Возросшую интенсивность российско-американских контактов на разных уровнях в России рассматривают как хороший знак. На пресс-конференции в ИТАР-ТАСС 28 мая об этом подробно рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. «Мы расцениваем это как нормализацию состояния двусторонних отношений после периода значительных трудностей», - заявил высокопоставленный дипломат. Вместе с тем, Сергей Рябков отметил: «Мы не преувеличиваем возможности скорого выхода на какой-то качественно новый по содержанию и характеру уровень взаимодействия». Оценивая перспективы двусторонней повестки дня Москвы и Вашингтона, Сергей Рябков отметил: «Предстоящий период будет временем хороших новостей в отношениях между Россией и США».
По словам замминистра, двустороннее взаимодействие включает объемный набор разноплановых вопросов, которые обсуждаются. В частности, экономический блок: товарооборот между нашими странами за 2012 год составляет лишь 32$ млрд. Это, по мнению С.Рябкова, не достойно серьезного рассмотрения на фоне даже тех объемов торговли, которые есть у России с Нидерландами, Германией, КНР. Однако есть крупные совместные проекты, например, между «Роснефтью» и «Экссон Мобил», «Ростехнологиями» и «Боингом». Кроме того, как отметил С.Рябков, необходимо решать задачи в сфере инвестиций. «После вступления Российской Федерации в ВТО американская сторона заостряет вопрос о том, как максимально сформулировать рамки инвестиционного сотрудничества. У нас здесь есть свои вопросы», - сказал замминистра. Речь идет о том, что Москву не вполне удовлетворяет модель соглашения, которую предлагает Вашингтон. «Она (модель) далеко не в полной мере соответствует российским стандартам, сформулированным в значительной мере с евразийскими партнерами по диалогу и с ЕС», - добавил дипломат.
Помимо этого есть ряд соглашений, которые, по словам С.Рябкова, находятся в разной степени продвинутости: от соглашения об обмене культурными ценностями до новых договоренностей в атомной сфере, а также вопросы отмены виз, мониторинг ситуации с детьми, усыновленными из России в США. Как сообщил С.Рябков, на днях состоятся очередные консультации на эту тему в Москве. «Мы эту тему не бросаем, наоборот мы ей уделяем приоритетное значение», - подчеркнул он. В двусторонней повестке есть позитивные сдвиги. «Хотел бы воспользоваться возможностью, чтобы подтвердить, что мы весьма продвинулись с Вашингтоном в разработке новой юридической основы в сфере нераспространения на замену истекающему в июне соглашению от 1992 по программе Нанна-Лугара», - отметил замминистра. Вопрос касается обновления соглашения по программе утилизации устаревших вооружений, известной также как программа Нанна-Лугара. Ранее С.Рябков сообщал, что стороны могут принять документ до конца 2013 года. Напомним, в этом году МИД РФ заявил, что предложения США о продлении соглашения по программе Нанна-Лугара об утилизации химического оружия более не соответствуют представлениям РФ о том, как должно быть выстроено сотрудничество в этой сфере. США подтвердили готовность обсуждать этот вопрос. Программа Нанна-Лугара названа по именам двух ее авторов - сенаторов Ричарда Лугара и Сэма Нанна. Они в 1991 году инициировали принятие конгрессом соответствующего закона, в рамках которого США могли оказывать помощь странам бывшего СССР в утилизации снятого с вооружения ядерного и химического оружия, а также средств доставки.
Сергей Рябков отметил на пресс-конференции эффективность формата взаимодействия России и США в рамках двусторонней президентской комиссии: «Российская сторона полностью привержена работе в этом формате». По его словам, в этом году могут «последовать новые решения и договоренности, как придать работе президентской комиссии дальнейшую эффективность». Практикуемый обмен посланиями между лидерами России и США, как сказал замминистра, «представляет собой форму доведения до партнера того, что заботит нас на сегодняшний день, представляется важным». Выражая позицию российской стороны относительно этих посланий, Сергей Рябков отметил: «Мы видим подтверждение настроя решать проблемы и делать новые шаги».
Однако некоторые вопросы двустороннего сотрудничества невозможно решать лишь на обоюдной основе. Это также обозначил на пресс-конференции Сергей Рябков. Вопросы контроля над вооружением и разоружением – это отдельный крупный блок и сейчас он в возрастающей степени должен насыщаться многосторонней составляющей, а не оставаться чисто российско-американским. Например, по словам замминистра, нереалистично обсуждать сокращение ядерных вооружений без договоренности России и США по ПРО. «У целого ряда стран происходит наращивание возможностей и в ракетной, и в ядерной сфере. А сейчас мы уже приблизились к показателям, когда ситуация в мире была кардинально отличной от нынешней. В этой ситуации сама арифметика заставляет лишний раз подумать, возможны ли новые сокращения, когда вокруг многие участники мировых процессов принимают противоположные решения, а самое главное, когда у нас в диалоге с США не очень получается договориться в сфере противоракетной обороны. Для России взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений неразрывна и её нельзя валюнтаристски отменить. Поэтому без договоренности в этой сфере обсуждать перспективу дальнейших сокращений ядерных вооружений нереалистично», - подчеркнул С.Рябков.
Не обошел вниманием замминистра и обстоятельства, которые создают в диалоге с США обстановку достаточно «разогретую». Дело касается содержания в российского гражданина Виктора Бута в тюрьме строгого режима USP Marion в штате Иллинойс. В этом вопросе МИД РФ выделяет три основных аспекта. «Мы считаем, что это совершенно неоправданно. Ему ограничивается доступ общения с внешним миром, в том числе с его женой, Аллой. У нас есть вопросы и в том, что касается возможности для него получать дополнительное питание, есть и по медицинскому обслуживанию некоторые аспекты, которые требуют незамедлительного решения», - сказал С.Рябков. Он отметил, что все эти вопросы отрабатываются по линии МИД РФ и российских загранучреждений в США по линии Консульской службы.
Второй, более долгосрочный аспект, тревожащий российскую сторону – Ситуация, в результате которой Виктор Бут был приговорен к длительному сроку и оказался в тюрьме в США. «Он осужден за намерение совершить некие противоправные действия, а отнюдь не за конкретные практические шаги, которые привели к тем или иным последствиям, квалифицируемым как преступление. Для нас это в принципе неприемлемо», - подчеркнул Сергей Рябков. Третий аспект вопроса связан с обстоятельствами его экстрадиции из Таиланда по американскому ордеру. «Здесь имел место неприкрытый политический нажим из Вашингтона на власти Таиланда. Об этом мы говорили тоже довольно прямо и откровенно. Совокупность всех этих факторов дает нам основания заостренно и твердо ставить вопрос перед американской стороной о необходимости принять ответные шаги по облегчению участи Виктора Бута и в конечном счете использования механизма Конвенции Совета Европы 1983 года об отбывании заключения в стране гражданства», - сказал замминистра. США и РФ являются сторонами этой Конвенции. Как отметил С.Рябков, в американской юридической и судебной системе и практике довольно много процедурных моментов, трудностей и обстоятельств, которые нужно учитывать. США отказываются рассмотреть возможность использования механизма упомянутой конвенции. «Мы с уважением относимся к этой процедуре, но это не отменяет нашей твердой решимости довести дело до решения в пользу передачи Бута для отбывания наказания в Российскую Федерацию в соответствии с положениями упомянутой конвенции», - подтвердил Сергей Рябков.
Сирийскую тему на пресс-конференции Сергей рябков прокомментировал многосторонне. Во-первых, он отметил, что Россия разочарована решением ЕС об отмене эмбарго на поставку оружия в Сирию. «Мы разочарованы тем, что принимаются решения, которые не просто не способствуют политическому урегулированию, вопреки всем декларациям, сделанным ЕС в пользу решения на основе женевского документа, и вопреки договоренности о том, что нужно двигаться в направлении созыва международной конференции по Сирии, отменяется эмбарго, - сказал он. - Это противоречит той политике, которую проводит сам ЕС», - сказал высокопоставленный дипломат. «Как известно, ЕС во многом инициировавший, в частности, заключение международного договора о торговле оружием, согласно которому, главную ответственность в этой сфере всегда, при любых обстоятельствах несет законное правительство страны, куда осуществляются подобные поставки. Теперь, накануне открытия международного договора о торговле оружием, 3 июня, принимается решение, противоречащее и духу, и букве этого документа». Сергей Рябков назвал данную ситуацию отражением двойных стандартов и расценил, как ущерб перспективам созыва международной конференции по Сирии.
Опасения о срыве мирной конференции по Сирии выразили журналисты нескольких изданий. По словам Сергея Рябкова, разрозненность сирийских оппозиционных группировок и неспособность партнеров, в том числе США и ЕС, обеспечить достаточно авторитетный уровень представительства оппозиционных сил на планируемой международной конференции по Сирии - одно из главных препятствий для организации конференции. Как подчеркнул Сергей Рябков, «шансы на проведение конференции есть, их нельзя недооценивать, как нельзя недооценивать и связанные с ее организацией трудности». Он уточнил, что в Москве не поддерживают определение искусственных сроков и искусственной продолжительности проведения конференции. Главное в подготовке конференции, по словам С.Рябкова, это договоренность по концепции – чего мы хотим от форума. «Мы хотели бы, чтобы результатом форума стал запуск некоего политического процесса, который в конечном итоге привел бы к коллективной договоренности участников форума, представляющих сирийские стороны в этом конфликте, договоренности о том, как строить новую Сирию. Без предварительных условий, без выдвижения требований, что кто-то должен присутствовать, кто-то не должен присутствовать, кто-то должен уйти, кто-то не должен уйти для начала этого форума. Мы должны в качестве главной задачи сформировать атмосферу, когда со стороны правительства и оппозиции будут определены переговорщики». Сергей Рябков также сообщил, что правительство в Дамаске имеет полную решимость направить на эту потенциальную конференцию делегацию, имеющую все полномочия для ведения переговоров. «Мы постоянно получаем сигналы из Дамаска, что это именно так», - сказал в заключение заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs