Платформа БРИКС объединяет десять географически отдаленных, но идеологически близких стран, которые поддерживают курс на формирование полицентричного миропорядка, а также стремятся к укреплению своего технологического суверенитета. Ассоциация доказала свою востребованность среди государств Глобального Юга - в 2024-2025 годах к Бразилии, России, Индии, Китаю и Южно-Африканской Республике в статусе полноправных членов присоединились Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия, а позднее Индонезия.
Двукратное расширение формата сделало актуальным определение перспективных областей, которые помогут стимулировать вовлечение новых партнеров в разноплановую работу БРИКС. Потенциалом обладает образовательное сотрудничество, поскольку его углубление отвечает интересам стран объединения в получении международного опыта по подготовке высококвалифицированных кадров для инновационного развития своей промышленности. В этом контексте цифровизация кооперации в образовании предоставляет дополнительные возможности для создания гибких совместных программ, а также преодоления географических расстояний и финансовых ограничений.
Вопросы цифровизации сотрудничества в различных областях входят в список приоритетов для БРИКС и нашли отражение в пунктах 40, а также 57-61 итоговой декларации XVII саммита объединения, который прошел 6-7 июля 2025 года в бразильском Рио-де-Жанейро [1]. Тем не менее потенциал цифровых платформ как двигателей сотрудничества в сфере высшего и среднего профессионального образования в странах БРИКС не реализован в полной мере из-за ряда политических, нормативных, технических и социокультурных вызовов. Таким образом, важнейшей исследовательской задачей является определение новых механизмов, которые позволят ускорить цифровизацию образовательного взаимодействия на разных уровнях внутри БРИКС с учетом стратегических приоритетов развития России.
Мировые тенденции в цифровизации образования
Пандемия коронавируса 2020-2023 годов [2] способствовала активизации практик по внедрению цифровых инструментов и платформ для дистанционного обучения. Мировой процесс цифровизации образования отличается неравномерностью в связи с различиями в уровнях технологического развития отдельных стран. В настоящее время цифровизация образовательной системы имеет три устойчивые тенденции на мировом уровне.
Во-первых, стоит обратить внимание на растущее использование нейросетей в различных форматах. Данные технологии имеют потенциал для применения как в процессе обучения, так и управлении образованием. В частности, нейросети могут быть полезным инструментом для анализа академических результатов обучающихся в течение года или нескольких лет. Полученные данные позволят адаптировать учебные программы для повышения вовлеченности студентов и роста эффективности занятий [3].
Во-вторых, развитие цифровых технологий может внести вклад в повышение мотивации и заинтересованности обучающихся, что играет важную роль в улучшении качества образования. Так, нейросети могут генерировать отдельные учебные материалы, чтобы разнообразить учебный процесс. В этом контексте необходимо обратить внимание на феномен геймификации в образовании, которая является положительным фактором в деле повышения мотивации к обучению. Геймификация способствует вовлечению обучающихся в процесс приобретения знаний, умений и навыков, что отвечает интересам современного поколения студентов [4]. Тем не менее бесконтрольное использование студентами нейросетей несет в себе риски для процесса получения знаний, поскольку вместо развития собственных навыков обучающиеся будут все чаще обращаться за ответами к нейросетям. Более того, появляется опасность получить недостоверную информацию, так как содержание ответов нейросетей не находится под государственным контролем и не включено в образовательные стандарты стран.
В-третьих, цифровизация образования связана не только с обучением. Цифровые ресурсы становятся частью других компонентов системы образования, изменяя формат взаимодействия по линии «студент-преподаватель». Например, онлайн-платформы создают гибкие возможности для проведения промежуточного контроля или итоговой аттестации обучающихся [5]. Более того, цифровые платформы изменяют процесс поступления, открывая доступ к дистанционной подаче документов в приемные комиссии университетов, а также прохождению вступительных экзаменов в онлайн-формате. В этой связи цифровизация вносит вклад в повышение доступности образования в том числе в странах БРИКС.
Ключевые институты и стратегические принципы для образовательного взаимодействия внутри БРИКС
В БРИКС созданы многосторонние форматы для взаимодействия в сфере высшего и среднего профессионального образования: от политических форумов министров до сетей учебных заведений. Институциональное оформление сотрудничества началось в 2015 году с подписания в Москве Меморандума о взаимопонимании по созданию Сетевого университета БРИКС [6]. Он представляет собой консорциум ведущих университетов от каждой страны-участницы, а целью является формирование общего образовательного пространства. По данным на 2025 год, в состав структуры входит более 56 вузов: по 12 из России, Индии и ЮАР, 11 из Китая, а также девять из Бразилии [7].
Ведущими органами являются Международный управляющий совет и тематические группы по приоритетным областям, среди которых стоит выделить экономику, экологию, водные ресурсы, исследования БРИКС, цифровизацию и энергетику. В каждой стране-участнице располагаются национальные координационные комитеты. Цель Сетевого университета - создание единого образовательного пространства, а основными функциями являются: развитие совместных программ, академической мобильности (включая виртуальную) и стимулирование разнопланового научного сотрудничества [7].
Страны БРИКС также активно развивают взаимодействие в области среднего профессионального образования. Стимулом для взаимодействия стало создание в 2022 году Альянса по сотрудничеству в сфере технического и профессионального образования и подготовки (ТПОП). Он представляет собой сеть ведущих колледжей и организаций от каждой страны-участницы. Функционирование осуществляется через национальные координационные центры и рабочие группы. По информации на 2025 год, формат объединяет 80 организаций в области ТПОП, включая исследовательские институты и компании. От России в Альянсе участвуют 20 колледжей из различных регионов. Целями являются сближение систем профессионального образования и увеличение возможностей по трудоустройству в государствах БРИКС [8].
При этом, несмотря на развитую формальную структуру, эффективность взаимодействия ограничивается трудностями по координации, финансовой поддержке, обеспечению реализации решений и недостаточной вовлеченности представителей бизнеса в разработку проектов по международному сотрудничеству в БРИКС.
Нацеленность на развитие образовательной кооперации и необходимость более широкого внедрения инструментов по ее цифровизации неизменно находят отражение в итоговых декларациях саммитов объединения в 2021-2025 годах. Это обусловлено влиянием пандемии коронавируса, которая стала стимулом для активного применения механизмов дистанционного обучения. Так, в 2021 году по результатам XIII встречи лидеров стран - участниц БРИКС, состоявшейся в индийском Нью-Дели, в пунктах 70-72 заключительного документа провозглашены задачи по продвижению академической мобильности, а также обменов лучшими практиками в области дистанционного и онлайн-образования [9].
Декларация по итогам XIV саммита БРИКС, прошедшего в Пекине в 2022 году [10], не имеет отдельных положений, посвященных цифровизации образования, однако в пунктах 73-75 сделан акцент на укреплении сотрудничества в рамках Сетевого университета и Альянса ТПОП.
Авторы заключительного документа XV саммита объединения, который прошел в Йоханнесбурге в 2023 году [11], подчеркнули в пунктах 92-94 необходимость развития цифровых платформ в образовании и повышения взаимодействия в подготовке кадров в естественнонаучных и инженерных дисциплинах.
В итоговой декларации XVI саммита БРИКС в Казани в 2024 году страны платформы поддержали идею формирования механизма для сотрудничества «в области цифрового образования, согласованного по итогам консультаций министров образования стран БРИКС и закрепленного в Скукузской декларации 2023 года и Казанской декларации 2024 года» [12].
Саммит БРИКС 2025 года в Рио-де-Жанейро завершился принятием документа, где в пункте 60 подписанты призвали «продолжать обмен знаниями и стратегиями для содействия внедрению информационно-коммуникационных технологий в целях обеспечения инклюзивных, доступных и масштабируемых цифровых услуг в различных областях», включая образование [1].
Таким образом, процесс цифровизации образования входит в стратегическую повестку развития сотрудничества БРИКС, однако особую важность имеет реализация конкретных инициатив на уровне Сетевого университета и Альянса ТПОП. Крупнейшие государства БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) заинтересованы в инновационном развитии своих образовательных систем, поэтому обмен международным опытом по внедрению инструментов цифровизации отвечает внутриполитическим задачам стран ассоциации.
Национальные политики цифровизации образования в странах БРИКС
Участники БРИКС нацелены на внедрение передовых цифровых инструментов в подготовке кадров для своих динамично развивающихся экономик. Согласно Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года [13], цифровая трансформация рассматривается в качестве одного из основных направлений партнерства. В документе страны-участницы признают важность «ликвидации цифрового неравенства и развития цифровой грамотности». Как отмечено в Стратегии, углубление партнерского взаимодействия и использование всего коллективного опыта государств БРИКС «создает инновационный импульс для стимулирования устойчивого развития ключевых сфер, включая образование, с помощью цифровых технологий».
Сопоставление политик в части цифровизации образования представляется актуальным среди ведущих государств платформы - Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Обозначенные страны имеют более развитые связи в рамках БРИКС по сравнению с новыми членами.
Для России открытие дополнительных цифровых платформ по кооперации в образовании с дружественными странами БРИКС входит в список направлений нового этапа стратегического развития, начавшегося 1 января 2025 года с запуском 19 национальных проектов. Они охватывают широкий спектр областей - от конкурентоспособности экономики и продовольственной безопасности до транспортной инфраструктуры и защиты экологии. Порядка 40 трлн рублей до 2030 года планируется направить на претворение в жизнь поставленных задач. В дополнение к этому около 13 трлн рублей власти намерены привлечь из внебюджетных источников [14].
Вопросам цифровой трансформации в России посвящен нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» [15], который направлен на «развитие отечественных цифровых платформ, программного обеспечения, перспективных разработок и искусственного интеллекта». Он включает в себя девять федеральных проектов, среди которых - задачи, связанные с обучением специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий. В частности, планируется подготовить более «10 тыс. специально отобранных студентов, которые в дальнейшем станут ведущими специалистами в сфере искусственного интеллекта» [16].
В то же время стратегическим аспектам подготовки специалистов, в том числе в технологической сфере, посвящен нацпроект «Кадры» [17], цель которого заключается в «обеспечении потребностей экономики в кадрах на основе дополнительного вовлечения в занятость». Одной из основных задач провозглашено привлечение 10,9 млн новых специалистов в течение пяти лет, из которых 10,1 миллиона заменят вышедших на пенсию, а 800 тысяч будут привлечены дополнительно. В свою очередь, министр труда и социальной защиты России Антон Котяков подчеркнул, что отечественной экономике «к 2030 году потребуется 74,3 млн человек - на 3,1 миллиона больше, чем в 2022 году, который рассматривается ведомством в качестве базового» [18].
Особенностями российского подхода в цифровизации является фокус на импортозамещении программного обеспечения и безопасности данных. Власти уделяют внимание развитию онлайн-обучения, формированию цифровых компетенций, а также созданию цифровой образовательной инфраструктуры. В частности, стоит отметить платформы ФГИС «Моя школа» и ФГИС «Современная цифровая образовательная среда» [19].
В свою очередь, Бразилия также активно разрабатывает цифровую стратегию, в рамках которой образование считается одним из приоритетных направлений дальнейшего развития. В январе 2023 года власти страны утвердили Национальную политику в области цифрового образования (порт. Política Nacional de Educação Digital, PNED) [20]. Основной фокус документа направлен на расширение доступа к широкополосному интернету в образовательных учреждениях, развитие цифровой грамотности, создание открытых образовательных ресурсов, а также на интеграцию технологий в систему среднего профессионального образования. Крупнейшие вузы страны занимают ведущие роли по внедрению инструментов цифровизации. Так, Университет Сан-Паулу предлагает более 70 онлайн-курсов на собственной платформе Unesp Aberta [21].
Политика цифровизации образования в Индии имеет в своей основе концепцию равного доступа к обучению по всей стране, независимо от региона или финансового положения учащегося. Более того, в деле развития цифрового образования власти Индии отдают предпочтение импорту, а не экспорту. Например, с 2020 года государство поддерживает открытие иностранными университетами своих кампусов, использующих инновационные решения в области информационных и компьютерных технологий.
Помимо этого, были запущены собственные проекты, среди которых стоит выделить Национальную цифровую платформу для обмена знаниями (англ. Digital Infrastructure for Knowledge Sharing, DIKSHA) [22], которая служит хранилищем и каналом распространения образовательных ресурсов, специально предназначенных для учителей, учащихся и родителей. Платформа вносит вклад в повышение качества образования, предоставляя цифровые инструменты, учебные материалы и площадку для обмена знаниями. Правовой основой цифровизации является опубликованная в 2021 году Национальная архитектура цифрового образования (англ. National Digital Education Architecture, NDEAR). Документ представляет собой набор принципов, стандартов и рекомендаций, которые позволяют организациям создавать и внедрять элементы цифрового образования [23].
Власти Китая также уделяют значительное внимание вопросам цифровизации образования, поэтому данное направление имеет развитую институциональную базу. В стране функционирует программа «Двойной первый класс» (англ. World Class 2.0), направленная на создание групп вузов, которые должны стать мировыми лидерами в разных научных направлениях к 2050 году [24]. Более того, в КНР действует 14-й пятилетний план государства (2021-2025 гг.), куда входят задачи по развитию образования в контексте цифровизации [25].
Процесс внедрения цифровых инструментов затрагивает все уровни образования. Китайский подход имеет схожие черты с российским, поскольку в КНР также делается акцент на собственные платформы, технологии и стандарты. Например, стоит выделить китайские национальные платформы открытых онлайн-курсов «iCourse» и «XuetangX». К тому же Китай нацелен на стратегическое развитие «умного образования» через интеграцию искусственного интеллекта и больших данных в управление образованием.
Цифровизация образования в ЮАР также двигается поступательно. Стратегическим документом в этой сфере является Национальная политика в области развития навыков (англ. National Skills Development Strategy, NSDP) [26]. Тем не менее Южно-Африканская Республика отстает от своих партнеров по БРИКС в вопросе широты внедрения инструментов цифровизации. Основными вызовами являются ограничения в инфраструктуре и недостаточное финансирование. В этой связи власти страны делают акцент на преодолении «цифрового разрыва», на обеспечении доступа к информационно-коммуникационным технологиям в школах и учреждениях среднего профобразования. Более того, уделяется внимание развитию цифровой грамотности преподавателей и учащихся, а также использованию технологий для управления образованием.
Перспективы для расширения сотрудничества стран БРИКС в цифровизации образования
Участники ассоциации разделяют необходимость внедрения цифровых инструментов в национальные системы образования. В этой связи кооперация и обмен опытом внутри БРИКС по цифровизации высшего и среднего профобразования представляют интерес для членов объединения. С опорой на собственные стратегические приоритеты странам стоит рассмотреть следующие четыре направления для ускорения цифровизации образования на пространстве БРИКС.
Во-первых, различия национальных законов в части защиты информации создают юридические риски и препятствия для обмена данными обучающихся при взаимодействии на международных онлайн-платформах. В этом контексте представляется актуальной разработка рамочного документа БРИКС, который бы объединил основные требования и стандарты национальных законов о защите данных при международных образовательных обменах. В дальнейшем на основании такого документа следует перейти к созданию электронной базы высококачественных образовательных материалов (лекций, заданий, симуляторов) по приоритетным для БРИКС направлениям (промышленность, энергетика, зеленые технологии, искусственный интеллект, здравоохранение). Сначала их стоит разместить на английском языке в целях более быстрого вовлечения новых участников БРИКС, а в дальнейшем переводить на национальные языки стран объединения. Это позволит ассоциации создать собственную онлайн-площадку востребованных образовательных ресурсов, которая будет вне зоны контроля западных вузов. Такой проект будет обладать потенциалом для вовлечения других стран Глобального Юга и Глобального Востока.
Во-вторых, одним из препятствий на пути к сближению образовательных систем стран БРИКС является отсутствие признания академических квалификаций [27]. Значимость решения данного вопроса подчеркнула, в частности, председатель Совета Федерации Российской Федерации Валентина Матвиенко [28]. В этой связи важным шагом в сторону преодоления обозначенной проблемы может стать запуск совместного механизма по признанию коротких цифровых курсов (микроквалификаций) от авторитетных вузов стран БРИКС, входящих в Сетевой университет и Альянс ТПОП. На следующем этапе следует внедрить единый онлайн-рынок коротких программ, которые будут признаваться внутри ассоциации. Введение такого инструмента будет иметь особую актуальность для сферы среднего профобразования, поскольку по итогам прохождения курсов повышения квалификации по востребованным областям работники получат возможность для трудоустройства в других странах БРИКС. Разработка содержания и формата курсов должна проходить при взаимодействии с представителями бизнеса, которые в дальнейшем будут заинтересованы в принятии на работу выпускников таких программ.
В-третьих, национальные образовательные онлайн-платформы стран БРИКС несовместимы друг с другом, что затрудняет поиск информации, интеграцию курсов и перенос персональных данных. Более того, различия в образовательных традициях, подходах к обучению и оценке затрудняют адаптацию методик. Для преодоления этих препятствий следует рассмотреть создание рабочей группы или онлайн-площадки для обмена лучшими практиками в области внедрения инструментов цифровизации в образование.
В-четвертых, стоит изучить возможность создания в рамках ассоциации системы цифровых «паспортов навыков» (BRICS Skills Passport). Такой электронный документ будет фиксировать имеющиеся у работников практические навыки в стандартизированном виде, понятном для работодателей стран БРИКС. Запуск этого инструмента может дать стимул для обмена опытом и трудовой мобильности внутри ассоциации. Также он позволит ускорить движение в сторону признания академических квалификаций внутри БРИКС, что является стратегической задачей в сближении образовательных систем участников объединения.
Активизация деятельности по обозначенным направлениям даст стимул укреплению и расширению сотрудничества в рамках БРИКС в сфере образования. Обмен опытом на международном уровне с заинтересованными дружественными странами может стать полезным для России в деле ускорения реализации национальных проектов.
Россия, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР в своих национальных стратегиях признают цифровизацию одним из ключевых приоритетов для развития высшего и среднего профессионального образования, однако принципы ее реализации в каждом государстве отличаются. Подходы России и Китая к внедрению цифровых инструментов в процесс обучения характеризуются высоким уровнем централизации и акцентом на использование собственных технологий и стандартов. В то же время Бразилия и ЮАР сталкиваются с ограниченностью инфраструктуры и цифровым неравенством. Таким образом, каждое государство заинтересовано в получении нового опыта по внедрению инструментов цифровизации образования.
Платформа БРИКС уже имеет институты для взаимодействия как в области высшего образования (Сетевой университет), так и в сфере среднего профобразования (Альянс ТПОП). Запуск совместных цифровых решений в рамках ассоциации позволит сделать важный шаг в сторону сближения образовательных систем стран-участниц. Создание инновационных онлайн-площадок с курсами по наиболее востребованным в промышленности направлениям, внедрение электронных паспортов компетенций и утверждение рамочного документа, фиксирующего базовые стандарты национальных законов о защите данных при трансграничных обменах, позволит государствам БРИКС заложить основы для нового образовательного пространства. Оно будет представлять собой альтернативу западным платформам и объединит в себе лучшие практики в цифровизации динамично растущих экономик стран ассоциации.
В свою очередь, через углубление взаимодействия с государствами БРИКС в части цифровизации образования Россия сможет укрепить свои позиции на международной образовательной арене, поделиться опытом с дружественными странами Глобального Юга и Глобального Востока, а также инкорпорировать успешные механизмы партнеров в реализацию собственных национальных проектов. Более того, запуск новых цифровых форматов открывает возможности для вовлечения бизнеса из стран БРИКС в подготовку курсов, пользующихся спросом у промышленных компаний. Ассоциация продвинется в сторону создания цифровой образовательной инфраструктуры, которая будет вне влияния Запада и внесет вклад в формирование полицентричного миропорядка.
Источники и литература
- Декларация Рио-де-Жанейро. Укрепление сотрудничества Глобального Юга для более инклюзивного и устойчивого управления // Кремль, 06.07.2025 // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/gvTArkWauqwuryk9xzLt3HuuI7EBmqrC.pdf (дата обращения: 31.07.2025).
- Пандемия коронавируса закончилась. Она длилась 1150 дней // Газета.ru, 05.05.2023 // URL: https://www.gazeta.ru/social/2023/05/05/16663892.shtml (дата обращения: 01.08.2025).
- Kozina Y.P., Bogdanova N.V. Policy of the BRICS countries in the field of digitalization of education: digitalization as the basis of modern dialogue of cultures // Sociopolitical Sciences. 2024. №6. P. 114-120.
- Putz L.M., Hofbauer F., Treiblmaier H. Can gamification help to improve education? Findings from a longitudinal study // Computers in Human Behavior. 2020. №3. P. 87-99.
- Fryer L.K., Shum A., Nakao K. Motivation to learn in open, distance, and digital education // Handbook of open, distance and digital education. 2022. №4. P. 01-17.
- Меморандум о взаимопонимании по созданию Сетевого университета БРИКС // Информационный портал БРИКС, 2015 // URL: https://infobrics.org/files/pdf/112.pdf (дата обращения: 25.07.2025).
- Сетевой университет БРИКС // НИУ ВШЭ, 2025 // URL: https://mspo.hse.ru/subrics (дата обращения: 28.07.2025).
- Сотрудничество в сфере среднего профессионального образования обсудили представители стран БРИКС // Министерство просвещения Российской Федерации, 31.05.2024 // URL: https://edu.gov.ru/press/8512/sotrudnichestvo-v-sfere-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-obsudili-predstaviteli-stran-briks (дата обращения: 24.07.2025).
- XIII BRICS Summit Delhi Declaration // Информационный портал БРИКС, 2021 // URL: https://www.nkibrics.ru/system/asset_docs/data/6148/6cc0/6272/6906/7844/0000/original/Delhi_Declaration.pdf?1632136384 (accessed 27.07.2025).
- Пекинская декларация XIV саммита БРИКС // Кремль, 23.06.2022 // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5819 (дата обращения: 01.08.2025).
- XV саммит БРИКС. Йоханнесбургская декларация-II // Кремль, 23.08.2023 // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ls471x8ogLBhjRQx05ufVB2uzMFo1kWs.pdf (дата обращения: 31.07.2025).
- XVI Саммит БРИКС. Казанская декларация. Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности // Кремль, 23.10.2024 // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/MUCfWDg0QRs3xfMUiCAmF3LEh02OL3Hk.pdf (дата обращения: 24.07.2025).
- Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации, 2020 // URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/636aa3edbc0dcc2356ebb6f8d594ccb0/1148133.pdf (дата обращения: 30.08.2025).
- Новый этап. В России стартуют 19 новых национальных проектов // ТАСС, 01.01.2025 // URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/22805297 (дата обращения: 01.08.2025).
- Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» // Cайт Правительства России, 2025 // URL: http://government.ru/rugovclassifier/923/about/ (дата обращения: 28.07.2025).
- В РФ намерены подготовить 10 тыс. студентов - специалистов по ИИ // ТАСС, 12.12.2024 // URL: https://tass.ru/obschestvo/22646033 (дата обращения: 31.07.2025).
- Национальный проект «Кадры» // Cайт Правительства России, 2025 // URL: http://government.ru/rugovclassifier/916/about/ (дата обращения: 27.07.2025).
- Минтруд прогнозирует дефицит кадров на уровне 3,1 млн к 2030 г. // Российская газета, 24.01.2025 // URL: https://rg.ru/2025/01/24/mintrud-prognoziruet-deficit-kadrov-na-urovne-31-mln-k-2030-godu.html (дата обращения: 26.07.2025).
- Стрелкова И.А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования // Социальные новации и социальные науки. М.: ИНИОН РАН. 2021. №1. С. 96-106.
- Lei №14.533, de 11 de jeneiro de 2023 // Government of Brasil, 11.01.2023 // URL: https://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_ato2023-2026/2023/lei/l14533.htm (accessed 29.07.2025).
- Unesp oferece mais de 70 cursos on-line e gratuitos // Government of Sao Paulo, 2024 // URL: https://prefeitura.sp.gov.br/web/desenvolvimento/w/noticias/250813 (accessed 01.08.2025).
- DIKSHA (Digital Infrastructure for Knowledge Sharing) // Government of India, 2017 // URL: https://pmevidya.education.gov.in/diksha.html (accessed 29.07.2025).
- National Digital Education Architecture (NDEAR) // Government of India, 29.07.2021 // URL: https://www.ndear.gov.in/ (accessed 24.07.2025).
- Господдержка университетской науки в Китае // НИУ ВШЭ, 11.10.2024 // URL: https://issek.hse.ru/news/973297352.html (дата обращения: 29.07.2025).
- Новые горизонты экономики КНР в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.) // Институт Китая и современной Азии РАН, Центр экономических и социальных исследований Китая РАН, 2022 // URL: https://lk.iccaras.ru/assets/components/dsgfileupload/files/New_Horizons_of_the_Chinese_Economy_in_the_14th_Five-Year_Plan_2021%E2%80%942025.pdf (дата обращения: 31.07.2025).
- National Skills Development Strategies // South African Government, 2019 // URL: https://cdn.lgseta.co.za/resources/legislation_documents/National%20Skills%20Development%20Plan%20(NSDP)%202030.pdf (accessed 02.08.2025).
- Карпович О.Г. Перспективные направления для экспорта российского образования в рамках БРИКС // Международная жизнь. 2025. №7. С. 82-89.
- В.Матвиенко заявила о намерении продвигать идею признания дипломов в БРИКС // ТАСС, 12.07.2024 // URL: https://tass.ru/obschestvo/21345667 (дата обращения: 31.07.2025).























