Хотела бы выразить глубокую благодарность за приглашение выступить в серии «Золотая коллекция» в этот очень важный год в области развития.

В своем выступлении выскажусь относительно формирующейся повестки дня на будущие годы, о важном вкладе, который может внести Россия, а также дам оценку прочным партнерским отношениям, которые складываются между Россией и ПРООН.

Новая глобальная повестка дня - укрепление ЦРТ

В ближайшие месяцы в Нью-Йорке государства - члены Организации Объединенных Наций должны согласовать новую повестку дня в области развития, которая сменит Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Эта повестка обещает быть амбициозной и ориентированной на трансформацию в области развития. Она будет носить всеобщий характер, охватывать все три аспекта устойчивого развития и будет направлена на решение множества взаимосвязанных задач, перед которыми стоит мир. Повестка дня актуальна для стран, находящихся на самых разных ступенях развития.

Повестка дня для Целей устойчивого развития (ЦУР) в этом году будет укреплена результатами других крупных глобальных процессов, связанных с развитием. Реализация решений III Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, состоявшейся три месяца назад в Японии, решений предстоящих III Международной конференции по финансированию развития в Аддис-Абебе, а также декабрьской Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (COP21) в Париже окажет большое влияние на то, смогут ли быть реализованы Цели устойчивого развития.

Без сомнения, достигнут огромный прогресс в области развития со времени появления Целей развития тысячелетия. Между 1990 и 2010 годами, например, крайняя бедность по уровню доходов уменьшилась вдвое и также практически вдвое сократилась вероятность смерти детей в возрасте до пяти лет. Сейчас большинство детей в развивающихся странах, по крайней мере некоторое время, посещают начальную школу. Показатели материнской смертности пусть и недостаточно, но снизились, и был достигнут значительный прогресс в области борьбы с ВИЧ, малярией и туберкулезом. Цели, поставленные в области доступа к улучшенным источникам воды, были достигнуты.

Содействие России в области развития внесло свой вклад в этот прогресс, не в последнюю очередь за счет ее вклада в области здравоохранения, образования и продовольственной безопасности. Например, в период между 2006 и 2010 годами четверть помощи России была выделена на здравоохранение, в том числе на борьбу с инфекционными болезнями и повышение готовности к борьбе с эпидемиями в Центральной Азии.

В повестке дня ЦРТ есть еще много незаконченных дел. Нищета и голод пока еще не ликвидированы, а неравенство растет во многих странах. Точно так же множатся и глобальные экологические проблемы. Это особенно заметно на примере изменений климата. Их последствия угрожают достижениям развития во всех государствах, особенно в беднейших и наиболее уязвимых странах.

Новая глобальная повестка дня должна учитывать эти проблемы: в противном случае можно столкнуться с миром, для которого будут характерны еще бόльшие потрясения и нестабильность. Действовать надо сейчас. Если мы выпустим эти проблемы из поля зрения, то усилятся сектантство и насилие. Бремя сложных гуманитарных чрезвычайных ситуаций, вызванных конфликтами или стихийными бедствиями, серьезно сказывается на положении народов, находящихся в центре этих событий, и на международных бюджетах для чрезвычайных ситуаций.

В нынешнем перечне Целей устойчивого развития, предлагаемом государствам - членам ООН, содержатся цели и задачи, которые касаются экономического роста, инфраструктуры, энергетики, а также укрепления потенциала для торговли и привлечения инвестиций. Повестка дня также охватывает незаконченные программы ЦРТ и проблемы экологической деградации и быстрой урбанизации. Внимание при этом сосредоточено на решении проблем неравенства. Действительно, очень важно никого не оставить без внимания, что в решающей мере определяет новую повестку дня.

Точно так же впервые в предлагаемой новой глобальной повестке дня в области развития подчеркивается, что для развития необходимы мирные и инклюзивные общества, предоставляющие равные возможности для всех, справедливость для всех, а также эффективные, подотчетные и инклюзивные учреждения на всех уровнях.

Реализация

Новая программа развития останется лишь словами на бумаге, если она не может быть реализована. Решающее значение будет иметь сильный пакет «средств реализации». Необходимо укреплять потенциал. Необходимы обновленные глобальные партнерства для развития. И хотя деньги - еще не все, доступ к финансовым ресурсам жизненно важен.

Таким образом, на Конференции по финансированию развития в Аддис-Абебе необходимо достичь результата, который будет настолько же смелым и амбициозным, какой обещает быть повестка дня по устойчивому развитию.

Крайне важно, чтобы страны с развитой экономикой подтвердили цель международного сообщества выделять 0,7% своего валового национального дохода на Официальную помощь в целях развития (ОПР).

ОПР должна быть продуманной помощью в поддержку усилий по созданию национального потенциала для инклюзивного и устойчивого роста, для мобилизации внутренних ресурсов в результате такого роста и для привлечения качественных кредитов и инвестиций. Конференция в Аддис-Абебе предоставит также возможности принять конкретные обязательства по борьбе с уклонением от уплаты налогов и незаконными финансовыми потоками, которые сдерживают усилия по мобилизации внутренних ресурсов.

Действительно, в таких областях, как торговля, налогообложение и миграция, необходима гораздо большая согласованность международной политики. Развивающиеся страны также нуждаются в более открытом доступе к технологиям, которые позволят им совершать прорывы в области устойчивого развития.

Круг задач, который указан в новой глобальной повестке дня, также требует большего международного общественного финансирования помимо ОПР. Необходимы дополнительные ресурсы для инвестиций в такие области, как борьба с инфекционными заболеваниями, адаптация к изменениям климата и смягчение их последствий, а также для инвестиций в науку, инновации и новые технологии.

Реализация смелой глобальной повестки устойчивого развития требует также привлечь к ней мировой частный сектор. Методы, которыми деловой мир ведет бизнес, и нормативные рамки, в которых бизнес оперирует, существенным образом влияют на то, станет ли развитие устойчивым. Стремление к инклюзивной бизнес-модели, созданию общих ценностей и корпоративной социальной ответственности также оказывает серьезную помощь.

Новая универсальная глобальная повестка дня подразумевает, что развитие - не есть нечто, что должно произойти для кого-то другого и в другом месте. Поиск достижения и поддержания высокого уровня человеческого развития актуален для всех стран. И проблемы устойчивого развития нашей экосистемы стоят перед странами, находящимися на любых уровнях развития.

Вклад России в развитие сотрудничества и новую глобальную повестку дня

Растущая поддержка крупнейших развивающихся стран и доноров, таких как Россия, в области сотрудничества для развития будет значительным подспорьем в достижении новых Целей устойчивого развития и поставленных задач. Расширение источников поддержки для развивающихся стран благоприятно сказывается на развитии.

Россия уже давно участвует в сотрудничестве для развития. Ее расходы на оказание помощи в последние годы вновь значительно увеличились со 100 млн. долларов в 2004 году до более чем 700 млн. долларов в 2013 году.

За последнее десятилетие Россия предоставила гуманитарную помощь 110 странам, в том числе используя силы хорошо укомплектованного и быстро реагирующего МЧС. Точно так же Россия внесла свой вклад во Всемирную продовольственную программу; Программу быстрого социального реагирования (быстрого реагирования на социальные потрясения) Всемирного банка, запущенную в 2009 году для антикризисной поддержки малоимущим и уязвимым группам населения, проводимую посредством социального участия; в Фонд ООН по миростроительству; в мероприятия по борьбе с эпидемией лихорадки Эбола. В ПРООН мы также получили от России ценную поддержку наших ранних восстановительных работ, включая наши мероприятия по ликвидации последствий тайфуна «Хайян» на Филиппинах.

Далее, в рамках обязательств «Группы восьми» в Глениглсе Россия списала долг африканских стран в размере 11,3 млрд. долларов, включая 2,2 млрд. долларов в рамках инициатив для беднейших стран с высоким уровнем внешней задолженности (HIPC); списала 552 млн. долларов по схеме «долг в обмен на развитие» («Debt-for-Development SWAPs»); в сентябре 2012 года объявила о списании 11 млрд. долларов долга Северной Корее, а также о списании почти 500 млн. долларов долга Кыргызстану. Хорошо известно, что умеренные уровни задолженности важны для развития, что повышает значимость ее списания.

Новый банк развития БРИКС, партнером-учредителем которого выступила и Россия, стал ярким примером нового поколения финансирования для развития, что может помочь в достижении ЦУР и национальных повесток дня в области развития. Банк может стать существенным движителем развития в странах БРИКС и в развивающемся мире в целом.

Россия также выразила в марте в Японии свою твердую приверженность снижению риска бедствий на третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий. В сентябре прошлого года в Самоа на Конференции по малым островным развивающимся государствам (SIDS) Россия объявила, что она, работая в партнерстве с ПРООН, изучит возможность запустить долгосрочный проект по повышению устойчивости к бедствиям тихоокеанских малых островных развивающихся государств.

Россотрудничество: предстоящие задачи

С принятием Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденной Его Превосходительством Президентом Путиным в 2014 году, политика России в области помощи по развитию стала четко сформулированной. Понятно, что роль Россотрудничества была укреплена, оно получило более широкий мандат и укрепило свой кадровый потенциал. Наличие сильного специализированного агентства по оказанию помощи со стратегической программой станет гарантией, что Россия сможет внести значительный вклад в достижение новых ЦУР.

ПРООН располагает многолетним опытом работы с учреждениями, оказывающими помощь по всему миру. Общие проблемы для всех этих учреждений: как наилучшим образом распределять финансы, находящиеся в их распоряжении, чтобы они использовались продуманными и измеримыми способами, и как обеспечить, чтобы финансирование с их стороны учитывало накопленные знания и опыт и было хорошо скоординировано с другими участниками. Это особенно актуально в первые годы существования таких учреждений, а также при увеличении финансирования.

Россия обладает широкими знаниями и опытом, которые уже благотворно сказываются на ее партнерах по СНГ и за его пределами. Например, в начале года в процессе присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу Федеральная таможенная служба России и другие соответствующие агентства предоставили бесценную поддержку и экспертизу по таможенному регулированию и таможенным процедурам своим коллегам из Кыргызстана.

Помощь может содействовать региональной интеграции и сотрудничеству, если она гарантирует, что торговая, миграционная и иная политика способствуют инклюзивному и устойчивому росту. Россия уже была инициатором создания торговых альянсов в регионе, в том числе посредством Евразийского экономического союза. Поддержка торговли и более открытых рынков труда в Центральной Азии и за ее пределами, вероятно, в кооперации со странами Шанхайской организации сотрудничества, также может стать мощным фактором развития этих и других стран региона.

Всеми своими усилиями Россия продемонстрировала свою готовность стать партнером многосторонних организаций, включая учреждения системы Организации Объединенных Наций - Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Всемирный банк и другие. В качестве члена - учредителя Организации Объединенных Наций Россия показала многолетнюю приверженность многосторонности и многосторонним повесткам дня. Уверена, что Россия будет очень важным партнером в поддержке реализации новой глобальной повестки дня в области развития.

Сотрудничество с ПРООН

С 2010 года, когда в России был закрыт офис ПРООН, - что ознаменовало собой важное изменение в наших отношениях, - Россия выделила более 22 млн. долларов для программ и проектов ПРООН по всему миру.

Финансирование со стороны России позволило ПРООН отреагировать на неотложные проблемы восстановления на юге Кыргызстана после трагических событий 2010 года; организовать обучение и предоставить оборудование для фермеров в отдаленных районах Таджикистана, граничащих с Афганистаном; обеспечить работой тысячи жителей, пострадавших от разрушительного тайфуна «Хайян» на Филиппинах; поддержать Беларусь в ее стремлении к вступлению в ВТО. Совсем недавно мы запустили программу, направленную на создание рабочих мест в одном из самых неблагополучных регионов Армении и одновременно на решение там постоянных проблем с энергоэффективностью.

На основе нашего важного партнерства с Россией мы сейчас перешли на новый, стратегический этап наших отношений. В январе мною и первым заместителем премьер-министра г-ном Шуваловым было подписано новое Рамочное соглашение о партнерстве между РФ и ПРООН.

Данное соглашение предусматривает многолетнее партнерство по снижению бедности; по уменьшению опасности бедствий и обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям; а также по проблемам энергетики и окружающей среды. Это партнерство охватывает не только Центральную Азию и Кавказ, но и выходит за их пределы. В соглашении также уделяется особое внимание поддержке экономического роста, который приносит пользу развитию человеческого потенциала в контексте процесса евразийской интеграции. Мы также изучаем возможности принять на работу молодых россиян в штат ООН в рамках нашей программы для младших специалистов, что даст им возможность познакомиться с нашей работой.

Для ПРООН стратегическое партнерство с Россией представляет собой часть наших общих усилий по трансформации отношений с развивающимися экономиками, которые играют все большую роль в сотрудничестве по развитию. У нас сложились такие партнерские отношения практически со всеми странами с развивающейся экономикой «Группы двадцати».

Наше партнерство с Россией будет подкреплено новым Трастовым фондом Россия - ПРООН, которое мы подпишем с министром иностранных дел.

 q

Показательно, что партнерство России и ПРООН в этом году укрепляется по мере того, как новая глобальная повестка дня в области развития проходит процедуру согласования. ПРООН надеется на сотрудничество с российскими партнерами, чтобы гарантировать использование российской помощи, направляемой через ПРООН, по назначению. В прошлом году независимая международная НПО «Инициатива по обеспечению прозрачности международной помощи» признала ПРООН самой транспарентной в мире организацией по сотрудничеству в области развития.

Для реализации новой глобальной повестки дня в области развития необходимы очень широкие партнерства. Уверена, что растущий вклад России в сотрудничество по развитию сыграет в этом весьма значительную роль. В ПРООН мы полностью привержены поддержке странам в достижении Целей устойчивого развития и рассчитываем на тесное сотрудничество с Россией в этом направлении.

Если мы все будем работать вместе, то у нас появится шанс удовлетворить стремление народов к обеспечению мира, процветанию, благополучию и сохранению нашей планеты. В 2015 году, когда один раз за целое поколение людей вырабатывается новая крупная повестка дня, есть возможность направить развитие нашей планеты на инклюзивный и устойчивый курс. В ПРООН мы рассчитываем на Россию как на партнера в этом начинании.