Существует несколько причин обратиться к вопросу о роли Грузинской православной церкви (ГПЦ) в современном грузинском обществе:

- Грузия в коллективной памяти людей на постсоветском пространстве остается «своей», близкой, почти родственной;

- в ситуации СВО стремление западных кураторов подтолкнуть Грузию к открытию второго фронта против России вызывает тревогу у большинства грузин. Они не хотят участвовать в этом конфликте.

Грузинская православная церковь является одной из древнейших христианских церквей, она получила автокефалию в 483 году. Под ее эгидой происходили объединение Грузии, защита от внешних врагов, консолидация грузинской нации. С X века литургия ведется на грузинском языке. Церковь в Грузии пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Верующими, по итогам переписи 2014 года, называют себя 83,4% населения.

Велика популярность ГПЦ и ее главы - католикоса-патриарха Илии II. По данным опросов, он регулярно отмечается как самый популярный и уважаемый человек (общественный деятель) Грузии.

К церкви обращались грузинские диссиденты в период советской власти. Затем она консолидировала грузин в процессе постсоветского национального строительства. Во многом благодаря церкви сохранились грузинский язык, литература, архитектура и прочее историко-культурное наследие.

На сегодняшний день ГПЦ находится в конкордатных отношениях с грузинским государством. И хотя формально она отделена от государства, однако присутствует в государственной и политической жизни пусть и не явно, но достаточно ощутимо. Многие политики и члены их семей принимают Крещение и участвуют в церковных обрядах и праздниках, что активно транслируется в СМИ. Президент во время инаугурации приносит клятву на Библии.

Остается без изменений твердая позиция Грузинской православной церкви по целому ряду вопросов:

- семья и традиционные ценности, в том числе запрет на однополые браки;

- сохранение историко-культурного наследия;

- война и мир;

- взаимоотношение с другими церквями.

Как раз по этим вопросам ГПЦ и ее служители, включая патриарха, подвергаются критике вплоть до открытых нападок со стороны представителей оппозиции. На волне борьбы Грузии за независимый путь развития между правящей партией «Грузинская мечта» и оппозиционным блоком наблюдаются различные представления о роли института церкви в обществе. Неизменные убеждения Грузинской православной церкви, совпадающие с политическими взглядами правящей партии, не устраивают не только грузинскую оппозицию. Выходят публикации, «разоблачающие ГПЦ как прокоммунистическую и пророссийскую». Нынешнее руководство церкви пытаются осудить даже за такие действия, как поздравление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения, отказ признать автокефалию Православной церкви Украины или молебен в храме Светицховели на старославянском языке при посещении Грузии делегаций из Белоруссии и Болгарии.

Подвергаются критике действия прихожан церкви во время организованных ими акций (например, по защите от вывоза из Грузии за рубеж икон грузинских святых для демонстрации их на светских выставках в ряде стран).

Неоднократные высказывания оппозиционеров, договорившихся до идеи, что «церковь - это зло», не добавляют им сторонников.

Нападки на Грузинскую православную церковь как на устаревшую и отставшую от современной жизни (а что еще могут сказать представители ЛГБТ-сообщества?) разбиваются о всенародную поддержку. В церковь приходят и молодые люди. Активно работает молодежное православное движение «Давитиани», которое не только участвует в организации церковных праздников, но и выступает инициатором культурных и спортивных мероприятий (концертов, велопробегов, межрелигиозных молодежных фестивалей).

Критике со стороны противников церкви подвергается финансирование государством культурно-образовательных проектов ГПЦ (например, реставрация Гелатского монастыря). В Тбилиси успешно работает Православный университет с учебными программами бакалавриата, магистратуры и докторантуры, в том числе и на английском языке.

Говоря о высоком авторитете патриарха Илии II, нельзя не отметить такую форму консолидации грузинского народа, как коллективное Крещение детей патриархом. С 2008 года, то есть уже более 15 лет, Илия II крестит третьих и последующих детей в православных семьях, где родители находятся не только в официально зарегистрированном браке, но и обвенчались в храме. По предварительным данным, патриарх окрестил уже более 47 тыс. детей.

В заключение необходимо отметить следующее:

  1. ГПЦ способствует укреплению духовных, культурных и социальных связей внутри грузинского общества. Помогает сохранять национальные и христианские ценности в условиях глобальных изменений и новых вызовов. В этом проявляется неизменный вектор следования ГПЦ.
  2. ГПЦ достаточно консервативна и, несмотря на большой авторитет в Грузии, не стремится к явной политической активности, изменению статуса церкви. Предложение правящей партии «Грузинская мечта» о внесении изменений в Конституцию страны и объявлении Грузинской православной церкви государственной религией Грузии было дипломатично отклонено.
  3. Хотя церковь в целом ранее поддерживала прозападный курс Грузии, сейчас многие священники крайне обеспокоены влиянием западной культуры и либеральных ценностей на традиционные устои грузинского общества.
  4. Некоторые представители ГПЦ считают, что необходимо поддерживать более тесные связи с Россией и Русской православной церковью, что находит отклик среди определенных слоев общества.
  5. В случае стабилизации отношений между Россией и Грузией коммуникации на уровне Русской православной и Грузинской православной церквей могут стать тем мостом взаимопонимания и взаимоподдержки, который был разрушен в предыдущие годы.