ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Эмир Кустурица - философские размышления о ХХ веке и не только

14:51 06.08.2013 • Константин Качалин, журналист-международник

Часть 2

"Югоностальгия и  Европейский Союз"

Свой путь в искусстве Эмир Кустурица начал в многонациональном Сараево, который всегда называли "котлом" всего и всех в СФРЮ.   Для него и сегодня Босния и Герцеговина  - это часть большой и дружной Югославии времен маршала Тито, который построил новую страну, развалившуюся на мелкие части после его смерти.

 

"Югоностальгия"

"Югославия развалилась, вернее ее развалили из-за того, что влиятельные американские политики получили заказ Ватикана на создание двух католических государств - Словении и Хорватии. И второе – передел, перекомпоновка мира. И сейчас жива старая идея Наполеона, о том, что запад должен расширяться на Восток.  А Восток всегда защищался, потому что у него не было аргументов для того, чтобы расширяться на Запад. У России нет ни «Мерседесов» (в смысле она не придумала эту машину), ни «Макинтоша», чтобы получить подтверждение того, что она принадлежит к западной цивилизации. «Мерседесы» и «Макинтоши», так считают на Западе, принадлежность к более цивилизованному и лучшему миру.  Это ошибочное видение мира, которое навязывается сегодня всеми и вся. Тот, кто сегодня размахивает последними достижениями - чипами меньше, чем человеческий нейрон, считает себя самым цивилизованным, самым мощным. Он принадлежит к западной цивилизации.

Запад считает себя цивилизованнее других. Вся его цивилизация базируется на древней римской культуре, а также на культуре современной Америки. Так происходит все последнее время, аргументы все меньше человеческие, и все больше технологические. Я думаю, что в современном видении мира технологический взгляд не может быть единственным.  А сегодня технологические достижения становятся единственным аргументом. Пример Первой мировой войны, когда немецкий солдат ехал на войну в  открытом «Мерседесе» и фотоаппаратом «Лейка», он был уверен, что только он самый лучший воин, лучший из всех. Сегодня он, об этом пишет Достоевский в своих «Записках из подполья», идет дальше. Этот солдат, вернее летчик   забрасывает Сербию ракетами, бомбами и «Томагавкам» три месяца и считает, что это нормально. Подчеркну, что Достоевский говорил, что выход человечества в направлении извращенности. Ты имеешь человека, который является частью этого мощного современного мира, и он три месяца уничтожает с воздуха суверенную Югославию три месяца – каждый день и ночь без перерыва. Он смотрит на страну и на ее людей только через электронный прицел своего бортового компьютера. Это извращенное восприятие цивилизованного мира. В Брюсселе и Вашингтоне это называли гуманитарными бомбардировками, они проводили гуманитарную операцию. Это парадокс, в котором мы сегодня живем. И в прошлые века были парадоксы.  Сегодня этих парадоксов более чем достаточно. А Сербия самый большой парадокс. Ведь Сербия дала цивилизованному Западу великих ученых Николу Теслу, Пупина, лауреата Нобелевской премии писателя Иво Андрича и многих других. Сербия подарила миру замечательные фильмы, получившие признание на Западе".

 

Югославы отстроили Евросоюз

"Мы дали Европе, как говорил Карл Маркс, рабочую силу, которая строила Европу. Ведь с начала 60-х годов, когда Тито стал отпускать сербов, хорватов, словенцев, македонцев и представителей других народов, входящих в СФРЮ, мы, югославы, принимали самое активное участие в создании современной Европы.  Мы вполне цивилизованный народ, который тесно связан своей культурой с Россией. К сожалению, мы  пока не смогли создать тесного экономического сотрудничества между нашими странами. Но мы активно сотрудничаем друг с другом в культуре, в православии. Нас с русскими многое объединяет. У нас одинаковые достоинства и недостатки. Мы зарабатываем с большим трудом деньги, но тратим их по-цыгански – на бриллианты, на золото, на самые дорогие автомобили. У нас нет того, чему нужно учиться у протестантов – скромности. Нужно иметь социальную идею, в которой индивидуальный личный восторг тонет в общем, коллективном. Это наш недостаток. Между тем, Сербия объективно одна территория, один народ в Европе, и об этом  писала газета « Le Monde». В  ней, в частности,  было сказано, что Сербию нельзя принимать в ЕС, потому что она станет «русским троянским конем». Это тоже парадокс. Что может сделать плохого Сербия европейцам, если эта Россия такая свободная и демократическая? Почему существует напряженность между РФ и США, между Россией и НАТО?  Об   этом нужно спросить у Запада.

Подтверждение превосходства одного народа над другим, то о чем говорил Гитлер. Он считал, что немцы превосходят другие народы мира. Сегодня превосходство одних над другими – огромное число технических инструментов, которые подтверждают, что один прав, а другой – нет. Ты можешь быть духовно богатым, мы можешь быть самым образованным, самым умным, но если у тебя нет денег на последнюю «Нокию», то ты не будешь выглядеть приличным человеком.

После распада социалистической Югославии в 1991 году я увидел спорную точку нашей истории. Югославия, созданная в 1945 году маршалом Тито, была большим государством. Это была современная и мощная страна. Именно та Югославия сделала Балканы впервые за многие века стабильными.Самое большое сожаление о той Югославии. Она не была ни Востоком, ни Западом. Я тоскую по той стране,  с  ее распадом, с ее разрывом на мелкие части мы получили нестабильные Балканы, которые всегда были под присмотром разных спецслужб. Они давали рекомендации новым политикам, какие землетрясения устраивать. Обычно они устраивались не у нас, а за нашими границами. В других столицах".  

 

(Окончание следует)

 

Часть 1

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати