Признание независимости Косова - проявление глубокой глобальной тенденции постепенного разрушения порядка, сформированного после Второй мировой войны на принципе суверенитета и территориальной целостности государств и фактическом "запрете на сецессии". Из эрозии старого порядка постепенно формируется некий новый порядок, формы которого предсказать невозможно. Один из аспектов этого процесса - изменение отношения к сецессиям.
Что такое нация, в каких границах она имеет право на самоопределение, что такое ее историческая территория, подрывается ли принцип территориальной целостности миграцией на ее территорию представителей других народов, ставших здесь большинством, и т.д. - на эти вопросы дать однозначный ответ невозможно.
"Запрет на сецессию" сыграл важную роль в поддержании мира. Даже страшно представить себе, что бы было, если бы процесс распада колониальных империй шел так же, как распад Австро-Венгрии, и вместо произвольно установленных колонизаторами границ между африканскими государствами их попытались бы создать на основе самоопределения народов. Но сейчас "запрет на сецессии" явно ослабевает, ибо фактически устанавливает иерархию народов, одни из которых имеют, а другие не имеют право на свою государственность. Конечно, в ситуации конфликта несправедливого, но ясного закона, с трудом формализуемого чувства справедливости отдавать предпочтение нужно закону, чтобы не допустить хаотичную борьбу "всех против всех".
"Запрет" предотвратил множество кровопролитий, но число погибших в послевоенный период во имя его поддержания (в Биафре, Абхазии, Дарфуре, Чечне, где угодно) исчисляется уже сотнями тысяч, если не миллионами, и все растет.
Более того, внутренние дела государств приобретают международное измерение: нестабильность в азиатской и африканской странах оборачивается потоками беженцев и терактами в европейских столицах. В этой ситуации вмешательство мирового сообщества в сепаратистские конфликты неизбежно, что и ведет к разделению "сцепившихся" друг с другом народов, то есть - объективно - к закреплению фактических сецессий, признать которые, однако, никто не решается.
Новый статус-кво можно только постепенно "нащупывать" консенсусом мирового сообщества, фактически - наиболее сильных и развитых стран, по отдельным конфликтным ситуациям, и только когда-нибудь, может быть, он будет закреплен в международных правовых документах. Возникает все больше "исключений"-прецедентов, каждое из которых объявляется особым случаем, но их накопление размывает общее правило.
Несмотря на страстные протесты Сербии, Косово признают ведущие западные страны, хотя оно не было союзной республикой. Сербия - это не Россия или Китай, обладающие ядерным оружием, а слабая и изолированная страна, которая ничего поделать не может.
Сербское сопротивление связано не только с "жадностью", но и с ощущением несправедливости - почему отнимают именно у них, почему к Косову применяются иные принципы, чем к БиГ? И российская поддержка сербов - тоже не просто отражение "интересов". В наших мотивах есть и негодование на реальную несправедливость, на "двойные стандарты", и вполне обоснованный страх перед разрушением стабильного миропорядка.
Новое всегда появляется в несовершенной, сомнительной - и в правовом, и этическом отношении - форме. Никто не хочет быть "унесенным ветром". И каждый раз сопротивляющиеся заставляют тех, кто продвигает новые нормы, искать аргументы и соединять новые нормы с глубоким основанием правовых систем. Если не будет отрицания и переинтерпретации старых правовых норм, если не будет сопротивления этому отрицанию и переинтерпретации - развитие не будет правовым. Консервативная критика нового часто справедлива и всегда необходима, чтобы новое действительно утвердилось в адекватной, а не произвольной и карикатурной форме.
Через какое-то время борьба вокруг Косова утихнет, сербы сдадутся и Косово признают, а затем сдадутся все. Однако сопротивление признанию Косова необходимо и функционально. И каковы бы ни были мотивы Путина, когда он говорит, что объявлять косовскую ситуацию уникальной - лицемерие, "вранье все это", - он прав. И когда он говорит, что надо выработать единые правила поведения, он тоже прав. Ответом ему со стороны сторонников признания Косова должно быть не просто утверждение, что Косово - особый случай, а серьезные усилия по выработке и обоснованию новых правил в отношении права народов на самоопределение.