Внешняя политика Белоруссии несколько раз в прошлом подвергалась импульсивным изменениям, в основе которых, возможно, были скорее эмоции, чем расчет. Впрочем, в последнее время эти случаи уже не фиксируются. Минск, похоже, окончательно выбрал для себя вектор внешнеполитического развития и шаг за шагом движется в этом направлении.
Главное направление – это, естественно, Россия. Недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что следует еще более интенсифицировать двусторонние отношения на политическом и экономическом направлениях. Вроде бы не хватает в этом перечне еще одного момента, однако культурные контакты и без того находятся на очень высоком уровне. Поэтому основная внешнеполитическая цель Минска – взаимодействие с Москвой в Едином экономическом пространстве и перспективы Евразийского союза.
Между тем, в прошлом году российско-белорусский товарооборот достиг пика в своей истории. В этом году динамика более сложная, однако, учитывая некоторые обстоятельства, вполне приемлемая. Определенные проблемы создало Белоруссии вступление России в ВТО, в результате чего страна «по факту» должна были приноравливаться к правилам этой же организации. Пострадал, в частности, экспорт продукции сельхозмашиностроения в Россию. Впрочем, Минск рассчитывает существенно исправить ситуацию уже к концу текущего года. Отмечу, что российские производители, в свою очередь, жалуются на ограничительные меры белорусской стороны. В частности, представители «Росагромаша» говорят о «дискриминационных условиях» на белорусском рынке и о том, что за последние три года им не удалось продать в республике ни одного комбайна. Очевидно, что это только одна из проблем, которые требуют своего решения. Среди других, например, определение и подписание нефтяного баланса на2013 г. Но все это – рабочие моменты, которые были всегда и будут оставаться впоследствии. Здесь слово за переговорщиками.
По официальной оценке Минска, интеграционные процессы, в которые вовлечена республика, развиваются вполне нормально по своей динамике и направлениям. Недавно, например, стало известно, что Россия и Белоруссия собираются совместно развивать льноводство. Вроде бы ничего существенного по сравнению с другими направлениями сотрудничества, однако на деле еще один сближающий две страны фактор.
В Минске спокойно относятся к тому, что членство в Таможенном союзе не дает быстрых результатов. Там понимают, что речь идет о долгосрочном проекте, и помнят неудачи прежних интеграционных инициатив, где во главу угла ставился охват возможно большего количества участников в ущерб качеству совместной работы. И добавляют, что если бы не было Единого экономического пространства, то экспорт республики, возможно, упал бы раз в десять.
К достижениям белорусской внешней политики можно отнести тот факт, что смена руководства в Венесуэле не привела к ослаблению двусторонних отношений ни в политической, ни в экономической сферах. На деле они в белорусско-венесуэльских отношениях взаимосвязаны, так что понятно внимание Минска не просто к их поддержанию, но и дальнейшему развитию. Для Белоруссии, в силу политических причин отчасти изолированной, причем не только в Европе, это действительно важный фактор.
В целом нормально развиваются отношения Минска и с Киевом, хотя у обеих сторон есть и определенные взаимные претензии. В связи с образованием Таможенного союза возникли некоторые проблемы у украинских товаропроизводителей. Недавно украинские кондитеры обвинили белорусское правительство в попытках защитить белорусский рынок в преддверии пика продаж перед майскими праздниками. В свою очередь, Минск обратил внимание на замедленные действия ветеринарной службы Украины в отношении белорусской мясомолочной продукции.
Об успехах отношений с Китаем говорит, в частности, хотя бы тот факт, что Пекин планирует создать в районе Минска огромный по площади производственный центр, настоящий город, который обеспечит китайским экспортерам близость к России и ЕС. Стоимость проекта - $5 млрд.
Отношения с ЕС по-прежнему не складываются по политическим причинам. Однако за первые три месяца текущего года Нидерланды вышли на второе место среди торговых партнеров Белоруссии с 8,6 % товарооборота, обогнав даже Украину (на первом месте, естественно, Россия с 48,4%). Правда, Амстердам (точнее, вероятно, Гаага, где находятся правительство и парламент), возможно, введет по политическим причинам экономические санкции в отношении Минска. Уровень контактов Брюсселя с Минском понижен, существует «черный список» ЕС в отношении некоторых физических лиц и компаний Белоруссии.
Словом, радикальных изменений во внешней политике Минска не происходит и не предвидится. Западное направление блокировано в силу политических обстоятельств, которые едва ли изменятся в обозримом будущем. Остается только евразийская интеграция и поиски новых партнеров за пределами Европы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs