Давным-давно, в одной мирной молодой стране еще молодые олигархи, уже вкусившие прелесть коррупции и утверждающие ее правила ради роста своих состояний, отказались от одной сделки. Тогда, в начале нулевых, энергетические компании США проявляли интерес к украинским энергораспределяющим компаниям – облэнерго. Компания AES Corp[i] 2001 году приобрела два облэнерго «Киевоблэнерго» и «Ровнооблэнерго». Предложение о продаже других облэнерго поступало от американцев владельцам и других компаний, распределяющих элетроэнергию. Украинские олигархи решили американцам отказать, и продолжили владеть ими, регулярно осуществляя рейдерские захваты, вступая в партнерство друг с другом.
В 2013 году AES продала «Киевоблэнерго» и «Ровнооблэнерго» VS Energy. Американцев выдавили с украинского энергорынка: «Пример AES, считает Financial Times, напоминает о том, что в такой стране, как Украина, даже более крупные инвесторы (вроде Royal Dutch Shell, Chevron или ExxonMobil) могут быть «затравлены» властями. Возможно, им не стоит смотреть, как мелкие украинские компании получают большую прибыль в этих все еще мутных водах постсоветского бизнеса».[ii] Судя по всему, за более чем 10 лет американская энергокомпания не смогла выстроить систему лоббизма интересов в украинской власти, на этом поле ее переиграли украинские и российские бизнесмены. Понятно так же и то, что за американскими компаниями не стояло мощное политическое влияние, иначе владения американцев в энергетике, несмотря на смену украинских президентов и правительств, были бы гораздо обширнее.
Вопрос владения энергораспределяющими компаниями вновь возникает в политической повестке. Режим Зеленского вводил этот вопрос в политику в исключительно утилитарных целях – получение контроля над облэнерго лицами лояльными и близкими к режиму. Отсюда санкции против олигарха Игоря Коломойского, уже и так находящегося под арестом, введены ограничения против Константина Григоришина («Винницаоблэнерго», «Черниговоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Запорожьеоблэнерго», «Полтаваоблэнерго», «Сумыоблэнерго»), который является совладельцем этих структур вместе с Коломойским.[iii] Они действуют так, как действовали их предшественники – никакой стратегии, просто забрать вкусные активы. Вопрос того, что активы могут составлять гарантии для них и страны – похоже, не рассматривался. Как и предшественники, деятели режима Зеленского готовы действовать по схеме сына Байдена – номинальная должность как легитимация взятки за лоббирование интересов и политическую поддержку.
Поэтому вопрос американского контроля над энергетикой стал очередным неприятным сюрпризом для Зеленского и публично противостоять этому очередному предложению, от которого трудно отказаться, он решил, заявляя о государственном статусе атомной энергетики и продолжая наносить удары по российской и международной энергетической инфраструктуре на территории России.
Договоренность Путина и Трампа о 30 дневном прекращении ударов по энергетической инфраструктуре - это отражение интереса США, и тест для Киева о готовности последнего к серьезному разговору по активам и ресурсам на Украине, которые могут перейти под контроль США. Как показатель готовности подчиниться воли Вашингтона, и получить его защиту. Несоблюдение Киевом энергетического перемирия, которое началось 18 марта, это удар по интересам США на Украине и за ее пределами. При этом удары по энергетическим объектам с 18 марта носят системный характер. По данным министерства обороны РФ[iv]:
- 24 марта в результате удара украинского БПЛА по инфраструктуре кубанского филиала ПАО «Россети» в Краснодарском крае произошло отключение высоковольтной линии (500 кВ) «Ростовская АЭС - Тихорецк № 2».
- 24 и 26 марта у побережья Крыма в районе мыса Тарханкут дежурными средствами ПВО сбиты три украинских ударных БПЛА, объектом атаки которых было наземное оборудование Глебовского подземного хранилища газа.
- 25 марта в Курской области в результате атаки украинского БПЛА по энергообъекту филиала ПАО «Россети Центр – Курскэнерго» произошло каскадное отключение ряда подстанций, в результате которого без электроснабжения остались более 4 тысяч потребителей Хомутовского района.
- 26 марта около 4:45 по московскому времени в Брянской области в результате атаки украинского БПЛА по объекту филиала ПАО «Россети Центр – Брянскэнерго» произошло отключение высоковольтной линии 10 кВ, в результате которого без электроснабжения остались потребители в Комаричском районе.
Удары по структуре консорциума КТК[v] («Каспийский трубопроводный консорциум», поставки нефти из Казахстана к терминалу на краснодарском побережье Черного моря), где в собственниках и компании из США – это прямые удары по американскому бизнесу, при этом несоблюдение Киевом энергетического перемирия – провокация российских ударов по украинской энергетической инфраструктуре, которую хотят получить американцы и как бизнес, и как гарантии возврата своих денег, потраченных на поддержку Украины администрацией Байдена. Такие действия Киева должны привести к потере привлекательности для американцев украинской энергоструктуры, а также спровоцировать по этому поводу конфликт между США и Россией.
Вопрос контроля американцами атомной энергетики на Украине и попытка включить в объекты контроля Запорожскую АЭС, являющуюся федеральной собственностью России имеют ряд разноплановых и значимых для администрации Трампа причин.
Во-первых, контроль над энергетикой — это вопрос политического влияния, во-вторых, это постоянно работающие, а значит, приносящие прибыль активы, в-третьих, это вопрос соблюдения Штатами норм международного права в области нераспространения ядерного оружия. Последняя позиция является важнейшей, нельзя исключать, что она стала определяющей для интереса администрации Трампа к атомной генерации на Украине. Экс-депутат Госдумы, бывший офицер 12-го Главного управления Минобороны РФ (ядерно-техническое обеспечение) Максим Шингаркин так видит причины давления США на Украину в отношении контроля над АЭС: «Когда ядерное топливо находится в реакторе АЭС, происходит реакция деления, в результате чего, помимо прочего, образуется плутоний, который является ядерным оружейным материалом. Да, его изотопный состав не очень хороший для того, чтобы изготавливать из него ядерное оружие. Но, согласно законодательству США, такой материал является оружейным ядерным материалом. Поэтому, несмотря на то, что купили российский уран и сделали из него ядерное топливо американские частные компании, плутоний, который образовался в украинских реакторах, является собственностью США. На момент начала СВО на территории Украины находилось огромное количество отработанного ядерного топлива, имеющего в своем составе американский плутоний. (…) Когда Запорожская область вошла в состав РФ, а Запорожская АЭС юридически стала российской собственностью, заместитель министра энергетики США направил в Москву письмо, запрещающее российским специалистам как-либо перемещать ядерное топливо на Запорожской АЭС. Поэтому сегодня в остановленных реакторах Запорожской АЭС находится американское ядерное топливо. Кстати, за тем, чтобы там с этим топливом ничего не сделали, следит МАГАТЭ, а вовсе не за тем, что падает на Запорожскую АЭС, как все думают».[vi]
Далее эксперт раскрывает, что можно сделать с ядерным топливом и почему американцы это блокируют: «Если достать отработанное ядерное топливо и произвести соответствующие измерения, (…) то, как я предполагаю, можно будет установить, что киевский режим нарушил Договор о нераспространении ядерного оружия. Либо по договоренности с американцами, либо, не ставя их в известность. То есть как-то модифицировал эти топливные сборки с целью получения плутония, который можно использовать для изготовления ядерного оружия. Другого объяснения, почему американцы не дают выгрузить сборки, нет».
В свете выводов эксперта отказ Зеленского передать АЭС под контроль американцев, даже при том, что он опирается на законодательство страны, выглядит довольно жестким торгом с администрацией Трампа, так как интерес американцев носит экзистенциальный характер: «АЭС не будут работать, если они не будут принадлежать Украине. Мы не можем просто так распоряжаться этими станциями, потому что они государственные. Если американцы хотят забрать ЗАЭС у россиян, инвестировать и модернизировать ее – мы можем об этом говорить, но вопрос собственности не обсуждали с Трампом».[vii]
Кроме того, Зеленский может опасаться, что ядерные дела украинского режима могут вскрыться и администрация Трампа покрывать его не будет. Интересно, что такого стремления к контролю над украинскими АЭС у администрации Джо Байдена не было, и это отражает суть представляемой ими элиты глобалистов - их не беспокоили последствия, ни правового ни международного характера, ни репутационные, ни для них самих, ни для США. У Байдена и его окружения все решалось просто - президентскими указами о помиловании.
По мнению Шингаркина есть радикальный сценарий, при котором США могут взять под контроль украинские АЭС, преследуя при этом комплексные цели, опираясь как на свое, так и на международное законодательство: «…В Румынию уже переброшена 101-я воздушно-десантная дивизия США «Кричащие орлы», состоящая из трех бригад. Одна бригада установит контроль над Южно-Украинской АЭС, вторая десантируется в Одессе, взяв под контроль городскую администрацию, штаб украинского флота и порт. Третья возьмет под контроль дорогу от Тирасполя на Кременчуг и железнодорожный узел Балта. Таким образом будут блокированы возможные действия со стороны ВСУ против «союзников». (…) У США есть юридические основания объявить все ядерные материалы на территории Украины своей собственностью. Будет заявлено, что США обвиняют режим Зеленского в сокрытии информации о состоянии ядерных материалов, принадлежащих Америке, и направляют свои вооруженные силы на объекты, где такие материалы находятся, с целью установления контроля за ними и исключения нарушения режима ядерного нераспространения. Высадка будет осуществляться только в отношении объектов и территорий, подконтрольных киевскому режиму. Суверенитет Украины при этом нарушается, но суверенитет РФ не нарушается никак, если они только на Запорожскую АЭС не десантируются». В итоге, считает эксперт, есть два варианта: если Зеленский будет сопротивляться, прилетят десантники, если он сопротивляться не будет и все подпишет, на эти АЭС приедут американцы, одетые в штатское.
Даже если американцы, в случае реализации подобного сценария скажут, что их деятельность на территории Украины не направлена против РФ, она направлена на установление контроля за ядерными материалами, принадлежащими США, с целью исключения нарушения режима ядерного нераспространения, Россию это не устроит, и вопрос будет ли ситуация разрешена если придет приглашение российским инспекторским группам прибыть на украинские ядерные объекты с целью ознакомления, как осуществляется контроль. Шингаркин видит только один выход и существующей и гипотетической ситуации взятия американцами украинских АЭС под физический контроль: надо немедленно выработать встречные предложения по установлению международного контроля за режимом нераспространения на украинских ядерных объектах, основанный на функционале МАГАТЭ. В этой атомной истории позиции России сильны тем, что Запорожская АЭС с американским ядерным топливом находится под контролем «Росатома», что действия американцев могут стать причиной раскрытия совместной укро-американской деятельности и манипуляций с ядерным топливом. В этом же и причина безумного упорства, с которым ВСУ наносят удары по Запорожской АЭС и связанной с ней инфраструктуре, и это упорство в сокрытии преступлений таково, что Киев пошел на разрушение дамбы Каховского водохранилища. Однако, материалов для нового Нюрнберского процесса по атомной тематике, думается, уже достаточно, как и по остальным военным преступлениям.
Вопросы контроля над энергораспределяющими компаниями на Украине носит другой, экономический характер. В начале нулевых у киевских властей был шанс получить от США реальные гарантии безопасности с помощью серьезных лоббистов, если бы американские компании получили во владение значимый сегмент сектора распределения электроэнергии на Украине. Безусловно это оказало бы влияние на политические процессы и внешнюю политику Киева. Но это не было нужно тогда, и не нужно сейчас ни украинским властям, не владельцам облэнерго. Они хотели играть энергетикой сами и по своим правилам. Эту игру продолжил и Зеленский.
Несмотря на огромные разрушения украинской энергетики, распределение электроэнергии остается прибыльным бизнесом. Аналитик украинского Института стратегических исследований Юрий Корольчук так описывает ситуацию: «Тариф на распределение растет, облэнерго систематически получают деньги на ремонты, и процесс их распределения далеко не всегда прозрачный. Это монопольные структуры, и средства там есть».[viii] Украинские эксперты отмечают, что практически все облэнерго остаются прибыльными, в том числе по коррупционным схемам (закупка оборудования по завышенным ценам). Например, согласно финансовой отчетности «Винницаоблэнерго» за второй квартал 2024 года (более свежих данных нет), чистая прибыль составила почти 512 млн гривен, а рентабельность - 11,59%.
Санкции против украинских олигархов, в частности, Григоришина и Коломойского являются составляющей перераспределения активов под прикрытием национализации.
Энергетический «бульон», заварившийся на Украине имеет много составляющих. Среди них экономические интересы США, как их понимает Трамп, являются ведущими, так как за американскую помощь, безоглядно оказываемую администрацией Байдена, придется платить. С восторгом в 2022 году на Украине произносили слово «ленд-лиз», забыв, что помощь США СССР в период Второй мировой войне была не безвозмездной. Это пока не укладывается в голове Зеленского: «Мы благодарны за поддержку, но это не кредит, и мы этого не допустим».[ix] Администрация Трампа понимает, что Украина неплатежеспособна, но у нее есть ресурсы, и чтобы контролировать в том числе политику, необходимо забрать эти ресурсы под контроль. Энергетика, определена как прибыльный ресурс, атомный сектор энергетики к тому же несет мощную репутационную составляющую для Штатов, кроме очевидной экономической выгоды на десятилетия вперед.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://холдинги.рф/select/usa-energy-companies/page/2/
[ii] https://russian.rt.com/inotv/2013-03-01/AES-ustupila-svoj-ukrainskij-gazovij
[iii] https://aif.ru/money/business/ukrainskiy_biznesmen_konstantin_grigorishin_dose?ysclid=m8hlrl4ix4399413642
[iv] https://www.interfax.ru/russia/1016616
[v] https://www.rbc.ru/business/24/03/2025/67e16c379a794727ea882187
[vi] https://www.mk.ru/politics/2025/03/29/raskryt-scenariy-ustanovki-kontrolya-ssha-nad-aes-ukrainy.html
[vii] https://zn.ua/POLITICS/vse-aes-prinadlezhat-narodu-ukrainy-zelenskomu-o-vozmozhnom-kontrole-ssha-nad-zaporozhskoj-stantsiej.html
[viii] https://stranaua.media/news/478731-kak-poslednjaja-razdacha-sanktsij-ot-zelenskoho-svjazana-s-bolshim-peredelom-na-enerhorynke.html
[ix] https://www.rbc.ru/politics/28/03/2025/67e6d5e59a7947a415a6e2e5
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs