В государствах СНГ активно развивается правовая база, регламентирующая деятельность национальных институтов защиты прав человека. Законы, принятые в 1990-х и начале 2000-х годов, обновляются.
В ноябре вступил в силу закон от 15.11.2024 №ЗРУ-1002 «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)». На весеннюю сессию 2025 года в Парламенте Азербайджана вынесен законопроект об изменениях в конституционный закон Азербайджанской Республики «Об уполномоченном по правам человека (омбудсмене) Азербайджанской Республики». Процедуру общественных обсуждений прошел новый проект конституционного закона Кыргызской Республики «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики».
Законодательные органы государств Содружества совместно с национальными правозащитными учреждениями работают над тем, чтобы нормативно-правовая база соответствовала высоким международным стандартам, предъявляемым к НПЗУ, и отвечала бы современным реалиям, в которых сегодня омбудсмены отстаивают права и свободы человека.
Большим подспорьем в этом общем процессе обновления и совершенствования правовых основ работы омбудсменов может стать модельное законотворчество на пространстве СНГ.
Модельный закон СНГ «О статусе уполномоченного по правам человека» был принят на 24-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества в декабре 2004 года. С тех пор прошло 20 лет. Существенно изменилась не только законодательная база стран Содружества, но и сама практика правозащитной деятельности, появились новые вызовы и угрозы - традиционным ценностям, стабильности, гарантиям прав человека.
В этой ситуации на площадке Межпарламентской ассамблеи СНГ еще в 2022 году справедливо был поднят вопрос о необходимости разработки новой редакции модельного закона о статусе уполномоченного по правам человека. Соответствующая задача включена в Перспективный план модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2023-2025 годы, утвержденный постановлением МПА СНГ от 28.10.2022 №54-33.
Работа над новой редакцией модельного закона начата в рамках Комиссии по правам человека СНГ. Для этого правозащитный орган Содружества в июне 2024 года образовал специальную рабочую группу, в состав которой вошли эксперты семи стран: России, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Несмотря на то что модельные законы СНГ носят рекомендательный характер и не все их положения находят отражение в национальной правовой базе, совместная работа над этими документами имеет большое значение. В процессе модельного законотворчества правозащитники СНГ сближают позиции и лучше узнают друг друга. Это также придает новый импульс законопроектной деятельности коллег там, где она востребована и где прямо сейчас идет актуализация национального законодательства.
Неслучайно Совет глав государств СНГ придает большое значение работе Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества, на площадке которой принято уже около 700 модельных законодательных актов и рекомендаций. В самых разных сферах происходит унификация и гармонизация законодательства наших стран с учетом опыта международного и внутригосударственного правового регулирования.
Рабочей группой Комиссии по правам человека СНГ в течение полугода был собран большой пакет предложений по изменениям модельного закона «О статусе уполномоченного по правам человека». Их вынесли на обсуждение 24 декабря 2024 года в формате широкой экспертной сессии. В мероприятии на площадке Дома прав человека в Москве приняли участие представители Секретариата Совета МПА СНГ, эксперты Института стран СНГ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, региональные уполномоченные по правам человека субъектов РФ, члены Экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. По видеоконференцсвязи - эксперты Национального центра по правам человека Республики Казахстан, Центра исследований, экспертизы и образования Аппарата защитника прав человека Республики Армения, Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, ученые и специалисты Киргизии, Узбекистана, Таджикистана.
Предложения экспертного сообщества затрагивают широкий круг вопросов, регламентированных модельным законом: расширение предусмотренных полномочий омбудсменов, укрепление гарантий их независимости, уточнение прав граждан, обратившихся к уполномоченному, укрепление взаимодействия с институтами гражданского общества и другие вопросы.
Предложено, например, дополнить статью 8 закона требованиями к кандидатуре уполномоченного, которые исключали бы возможность давления на него со стороны иностранных государств, государственных структур и частных лиц, предоставивших омбудсмену какую-либо помощь либо льготы и преимущества. Одновременно - дополнить статью 14 основанием для прекращения полномочий уполномоченного ввиду получения гражданства другого государства.
В отношении гарантий деятельности уполномоченного звучат предложения: дополнить статью 6 положениями о запрете на личный досмотр уполномоченного, запрете на преследование уполномоченного за заявления, сделанные в период осуществления им своих полномочий. Похожие предложения возникают в отношении сотрудников аппаратов уполномоченного, чтобы гарантировать неприкосновенность и определенный порядок привлечения их к ответственности в связи с осуществлением ими служебной деятельности. Предложено также усилить гарантии неприкосновенности уполномоченного, установив в модельном законе запрет на его допрос в качестве свидетеля по обстоятельствам, связанным с исполнением им должностных обязанностей.
Коллеги предлагают также уточнить в модельном законе полномочия омбудсмена. Например, в статье 27 предусмотреть безотлагательный прием уполномоченного администрацией мест принудительного содержания граждан как государственных, так и частных учреждений. Предоставить уполномоченному право без предварительного уведомления посещать органы и учреждения при проверке жалоб (статья 40).
Нуждаются в правовом закреплении новые диджитал-инструменты, которые в последнее время все шире используют омбудсмены в своей работе.
Широко дискутируются формулировки статьи 45 - о праве уполномоченного в содействии совершенствованию законодательства о правах человека. Во многих странах омбудсменам предоставлена возможность вносить предложения по разработке законопроектов и совершенствованию законодательства. В модельном законе СНГ сейчас есть положение о том, что «уполномоченному в соответствии с законом предоставляется право законодательной инициативы». Эксперты обращают внимание, что отдельные вопросы правового регулирования могут определяться не только законопроектами, но и проектами иных актов, что также можно было бы учесть в модельном законе.
Есть предложение отредактировать статьи 33 и 34, расширив полномочия омбудсменов по рассмотрению обращений граждан и раздвинув запретительные сроки давности для жалоб и обращений. Кроме того, предлагается предоставить право общественным организациям обращаться от имени гражданина, чьи права нарушены (статья 37).
Инициируются также редакционные правки в отношении более чем десяти статей модельного закона.
По итогам состоявшегося на экспертной сессии обсуждения рабочая группа Комиссии по правам человека СНГ готовит доклад, который представит членам комиссии на четвертом заседании 16 апреля 2025 года. Материалы экспертной дискуссии в апреле также будут представлены Постоянной комиссии по социальной политике и правам человека Межпарламентской ассамблеи СНГ.
Законодательная база в государствах Содружества имеет сходство и концептуальную близость по многим направлениям, в том числе в правозащитной сфере. Опираясь на эту основу, национальные правозащитные институты СНГ развивают взаимодействие и многоплановое сотрудничество, вместе отрабатывают вопросы модельного законотворчества. Это нас еще более сближает, способствует дальнейшему развитию интеграции на правозащитном треке и через обмен опытом открывает для нас новые возможности помощи людям.