных коридоров.
  3. России предстоит вносить серьезные коррективы в свою политику на постсоветском пространстве с учетом активизации устремлений геополитических конкурентов и возвращения войны в число обыденных форм межгосударственных отношений. Внешнеполитические приоритеты будут определяться критерием относимости соседних государств к зоне жизненных интересов страны13, что позволит сконцентрироваться на ключевых направлениях при соблюдении внешнеполитических балансов, а именно: не допускать ущерба российским интересам, но и не обременять государство излишней ответственностью и обязательствами. В этой связи, учитывая размывание основ идентичности стран Запада на фоне постепенной консолидации Мирового большинства вокруг совпадающих интересов, ключевой задачей ближайшего времени становится формирование целей развития, идей и смыслов, понятных и привлекательных для населения России и представителей других государств, иных культур.

 

 

1Gosar A. The Shatter Belt and the European Core - A Geopolitical Discussion on the Untypical Case of Slovenia // GeoJournal - Spatially Integrated Social Sciences and Humanities. 2000. October. Vol. 52, 2 (2): 107-117. doi:10.1023/A:1013306804212

2Рябцев В.Н. Геополитическое пространство современного мира в региональном измерении (опыт морфологического анализа) / Отв. ред. А.М.Старостин; науч. ред. М.Д.Розин. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2018. С. 182.

3Совина М. Экс-сотрудник Госдепа США предрек распродажу Украины // Lenta.ru. 03.05.2025 // URL: https://lenta.ru/news/2025/05/03/eks-sotrudnik-gosdepa-ssha-predrek-rasprodazhu-ukrainy/ (дата обращения: 18.08.2025).

4Who Really Benefits from the Creation of a Land Market in Ukraine? // The Oakland Institute. 06.08.2021 // URL: https://www.oaklandinstitute.org/our-take/who-really-benefits-creation-land-market-ukraine (дата обращения: 18.08.2025).

5Хандошко Ю. Плата за помощь: получит ли Трамп редкие металлы Украины // Forbes. 11.02.2025 // URL: https://www.forbes.ru/mneniya/530578-plata-za-pomos-polucit-li-tramp-redkie-metally-ukrainy?ysclid=mf418oh7np213238153 (дата обращения: 18.08.2025).

6Алифирова Е. Украина хочет продолжить поставки газа из Азербайджана по Трансбалканскому коридору // Neftegaz.ru. 18.08.2025 // URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/897370-ukraina-khochet-prodolzhit-postavki-gaza-iz-azerbaydzhana-po-transbalkanskomu-koridoru/?ysclid=mf41gm7n4q985031371 (дата обращения: 18.08.2025).

7Ограничения многовекторной политики Азербайджана // Институт изучения мировых рынков. 04.07.2025 // URL: https://worldmarketstudies.ru/article/mezdu-diversifikaciej-i-zavisimostu-ogranicenia-mnogovektornoj-politiki-azerbajdzana-2/ (дата обращения: 18.08.2025).

8Рюмшин В. Закавказский TRIPP // За рубежом. 13.08.2025 // URL: https://zarubejom.ru/events/zakavkazskiy-tripp-/ (дата обращения: 18.08.2025).

9Нури А. Почему Иран обеспокоен мирным соглашением Армении и Азербайджана // Россия в глобальной политике. 26.08.2025 // URL: https://globalaffairs.ru/articles/iran-obespokoen-nuri/ (дата обращения: 18.08.2025).

10Ларин Ю. Грузия: «Мы не допустим произвола и насилия против грузинского государства» // Международная жизнь. 02.07.2025 // URL: https://interaffairs.ru/news/show/52080 (дата обращения: 18.08.2025).

11Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой. Москва, 25 декабря 2024 г. // МИД РФ. 25.12.2025 // URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1989140/#%D0%BE27 (дата обращения: 18.08.2025).

12Мартиросян А. Абхазская железная дорога как балансир «маршрута Трампа» // Россия в глобальной политике. 20.08.2025 // URL: https://globalaffairs.ru/articles/marshrut-trampa-martirosyan/ (дата обращения: 18.08.2025).

13Семенов В.С. Российская дипломатия в меняющейся системе международных отношений. Политологическое измерение // Международная жизнь. 2025. №1. С. 26.