Кризис, и в особенности последние два его года, изобиловавшие европейскими спасательными операциями различного масштаба, валютными и торговыми войнами, всё больше приводит мировых лидеров и экономистов к мысли о невозможности при помощи существующего набора инструментов глобальными усилиями заштопать дыры в мировой экономике. Когда гигантское судно терпит бедствие посреди океана, единство пребывающих на нем людей улетучивается по мере понимания бесперспективности усилий по его спасению. Начинается борьба за место в шлюпке и круг. В международном политико-экономическом контексте - это во многом вынужденная регионализация. Ее развитие и темп обуславливаются двумя важными факторами. Во-первых, это стремительный рывок ряда азиатских стран, и прежде всего Китая, проведших контролируемую правительствами индустриализацию, переставших по этой причине быть чисто ресурсными государствами, и создавших у себя значительный экспортоориентированный сектор экономики. Во-вторых, снижение возможностей и способности какой-либо одной страны и даже группы стран навязывать свою волю остальным мирными (дипломатическими или экономическими) методами. Теперь, одним, в условиях падения спроса на свою продукцию в США и ЕС, жизненно необходимо искать новые и расширять старые рынки сбыта и предпринимать, с привлечением нужных партнеров, усилия по активизации внутреннего спроса, а другим, изо всех сил (включая военную) помешать изменению старого формата отношений и международной политико-экономической конфигурации. Понимая последнее, растущие азиаты наращивают свои военные расходы и политические усилия, направленные на максимально возможную координацию планов и действий в рамках существующих и перспективных региональных и трансрегиональных интеграционных группировок. Так, согласно обнародованному на прошлой неделе исследованию, посвященному вопросам ассигнований на оборону и торговли оружием в мире, подготовленному военным еженедельником Janes Defence Weekly, к 2021 году Азиатско-Тихоокеанский регион во главе с Китаем по расходам на оборону обойдет Североамериканский регион. Таким образом, безоговорочное первенство США по этому показателю будет утрачено, а Китай усилит свою растущую экономическую мощь, военной силой. Это один из наиболее беспокоящих Соединенные Штаты вопросов, который они пока не знают, как в минимально короткие сроки решить, и что вообще делать с растущей многоплановой проблемой под названием Китай. Дискуссии и споры вокруг этого в Америке набирают обороты. Зондируются различные варианты, от поиска союза внутри китайских элит, до раскачивания политической ситуации в Поднебесной. Например, бывший госсекретарь США, известный глобалист и член Бильдербергского клуба, Генри Киссинджер в позапрошлом году выпустил книгу «О Китае» («On China»), в которой проводит мысль о том, что основанные на сотрудничестве отношения между США и Китаем «необходимы для глобальной стабильности и мира». «Отношения между Китаем и США не нужно и нельзя превращать в антагонистическую игру», - считает он. Его оппоненты указывают на то, что известная китайская доктрина «высасывания через соломинку» всё больше находит свое применение в отношении Соединенных Штатов и ратуют за политико-экономическое противодействие этому, что в определенной степени уже имеет место. Помимо этого, начиная с прошлого года, США наращивают свое военное присутствие в АТР, в частности в Австралии, в Сингапуре, занимающем стратегическое положение в Малаккском проливе, через который проходят важнейшие морские пути с Ближнего Востока в Восточную Азию, и на Филиппинах. Ищутся возможности и с наибольшей выгодой для себя сыграть на внутренних противоречиях. В этом отношении достойна внимания публикация в марте 2009 года официальным изданием американского Совета по международным отношениям (CFR) Foreign Affairs материала о кризисе китайской однопартийной системы и её ближайшем крахе. «Сильные экономические показатели последних лет, были единственным источником легитимности для КПК. Продолжающийся кризис после нескольких лет процветания и затишья во внутренней политике несет в себе опасность освобождения среднего класса от чар однопартийной политической системы» - пишет издание. Авторы также приводят пугающие данные о порядке 90 000 забастовок, стачек, демонстраций и коллективных акций протеста, ежегодно сотрясающих КНР. Как и в Молдове, в Китае, по предположениям CFR, социальной базой для свержения коммунистического режима станет средний класс и выпускники высшей школы. В чём-то схожим образом США и Запад в целом ведут себя и по отношению к России. Здесь вместо доктрины «соломинки» муссируется тема углеводородной зависимости, экспансии русского аффилированного с государством бизнеса, несправедливости владения столь внушительными запасами важнейшего сырья, пресной воды и т.п. Россию пытаются сдерживать при помощи строящихся баз ПРО и её флотской компоненты, создания дестабилизирующих повстанческих очагов и бандподполья, а также активной работы через подконтрольные НПО и неформальные группы влияния. В этом свете активизация контактов России в рамках Шанхайской организации сотрудничества, и на двусторонней основе с различными государственными деятелями стран – членов ШОС выглядят вполне адекватно и логично. Данные государства, включая страны - наблюдатели, имеют серьезный потенциал для наращивания взаимного экспорта, кооперации, различных форм интеграционного сотрудничества, интенсификации выработки и отстаивания на мировой арене единых позиций и подходов по широкому кругу международных вопросов и проблем. С учетом этих задач и новых вызовов (в частности, предстоящим выводом международного контингента войск возглавляемого США из Афганистана), на минувшей неделе состоялся ряд важных встреч. Министр обороны России Сергей Шойгу в Бишкеке встретился с коллегой из КНР генерал-полковником Чан Ваньцюанем. За последние полгода, и с момента вступления в должность, как нового министра обороны России, так и его китайского коллеги (март нынешнего года), это уже вторая их встреча, что говорит само за себя. По словам российского министра «за столь короткий период динамика отношений двух стран приняла довольно высокий темп». «И самое главное - есть конкретные дела, которые требуют нашего постоянного внимания», - отметил Шойгу. Данные события и высказывания свидетельствуют о действительно значимых процессах имеющих место в отношениях двух стран. Там же в Бишкеке состоялось совещании министров обороны государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Один из важнейших вопросов встречи, - проблемы региональной безопасности, связанные с предстоящих выводом коалиционных войск из Афганистана. Внешний фактор и общность угроз стимулируют более тесную консолидацию усилий по их преодолению, как в рамках региона, так и в рамках организации в целом. Многолетнее пребывание в Афганистане международного контингента под эгидой главных экспортеров демократии не принесло стабильности ни стране, ни региону. Как собственно и аналогичная деятельность в других точках планеты. Горе-лечение кризиса, равно как и других проблем современности псевдо-лекарями Западного образа мысли, всё больше способствует смещению акцентов политики региональных держав в сторону формирования элементов более тесного регионального взаимодействия, защиты и отстаивания своих интересов. Этим вопросам, в части касающихся их полномочий, была посвящена встреча руководителей пограничных служб государств - членов ШОС, также прошедшая на прошлой неделе в Екатеринбурге. Основная цель заседания - повысить возможности организации по реагированию на современные вызовы и угрозы. А они растут. Растут, по мере демонстрации тщетности усилий и неадекватности действий тех, кто взял на себя уже явно непосильный труд тоталитарного вмешательства во все сферы жизни, как отдельных государств и регионов, так и конкретных людей, доведя толерантность до диктатуры дикости. В этих условиях ширящаяся регионализация является, по сути, фронтальным ответом на происходящие изменения.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs