Модельные законы - это «римские мосты»,
которые парламентская дипломатия возводит
над водоворотами межгосударственных проблем.

В течение последних десятилетий ОДКБ является международно признанным инструментом обеспечения региональной безопасности и коллективной защиты союзных государств от внешней агрессии.

Эффективность Организации подтверждается многолетним миром на ее внешних рубежах и многогранностью подхода к нейтрализации общих проблем.

На этом треке основная роль Парламентской ассамблеи ОДКБ заключается в создании нормативно-правовых условий функционирования системы коллективной безопасности.

Перед парламентариями государств - членов ОДКБ стоит задача сближения, гармонизации национального законодательства и его совершенствования на основе точных прогнозов и мониторинга военно-политической обстановки в зоне ответственности Организации.

В рамках программной деятельности ассамблея разрабатывает модельные законы и рекомендации, а парламенты государств - членов Организации ведут работу по их имплементации в национальные правовые системы.

Между тем проблематика глобальной, региональной и национальной безопасности все больше приобретает всеобъемлющий характер.

В контексте «мягкой силы» современные вызовы и угрозы стабильному международному развитию выходят за пределы классических боевых действий и вторгаются в цифровую, экономическую и гуманитарную среды.

С учетом стратегических задач и приоритетов развития ОДКБ, а также растущей напряженности и трансформации международных отношений ассамблея осуществляет модельное законотворчество по следующим ключевым направлениям:

- обеспечение национальной и военной безопасности государств - членов ОДКБ;

- совершенствование системы коллективной безопасности, в том числе ее миротворческого потенциала;

- развитие военно-технического сотрудничества;

- противодействие терроризму и экстремизму, распространению наркотиков и прекурсоров, торговле людьми, нелегальному обороту оружия, транснациональной преступности;

- обеспечение информационной безопасности;

- защита критически важных объектов;

- коллективное реагирование на кризисные и чрезвычайные ситуации.

Постоянное внимание уделяется вопросам сохранения и защиты исторической правды, патриотического воспитания молодежи.

Требуемые качество и полнота законотворческого процесса обеспечиваются заинтересованным участием профильных парламентских структур и компетентных органов государств - членов ОДКБ, а также статусным уровнем организаций и экспертов, привлекаемых к разработке и апробации проектов модельных документов.

Благодаря системному и комплексному подходу, модельная правовая база ОДКБ носит современный и в ряде случаев упреждающий характер, обладает высокой степенью имплементации на национальном уровне.

Ярким примером экспертного сотрудничества является многолетнее участие ассамблеи в проекте Восточного факультета СПбГУ «Евразийская дуга нестабильности», которое позволяет оперативно учитывать актуальные научные выкладки в ходе парламентского мониторинга военно-политической обстановки в зоне ответственности и на рубежах ОДКБ.

Ценность подобного взаимодействия особенно ярко проявилась на фоне политических кризисов в Республике Беларусь и Киргизской Республике, а также в период «горячей стадии» развития ситуации в Нагорном Карабахе.

Работа по всем перечисленным направлениям сохранит для межпарламентского сотрудничества актуальный характер и в перспективе. Соответствующие задачи и мероприятия вошли в принятую в ноябре минувшего года Программу деятельности Парламентской ассамблеи ОДКБ по сближению и гармонизации национального законодательства государств - членов ОДКБ на 2021-2025 годы.

Достигнутые на данном пути результаты позволяют утверждать, что модельное законотворчество зарекомендовало себя эффективным механизмом достижения уставных целей ОДКБ, решения задач сближения национального права, развития институтов наблюдателей и партнеров на пространстве Большой Евразии.