Знакомясь с содержанием величайших мировых древних памятников литературы, религии и культуры - «Махабхараты», Библии, «Илиады», «Одиссеи», «Авесты», Калевалы и других, - убеждаешься в том, что они повествуют прежде всего о конфликтах, противостояниях, борьбе, войнах как наиболее значительных событиях в истории человечества. Создается впечатление, что во все времена люди только тем и занимались, что постоянно воевали друг с другом, а в периоды между войнами готовились к новым столкновениям. Может показаться, что человечество появилось и существует на Земле только для того, чтобы воевать и заниматься самоуничтожением, а прогресс состоял и состоит в том, чтобы изобретать все новые и новые виды смертоносного оружия, а не в разностороннем развитии человеческой личности, ее дарований, талантов, духовности.
Таким образом, история человечества предстает, по существу, как антиистория, венцом которой видится Апокалипсис - гибель человечества, гибель всего мира. Неслучайно самыми великими героями этой антиистории являются не те, кто создавал высшие ценности материальной и духовной культуры, а, скорее, те, кто занимался их уничтожением: фараоны, короли, императоры, цари, президенты, военачальники, полководцы и т. д., то есть прежде всего те, кто командовал армиями, ведущими, как правило, агрессивные, завоевательные войны. Вот почему история и ее главные герои предстают в облике антиистории и антигероев, а истинная история и истинные герои остаются в тени или вообще не упоминаются.
Чтобы убедиться в этом, совсем необязательно углубляться в весьма отдаленные времена, достаточно вспомнить о войнах XX века - самых кровопролитных в истории: Первой и Второй мировых войнах. К сожалению, в настоящее время все чаще стали проявляться симптомы возможной третьей мировой войны.
Тем не менее наряду с повествованиями о бесконечных войнах и конфликтах в древних памятниках явно ощущается и противоположная тенденция: призывы к устроению и упрочению мира и мирной жизни, к уважению свободы, самобытности, образа жизни, верований и идеалов народов. Вслед за принципом «око за око, зуб за зуб» выдвигаются принципы, направленные на установление достойных, братских отношений между людьми, отношений, основанных на высоких духовных ценностях, высшей из которых является любовь. Именно этому учили основоположники мировых религий - Будда, Конфуций, Лао Цзы и особенно Иисус Христос.
Так, Будда говорил: «Добрые дела и добрые мысли - это единственные врата, через которые вы можете вступить на этот [то есть праведный] путь». Еще одно важнейшее его высказывание: «Любите врагов ваших, потому что враги - благодетели ваши: если вы любите их, они помогают вам достичь совершенства»1. Данное высказывание как бы предвосхищает известное высказывание Иисуса Христа в Нагорной проповеди.
Конфуций дал серьезное обоснование идеи человеколюбия как главной идеи всего его учения. Человек должен любить другого человека, никогда не проявлять к нему вражды и тем более ненависти. Человеколюбие включает в себя пять принципов: уважение, великодушие, доверие, сметливость, милость, следование которым исключает всякую вражду человека к человеку, не говоря уже о войнах, убийствах и т. д. Суть гуманизма и человеколюбия выразилась в следующем афоризме Конфуция: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим».
Основоположник даосизма Лао Цзы прямо и резко осуждал применение военной силы в отношениях между народами и отдельными людьми: «Хорошее войско - средство, [порождающее] несчастье, его ненавидят все существа. Поэтому человек, следующий Дао, его не употребляет. Благородный [правитель] во время мира предпочитает быть уступчивым [в отношении соседних стран] и лишь на войне применяет насилие. Войско - орудие несчастья, поэтому благородный [правитель] не стремится использовать его, он применяет его, только когда его к этому вынуждают. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране. Благополучие создается уважением, а несчастье происходит от насилия... Если убивают многих людей, то об этом нужно горько плакать. Победу следует отмечать похоронной процессией»2.
Иисус Христос в своей Нагорной проповеди в противоположность ветхозаветному принципу «око за око, зуб за зуб» провозглашает новый принцип, явивший собой подлинную революцию в изменении человеческого духа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»3. Иисус Христос провозгласил всеобщий и универсальный принцип любви человека к человеку, противостоящий любому насилию, любой ненависти, вражде и злу. Неслучайно в этой же Нагорной проповеди он говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими»4.
В исламе, представляющем собой некое единство закона и божественной благодати, где в Коране каждая сура начинается словами «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!», много внимания уделяется доброму, уважительному, справедливому отношению человека к человеку, где Аллах есть истина, стержень, вокруг которого выстраиваются все высшие ценности: добро, красота, справедливость, любовь, милосердие, свобода. Коран категорически запрещает обижать вдов, детей, сирот, стариков, вообще любого человека, не говоря уже об убийстве человека человеком: «Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке… А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для вечного пребывания там»5.
Таким образом, высказывания основоположников мировых философских учений, религий и культур свидетельствуют о том, что зло, ненависть, убийства, грабежи, войны и все, что приносило человеку страдания, смерть, решительно осуждалось и должно было исключаться из жизни общества. Тем не менее мы видим, что под воздействием алчности власть имущих, сильных мира сего постоянно велись и ведутся войны не только между отдельными странами и народами, но и между религиями и вероучениями. Достаточно вспомнить о Крестовых походах христиан против сторонников ислама, а последователей ислама - против христиан. Больше того, внутри самих мировых религий также существуют неприязненные и даже враждебные отношения, например между католицизмом и православием в христианстве, между шиитами и суннитами в исламе, между последователями индуизма и ислама, не говоря уже о взаимоотношениях официальных религиозных доктрин с многочисленными сектантскими учениями и т. д.
На протяжении тысячелетий вооруженные конфликты и войны возникали и велись в целях ненасытного, алчного обогащения и установления неограниченной власти для небольшого количества господствующих элит. Подобные претензии элит существовали во все времена во всех общественно-экономических формациях, но, пожалуй, в наибольшей степени они стали присущи элитам того строя, который получил название капитализма и который существует по сей день.
Совсем небольшая группа мировой правящей элиты (около 6 тыс. человек) владеет основными мировыми богатствами (до 80% и более) и, по существу, неограниченной политической властью. Однако эти люди постоянно твердят о том, что хотят владеть еще большими богатствами и еще большей властью. Во имя достижения этих целей они всегда шли и идут на развязывание и ведение самых страшных войн - от локальных до мировых. Постоянно повторяя избитые и давно надоевшие всему миру банальности о своей избранности, они не стесняются открыто говорить о том, что ради удовлетворения своих ненасытных интересов они готовы даже на развязывание третьей мировой войны. Все это провозглашается под лозунгами установления так называемой демократии и свободы, а фактически посредством разрушения истинной, реальной демократии и истинной, реальной свободы, поскольку провозглашаемая демократия и свобода устанавливаются лишь для этой элиты, а не для народов. Может ли быть что-либо более кощунственное, более человеконенавистническое и более преступное, чем вынашивание подобных замыслов?!
В своем недавно изданном фундаментальном исследовании «Капитал в XXI веке» французский экономист Т.Пикетти на огромном историческом материале развития капитализма за три столетия убедительно показывает неизбежность дальнейшего увеличения пропасти между богатыми и бедными, точнее, между сверхбогатыми и основной частью населения, что будет неминуемо приводить к дальнейшей дестабилизации общества, социальным конфликтам, взрывам, революциям и войнам вплоть до мировых, поскольку очевидно, что сверхбогатые никогда добровольно не откажутся от своего богатства и сверхприбылей.
Так, согласно имеющимся данным, в настоящее время одна тысячная населения земного шара (примерно 4,5 млн. человек), владеющая капиталом в среднем в размере 10 млн. евро, распоряжается 20% глобального богатства (при этом, например, в США богатые 10% населения, получающие доход от капитала, владеют 72% от всего национального богатства, а беднейшие 50% населения распоряжаются только 2% национального богатства). Если подобная тенденция продолжится (рост доходности крупных состояний 6% при среднем приросте глобального капитала 2% в год), то, по прогнозам Т.Пикетти, через 30 лет одна тысячная населения планеты будет контролировать 60% глобального богатства6.
Лучшие представители человечества постоянно выступали с резким осуждением любых войн и вооруженных конфликтов. Так, в свое время Президент США Джон Кеннеди заявлял, что, если человечество не уничтожит войну, война уничтожит человечество, а один из отцов-основателей Америки Томас Джефферсон раскрывал суть войны: для корыстного духа коммерции не существует ни родины, ни чувств, ни принципов - одна нажива. Американский писатель Эрнест Хемингуэй, не раз бывавший в гуще военных событий, отмечал: «Те, кто сражается на войне, - самые замечательные люди, и чем ближе к передовой, тем более замечательных людей там встретишь; зато те, кто затевает, разжигает и ведет войну, - свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться. Я считаю, что все, кто наживается на войне и кто способствует ее разжиганию, должны быть расстреляны в первый же день военных действий доверенными представителями честных граждан своей страны, которых они посылают сражаться». Многим из тех, кто в настоящее время разжигает вооруженные конфликты, стоит всерьез подумать над этими замечательными словами писателя.
Некоторые религиозные мыслители, такие как Л.Н.Толстой, придерживались теории непротивления злу насилием, которая, к сожалению, не столько останавливала зло и войну, сколько способствовала их развязыванию: «Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире».
Глава католической церкви Иоанн Павел II в свое время отмечал: «Пусть люди всерьез задумаются над тем, сколь абсурдна и несправедлива любая война - на ее арене, полной смерти и боли, остается нетронутым лишь стол переговоров. Война - это поражение для всего человечества».
Любые претензии на избранность того или иного народа и на его мировое господство всегда приводили к катастрофам, о чем никому и никогда нельзя забывать.
К сожалению, политика, проводимая Соединенными Штатами, которые в последние десятилетия претендуют на свою избранность, и их европейскими союзниками, не только не вселяет никаких положительных надежд на будущее, а, скорее, наоборот, ведет человечество к катастрофе. В связи с этим хотелось бы привести высказывания выдающегося современного ученого Ноама Хомского, лингвиста, философа, общественного деятеля, по праву считающегося одним из крупнейших интеллектуалов современного мира. На протяжении многих лет он, живя и работая в Соединенных Штатах, активно выступал и выступает против агрессивной политики правящих кругов страны.
Отвечая на вопрос корреспондента «Евроньюс» в программе «Глобальный диалог» об общей картине современного мира - вселяет ли она оптимизм или пессимизм, - Н.Хомский дает образный, устрашающий, апокалиптический ответ: «На глобальном уровне мы мчимся к пропасти и полны решимости в нее рухнуть, что резко снижает наши перспективы на достойное выживание»7. Ученый поясняет свое понимание пропасти, состоящей из двух глобальных проблем: угрозы экологической катастрофы и угрозы ядерной войны.
Что касается проблем окружающей среды, то, по мнению Н.Хомского, человечество стоит перед дилеммой, будет ли «этот эксперимент так называемой разумной жизни продолжаться или мы решим его уничтожить». Хищническая добыча и использование углеводородов в ближайшем будущем может привести к полному исчезновению их запасов, к этому добавляется и то, что последствия изменения климата для человечества в скором времени будут катастрофическими.
Относительно ядерной проблемы, переговоры по этому вопросу с Ираном Н.Хомский поддерживает, хотя и считает их ошибочными. Но при этом он обращает особое внимание на то, что есть два государства, «которые буйствуют на Ближнем Востоке, постоянно осуществляя агрессии, насилие, террористические акты и незаконные действия. Они оба обладают огромными арсеналами ядерного оружия. Но их ядерное оружие не рассматривается». Это Соединенные Штаты и Израиль - «два основных ядерных государства в мире. Именно поэтому в международных опросах, проводимых американскими социологическими службами, подавляющее большинство людей называют США самой большой угрозой миру во всем мире. Ни одна другая страна не может даже близко с ними сравниться. Интересно, что американские СМИ отказались опубликовать эти данные, но они есть».
Несмотря на подписанное соглашение с Ираном, Н.Хомский не меняет своего отрицательного отношения к политике Б.Обамы, поскольку именно он «инициировал программу модернизации системы ядерного оружия США на триллион долларов, а это означает расширение системы ядерного оружия. Это одна из причин, по которым известные Часы Судного дня, придуманные журналом ученых-ядерщиков, были переведены несколько недель назад еще на две минуты ближе к полуночи. Полночь - это конец. Сейчас часы показывают без трех минут полночь. Это меньше, чем когда бы то ни было за последние 30 лет - со времен Рейгана, когда существовала большая угроза войны».
Называя США и Израиль «двумя государствами-прохвостами», Н.Хомский считает, что самую большую опасность для них представляет их собственная политика. Он акцентирует внимание на том, что «худшая террористическая кампания в мире на сегодняшний день - та, которой управляют из Вашингтона. Это кампания глобальных убийств. Террористической кампании такого масштаба еще никогда не было». Под этим он имеет в виду массовое использование дронов. «Во многих частях мира США систематически, публично, открыто - в том, что я говорю, нет никакого секрета, мы все об этом знаем - проводят регулярные кампании по убийству людей, которых американское правительство подозревает в намерении когда-либо нанести ему вред... Это кампания, генерирующая террор. Когда вы бомбите, скажем, деревню в Йемене и убиваете кого-то - может быть, человека, который был вашей мишенью, а, может быть, не его, а других людей, которые оказались в этом районе, - как, по-вашему, они будут реагировать? Они будут мстить».
Отвечая на вопрос журналиста о политике современной Европы: «Европа - слуга Соединенных Штатов?», Н.Хомский дает недвусмысленный ответ: «Определенно. Они слишком трусливы, чтобы занять независимую позицию».
Весьма определенно Н.Хомский высказывается и о политике российского лидера В.Путина: провокационное расширение НАТО на Восток, начиная с 1990-х годов, вызвало естественную реакцию российского руководства, поскольку такое расширение представляет непосредственную угрозу национальным интересам и безопасности России. В этом смысле политика В.Путина понятна, понятна она и в отношении Украины и Крыма. Н.Хомский подчеркивает, что стремление Украины в НАТО «не защищает Украину, а угрожает Украине крупномасштабной войной. Стремление в НАТО - это не защита. Суть в том, что это серьезная стратегическая угроза для России, на которую любой российский лидер должен был бы реагировать. Все это понятно».
Касаясь основных проблем современной Европы, Н.Хомский считает, что необходимо списать основную часть долга для ряда стран, переживающих экономические трудности (Греции, Испании, Португалии и др.), как это было сделано в 1953 году для Германии. Проводимая в Европе политика, по существу, разрушает государство всеобщего благосостояния, создание которого «является одним из крупнейших вкладов Европы в современное общество, но богатые и могущественные его никогда не любили». Такую политику необходимо менять. Так же, как необходимо менять и свою политику Соединенным Штатам, которые на последнем саммите Америк в Панаме оказались в полной изоляции. «Это радикальное изменение по сравнению с тем, что было 10 или 20 лет назад, когда Соединенные Штаты вмешивались в латиноамериканские дела. На самом деле причиной, по которой Обама сделал эти жесты в отношении Кубы, была попытка преодолеть изоляцию США. Изолированы США, а не Куба. И, определенно, это провал».
Подробное изложение взглядов Н.Хомского важно тем, что это суждения не только выдающегося ученого современности, но и гражданина Соединенных Штатов, открыто высказывающего свое мнение и видение решения основных проблем современного мира.
Столь же откровенно по поводу американской внешней политики высказывается и другой гражданин США - хорошо известный государственный деятель и дипломат Генри Киссинджер в своем недавнем интервью журналу «The National Interest» (19 августа 2015 г.).
Говоря о роли Соединенных Штатов в современной мировой политике, Киссинджер отмечает отсутствие исторического и геополитического подходов американского руководства к глобальным проблемам современного мира: «Проблема военных конфликтов, в которых участвовала Америка после окончания Второй мировой войны, заключается в неспособности приблизить стратегию к тому, что возможно осуществить внутри страны. Пять войн, в которых мы приняли участие после Второй мировой, начинались с огромным энтузиазмом. Но «ястребы» не одерживали верх. В конце концов они оказывались в меньшинстве. Нам не следует вмешиваться в международные конфликты, если с самого начала мы не можем предсказать, что будет в конце, и если мы не хотим предпринимать действия, которые приведут к желаемой развязке… Мы отказываемся учиться на своих ошибках. По существу, решения принимаются людьми, не знающими истории. Сейчас в школах больше не учат истории как последовательности взаимосвязанных событий. Они изучают отдельные темы без контекста».
Недальновидность американских политиков в решении международных проблем Киссинджер показывает также на примере украинского кризиса. Вместо того чтобы всерьез изучить возможность соединения национальных интересов Соединенных Штатов с национальными интересами России и Украины, американские политики концентрируются исключительно на собственных интересах, в связи с чем этот кризис только усугубился: «Украинский кризис превращается в трагедию, потому что в нем смешались долгосрочные интересы мирового порядка с неотложной потребностью Украины восстановить свою идентичность. Я защищаю независимую Украину в ее нынешних границах с начала постсоветского порядка. Но когда вы видите, как мусульманские отряды сражаются от имени Украины, это говорит о том, что чувство меры оказалось потеряно». По существу, главной целью американских политиков стало как можно больше навредить России.
Что касается проблемы Крыма и связанной с этим «завоевательной политики» России, Киссинджер напоминает о том, что и Крым, и Украина на протяжении длительного времени были частью России и западным политикам следует исходить из этого глобального исторического контекста, а не обвинять Россию в агрессивности: «Если бы Запад был честным с самим собой, он должен был бы признать, что были ошибки на его стороне. Аннексия Крыма не была шагом в сторону глобального завоевания».
И, наконец, третий пример критики американской внешней политики со стороны также американского гражданина и патриота, бывшего главы аппарата госсекретаря США Колина Пауэлла Лоуренса Уилкерсона (2002-2005 гг.). В интервью латвийской радиостанции «Baltkom» (29 августа 2015 г.) он заявил: «США насчитывают около 400 человек, чье общее состояние превышает триллионы долларов. Это просто неприличное, оскорбительное распределение богатства по стране. Огромное неравенство. Власть находится в руках примерно 0,001% людей». При этом он подчеркнул, что «именно олигархи руководят всеми процессами из-за сцены».
Соединенные Штаты все еще остаются самой влиятельной страной мира как в области экономики, так и в области мировой политики, но если США станут и дальше проводить подобный политический курс, то эта супердержава будет неизбежно подрывать свою силу и могущество, впадать во все большую изоляцию и уступать свои позиции. Как будут развиваться события, покажет время. Будем надеяться, что Часы Судного дня, показывающие без трех минут полночь, начнут обратный отсчет.
1Афоризмы Будды. М.: Geleos Publishing House, 2011. С. 49-50.
2Лао Цзы. Дао дэ дзин. СПб.: Аврора, 2005. С. 13.
3Новый Завет. Ев. от Матф. 5:44.
4Там же. 5:9.
5Коран. 4:94, 95.
6Piketty T. Capital in the Twenty-First Century. Harvard University Press, Cambridge (Massachusetts), London (England), 2014.
7См.: http://www.euronews.com, беседа с Н.Хомским от 17.04.2015.